На протяжении всего 2021 года спрос на лизинговые услуги стабильно рос. Этому способствовали благоприятные экономические условия, не снижающаяся потребность в обновлении и расширении основных производственных фондов компаний реального сектора экономики. Регионами-лидерами по показателям местных лизинговых компаний в ЮФО и СКФО стали Краснодарский край, Ростовская область и Крым. Впрочем, последствия санкционного давления и кризиса в экономике скажутся на бизнесе уже этой осенью — рынок будет сильно сжиматься, выживут в такой ситуации далеко не все, считают эксперты.
Для ранжирования компаний мы взяли за основу показатель выручки компаний с ОКВЭД 64.91 и 64.91.2 (Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)). Всего таких компаний, по данным ИАС Seldon.Basis, оказалось 40.
Местному бизнесу сложно конкурировать с федеральными компаниями
Как выяснил «Эксперт ЮГ», на юге России работают порядка 40 компаний, которые имеет основной ОКВЭД «Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)». По итогам 2021 года выручка топ-40 лизинговых компаний ЮФО и СКФО выросла до 7,5 млрд рублей. Прирост за год составил 21%. Чистая прибыль компаний в прошлом году снизилась до 219,6 млн рублей, хотя годом ранее этот показатель находился на уровне 342 млн рублей.
В рэнкинге больше всего компаний из Ростовской области — 14. На втором месте оказался Краснодарский край с 10 участниками. Третье место получил Крым (7). В топ-листе также расположились по три компании из Ставропольского края и Дагестана, а Волгоградская область, Северная Осетия и Кабардино-Балкария были представлены по одной. Компании из других регионов ЮФО и СКФО в топ-лист не попали из-за низких финансовых показателей или их отсутствия.
А вот лидером по выручке компаний среди регионов Юга стала Кубань с 2,5 млрд рублей, на второй строчке оказался Крым (2,4 млрд рублей), замыкает тройку лидеров Ростовская область, где выручка составила 2,1 млрд рублей. Ещё порядка 352 млн рублей выручили дагестанские компании. Остальные регионы продемонстрировали далеко не самые утешительные результаты — от 45 млн до 1 млн рублей. Однако по динамике прироста выручки лидирующие позиции заняли регионы с минимальными финансовыми показателями. Так, Волгоградская область приросла на 60%, а Дагестан — на 57%. Третье место по приросту присвоено Крыму (43%). У Краснодарского края и Ростовской области динамика выручки составила от 9 до 17% соответственно. Падение выручки было зафиксировано у компаний из Северной Осетии (-62%), со Ставрополья (-50%) и из КБР (-6%).
Большая часть прибыли была получена представителями Крыма и Кубани — около половины от всей чистой прибыли рэнкинга. По динамике прироста выручки первые места заняли ООО «ББ-КЭШ», «РЛК Республика Крым» и «ЛК Страйк». Самыми же прибыльными ЛК стали ООО «АМК», «МСБ-Лизинг» и «Ген Лизинг».
Таким образом, на юге России основные региональные игроки находятся в Краснодарском крае, Ростовской области и Крыму. Именно лизинговые компании из этих регионов заняли в топ-листе больше половины мест и получили более 80% выручки. Надо сказать, что основные игроки на рынке — это представительства федеральных лизинговых компаний, которые как раз и аккумулируют большую часть сделок в ЮФО и СКФО. К примеру, только один «Европлан» отчитался за год о выручке в 44,7 млрд рублей. Федеральная компания имеет свои представительства в регионах ЮФО, но штаб-квартира находится в Москве. Согласно методике нашего исследования, в топ-лист были включены лишь местные компании.
Тем не менее, южные представители рынка лизинга занимают свою небольшую нишу с совокупной выручкой около 7,5 млрд в год. В целом, по оценкам Объединённой лизинговой ассоциации (ОЛА), выручка российских лизинговых компаний по итогам 2021 года составила 1,5 трлн рублей (+63% к уровню 2020 года).
Год выхода из стагнации для лизинга
Минувший год стал для рынка лизинга успешным на фоне двух лет стагнации. Особенно сильно просели показатели компаний в 2020 году, когда в России были введены самоизоляция и ограничения из-за пандемии коронавируса. По данным агентства «Эксперт РА», в 2021 году объём нового бизнеса вырос на 62%, что в денежном выражении можно оценить в 2,3 трлн рублей. В 2020 году этот показатель просел на 6%. Стоит отметить, что ёмкость рынка увеличилась максимально за последние пять лет. Заметно выросла и доля лизинга в ВВП страны — с 1,3 до 1,7%.
По мнению гендиректора «Райффайзен Лизинг» Виталия Милованова, такой внушительный прирост связан с фактором отложенного спроса и низкой процентной ставкой. Повлияло на лизинговые соглашения и то, что транспорт дорожал практически каждый месяц, поэтому многие корпоративные клиенты решили приобрести объекты лизинга, не дожидаясь нового подорожания. Важно сказать, что главными драйверами роста стали грузовой и легковой транспорт.
Минувший год стал для рынка лизинга успешным на фоне двух лет стагнации. Особенно сильно просели показатели компаний в 2020 году
Как рассказал президент ОЛА Алексей Киркоров, в прошлом году игроки рынка фиксировали огромные продажи, причём спрос превышал предложение. Особенно дефицит был заметен в конце прошлого года. К началу 2022 года лизинговые компании заключили 776 тысяч действующих договоров с 227 тысячами клиентов. По данным заместителя гендиректора «Эксперт РА» Александра Сараева, ядро лизинга в России — это компании малого и среднего бизнеса. Доля МСП выросла с 57 до 65%.
Региональные игроки также позитивно оценили прошлый год. По мнению регионального директора компании «Интерлизинг» по ЮФО и СКФО Игоря Тисленко, прирост бизнеса по сравнению с предыдущим годом составил 49,7% и достиг объёма в более чем 3,7 млрд рублей. За прошлый год компания открыла 16 филиалов.
«Результаты работы в 2021 году оцениваем как позитивные. Основной рост, более чем на 20 процентов, отмечался в сегменте легкового транспорта, что связано как с повышенным спросом, так и с ростом среднего чека, снижение же прироста было отмечено лишь в сегменте грузового транспорта. Связано это с определёнными ограничениями предложения на рынке и существенным ростом цен, однако в абсолютных значениях показатель остался неизменным к 2020 году», — уточнил Игорь Тисленко.
В «Интерлизинге» отмечают, что на протяжении всего 2021 года спрос стабильно рос, чему способствовали и благоприятные экономические условия, и постоянная потребность в обновлении и расширении основных производственных фондов со стороны компаний реального сектора экономики.
В целом, как рассказал Алексей Киркоров, лизинговым компаниям удалось накопить внушительный портфель. «Мы находится в очень хорошей ситуации. Мы накопили хороший портфель, и его стоимость выросла», — резюмировал он. По его оценкам, это поможет лизинговым компаниям в 2022 году, который уже показал резкое падение спроса, сильнейший дефицит техники и увеличение кредитных ставок. Однако в этой ситуации, как считают эксперты, перспективными направлениями могут стать подержанная техника и возвратный лизинг.
Идеальный шторм переживут не все
Между тем, аналитики сходятся во мнении, что лизинговая отрасль в нынешних условиях испытывает серьёзные проблемы. С таким кризисом она ещё не встречалась. Его особенностью в лизинговой отрасли является «схождение в одной точке» товарного дефицита по большинству предметов лизинга, «заградительной» ставки кредитования в первой половине 2022 года и сокращения инвестиций в основной капитал. Национальное рейтинговое агентство (НРА) ожидает, что в 2022 году количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40%-50%, а количество предметов лизинга — на 45%-55%. Падение лизингового рынка продлится, в базовом сценарии, до I квартала 2023 года по мере снижения ключевой ставки до 10%–12% и «выстраивания» новых цепочек поставок, говорится в отчёте Национального рейтингового агентства. Спад произойдёт в секторе легкового и грузового автотранспорта, который сильнее всего пострадал от санкций. Напомним, с начала весны европейские, американские и японские автопроизводители приостановили сборку машин на территории России и остановили поставки. Сейчас отечественный рынок довольствуется складскими запасами и небольшими партиями автомобилей из Китая и Южной Кореи. Прогнозируется, что в этом секторе спад может составить до 60%. Примерно на 40% упадёт лизинг высокотехнологичного оборудования, а спецтехники — на 30%. Эти сегменты также оказались под санкционным давлением.
«Анализ изменения рынка стоит проводить ближе к концу года, но на сегодняшний день прогнозируется сокращение объёмов рынка по итогам года в диапазоне 20-40 процентов, — поделился своим видением ситуации Игорь Тисленко. — Что касается текущих условий, то, несмотря на все внешние обстоятельства, мы продолжаем работать в том же темпе, все предложения, в том числе и специальные программы, продолжают действовать, и мы, как и всегда, ценим наших клиентов и партнёров, оказывая им поддержку в развитии бизнеса».
По оценкам НРА, нынешний кризис нельзя сравнить с весной 2020 года, ведь сейчас происходят структурные экономические и логистические изменения, которые будут сопряжены со спадом на рынке. Этот период может продлиться не менее двух лет. Но, помимо внешних факторов, на дальнейшую работу лизинговых компаний влияют и внутренние — это инфляция, финансовое состояние клиентов и разрыв деловых соглашений с западными игроками. Однако при пессимистическом сценарии количество новых лизинговых договоров может упасть на 60%–70%, если кризис будет разрастаться и далее, а восстановление экономики займёт более двух лет. Самыми серьёзными являются структурные ограничения, говорится в заявлении агентства. Уже сейчас и лизингодатели, и лизингополучатели массово пересматривают условия контрактов с иностранными поставщиками.
На фоне этого рынок лизинга окажется в довольном сложном положении. Убытки и предбанкротное состояние могут заставить ряд региональных игроков войти в состав бизнеса более крупных федеральных компаний. Велика вероятность, что 2022 год станет временем консолидации бизнеса из-за финансовых проблем. Как рассказал Алексей Киркоров, в 2022 году лизинговые компании кредитуются в банках под плавающие ставки. Порядка 86% имеют плавающие или переменные ставки по кредитам, что влияет на ставку для клиентов. «Безусловно, будет сложно. Хорошо, если лизинговые компании после провала смогут настроить цепочки поставок», — резюмировал Александр Сараев.
Игроки рынка надеются, что выходом из сегодняшнего кризиса может стать масштабная господдержка. Но она пока не заявлялась на федеральном уровне.