Донской завод Bonum — один из крупнейших машиностроительных заводов России. Предприятие было создано в 2014 году, а сегодня входит в тройку лидеров отечественных производителей полуприцепной техники. В 2022 году компанию включили в перечень системообразующих организаций российской экономики.
Сейчас компания производит технику для крупнейших топливных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных компаний России и СНГ. Ежегодно география экспортных поставок техники расширяется. В 2022 году Bonum запустил новый завод в Аксайском районе Ростовской области мощностью 1,5 тысячи полуприцепов в год. Инвестиции составили 700 млн рублей. Это уже третий завод компании — первые два находятся в Ростове и Новочеркасске.
До введения западных санкций предприятие уверенно росло, а после, несмотря на возникшие трудности, наладило импортозамещающее производство полуприцепной техники. Помогли ориентация на внутренних поставщиков и участие в программах поддержки правительства Ростовской области. Замену санкционным импортным комплектующим находят не только в России, но и в странах СНГ. При этом предприятие активно локализует производство необходимых компонентов.
Проекты развития в досанкционную эпоху
В период, когда санкции западных стран ещё не коснулись России, компания Bonum уверенно росла. За последние пять лет выручка ООО «Бонум» увеличилась почти в 10 раз, до 2,9 млрд рублей по итогам 2021 года. В этом же году предприятие выпустило свыше тысячи полуприцепов, что на 40% больше, чем в 2020 году, а также увеличило производительность на 40% по сравнению с 2020 годом. Этому предшествовала длительная подготовка.
По словам генерального директора ООО «Бонум» Александра Михайленко, на рост основных показателей компании повлияло участие в национальном проекте «Производительность труда».
Кроме того, в 2021 году завод Bonum стал лидером продаж в России. Согласно информации маркетингового агентства Russian automotive market research, у бренда «Бонум» зафиксирован наибольший рост продаж прицепной техники — 62,1%.
Успешный рост в 2021 году позволил предприятию презентовать ряд новинок, которые на данный момент прошли испытания и встроены в работу различных предприятий.
Как рассказали в пресс-службе Bonum, среди открытий особенно выделяется запуск нового направления производства — Main line. Это шторные и шторно-бортовые полуприцепы.
Также в 2021 году предприятие расширило модельный ряд магистральной техники для перевозки сельскохозяйственных грузов — самосвальных полуприцепов-зерновозов с алюминиевым кузовом с возможностью задней или двухсторонней боковой выгрузки Bonum Agro line.
В компании уточнили, что главная особенность данных моделей — универсальность: техника может находиться в работе круглый год, так как в кузове, помимо транспортировки агропродуктов, допускается перевозка палетных грузов.
В том же 2021 году Bonum выпустил новую спецтехнику для работы в поле: самосвальный тракторный полуприцеп и бункер-перегрузчик. Особенность тракторного полуприцепа, который производит компания, в том, что он базируется на одном универсальном шасси, и при желании аграрии могут менять надстройки и использовать технику в хозяйстве под работы разных видов.
Санкции и новые горизонты отечественного рынка
Как рассказали в пресс-службе Bonum, санкции западных стран не столь уж критично сказались на работе компании.
При первом столкновении с введёнными ограничениями увеличилась стоимость логистики и выросли цены на комплектующие, по многим направлениям компании пришлось проводить работу по поиску альтернативных поставщиков, но со временем некоторые компоненты удалось локализовать.
«Мы провели большую работу в кратчайшее время, и на сроках производства и качестве техники это не отразилось. Мы продолжаем закупать часть европейских компонентов, но в то же время ведём активную работу по поиску российских поставщиков, а часть комплектующих уже начали производить на своём производстве», — рассказали в пресс-службе.
Спрос на технику Bonum в 2022 году впервые снизился в сравнении с предыдущими несколькими годами, когда наблюдался стабильный рост. Но, вместе с тем, как заявили в компании, даже в непростых условиях Bonum продолжает работу по строительству ранее запланированных производственных площадей. Некоторые проекты компания была вынуждена отложить, но в то же время появились новые планы по расширению. Также в пресс-службе отметили, что компания не стремится локализовать производство полностью, так как для отрасли важно иметь кооперацию с маленькими компаниями.
«Более 80 процентов наших зарубежных партнёров по-прежнему с нами работают и осуществляют нам поставки. Изменилась и подорожала логистика, потому что сейчас она строится по другому маршруту. Но есть одна критическая поставка — это электроника, связанная с тормозами. Производители данного компонента отменили все поставки в нашу страну, аналогов нет, и как для нас, так и для всей машиностроительной отрасли, на сегодняшний день это самая большая проблема. По поставке остальных комплектующих мы вопрос решили, есть европейские, турецкие и отечественные партнёры, которые полностью закрывают нашу потребность», — уточнили в пресс-службе.
В 2022 году Bonum запустил новый завод в Аксайском районе Ростовской области. Более 30 тысяч кв. м завода — это открытые площади, порядка 10 тысяч кв. м — закрытые, на которых расположены производственные здания и административно-бытовой комплекс.
По информации пресс-службы компании, в настоящее время ведутся работы по благоустройству территории и строительству дополнительных складских помещений.
«Завод оснащён новейшим оборудованием, что даёт возможность производить технику высокого качества. Мощность нового завода — более 1,5 тысячи единиц в год, то есть он позволил в несколько раз увеличить объёмы производства», — сообщили в пресс-службе.
По итогам 2022 года Bonum планирует выйти на показатель более 1,5 тысячи единиц техники в год. Предполагается, что этому будет способствовать увеличение производственных мощностей — работа уже открытого завода в Аксайском районе и расширение производства в Новочеркасске.
«Кроме того, у нас на предприятии ведётся постоянная работа по оптимизации и улучшению производственных процессов, так как мы придерживаемся основ непрерывного совершенствования и бережливого производства, то есть постоянно сокращаем издержки», — рассказали в компании.
По информации пресс-службы, сегодня компания Bonum готова работать на экспорт, но больше внимания планирует уделить замещению импортных аналогов на российском рынке.
«Так как более 50 процентов поставщиков полуприцепов в России были иностранными, закономерно, что рынок упадёт, но в любом случае потом восстановится. И мы, прежде всего, сейчас будем ориентированы на внутреннего потребителя. Нам интересно осваивать международный рынок и отправлять нашу технику на экспорт. Но основа для нас — это наш потребитель, наша страна», — подчеркнули в компании.
Справиться с трудностями, которые возникли после введения санкций, компании помогла политика в области импортозамещения, которую сегодня проводит правительство Ростовской области.
При содействии минпромэнерго области компания Bonum включена в перечень системообразующих организаций российской экономики, что позволяет претендовать на получение перспективных мер государственной поддержки, таких как субсидии на затраты по выпуску и реализации продукции, льготные кредиты под 11% и государственные гарантии.
Кроме того, предприятие пользуется различными мерами региональной поддержки.
В 2022 году Bonum также принимал участие в национальном проекте «Производительность труда», сообщили в пресс-службе правительства Ростовской области. В результате компании удалось почти в три раза увеличить выпуск зерновозов уже к августу 2022 года.
«По итогам нацпроекта “Производительность труда” на предприятии уже реализован проект “Производство зерновоза 60 кубических метров для перевозки сельхозпродукции”. В результате запасы незавершённого производства снизились на 35 процентов, а время протекания процесса сократилось более чем на 71 процент, с 56 до 16 дней. Выпуск зерновозов вырос с девяти до 23 единиц в месяц, или почти в три раза», — подчеркнули в донском правительстве.
О новых возможностях, предоставленных компании региональной властью, рассказал и заместитель губернатора Ростовской области Александр Скрябин: «Команда управленческого персонала Bonum сейчас проходит обучение по уникальной госпрограмме дополнительного профессионального образования “Лидеры производительности”. Нет сомнений, что новые компетенции и навыки управления руководителей, внедрение организационных и технологических инноваций будут способствовать повышению производительности труда».
К сентябрю 2022 года машиностроительный завод Bonum произвёл 684 единицы техники, и, несмотря на новые экономические условия, показал рост данного показателя на 20% по сравнению с результатами прошлого года.