В крупнейший туристический проект Ингушетии — всесезонный курорт «Армхи» до 2029 года планируют вложить 13 млрд рублей. По мнению экспертов, проект вписывается в общую тенденцию развития горнолыжных курортов Кавказа. Портфель инвестиций в них уже превышает 50 млрд рублей
В Ингушетии государство совместно с частным инвестором перезапустит всесезонный курорт «Армхи». Эксперты сходятся во мнении, что курорт обладает выдающимся потенциалом. Также специалисты отмечают, что стимул развития горнолыжного туризма на Северном Кавказе, данный государственными программами, воспринят инвесторами как сигнал к действию. «Армхи» — не единственный крупный проект, который планируют вывести на новый уровень. Сумма заявленных сегодня вложений в «Архыз» — 23 млрд рублей, в «Лагонаки» — 19 млрд рублей. Итого уже около 55 млрд рублей.
Кто будет инвестировать в «Армхи»
История территории «Армхи» насчитывает уже не один десяток лет. Старт созданию зоны отдыха был дан ещё в 1926 году, когда власти Ингушетии при активном участии главы здравоохранения Ингушской АО Абдул-Гамида Тангиева, инициировали строительство санатория на высоте 1,2 тысячи м над уровнем моря. Рассказывая о перспективах идеи лечебно-оздоровительного учреждения, Тангиев позиционировал проект перед руководством партии как «русскую Швейцарию»
В новейшей истории активная фаза развития территории пришлась на 2012 год, когда частный инвестор вложил средства в строительство горнолыжного курорта. Рядом с лечебно-оздоровительным комплексом появились горнолыжная трасса длиной в 1200 метров, 600-метровая канатная дорога и бассейн, рассказала пресс-служба «Армхи».
Планы по дальнейшему развитию курорта существовали уже долгое время, однако что-то мешало инвестору их реализовать. На прошлой неделе правительство республики снова заявило о реализации инвестпроекта по развитию курорта.
Согласно информации правительства Ингушетии, в проект вложат 13 млрд рублей. Как уточнили «Эксперту ЮГ» в «Армхи», средства вложат согласно трёхстороннему договору правительство Ингушетии, «Кавказ.РФ» и нынешний владелец курорта — Ахмет Паланкоев. «Планируется, что три участника соглашения вложатся финансово в равных долях», — пояснили в пресс-службе.
Средства будут направлены на строительство трёх кресельных подвесных канатных дорог общей протяжённостью 1,7 км, учебного склона протяжённостью 195 м, горнолыжной трассы протяжённостью 7,9 км. Также планируется реконструировать системы искусственного снегообразования (8,1 км), построить ряд гостиниц: «Берд» — 400 кв. м, «Терк» — 600 кв. м, гостиный двор – 910 кв. м, гостиница 1 – 3,5 тысячи кв. м, гостиница 2 – 9 тысяч кв.м, гостиница 3 – 3 тысячи кв. м. Реализация проекта пройдёт с 2022 по 2029 годы.
Согласно данным ИАС Seldon.Basis, курортом «Армхи» управляет ООО «Курорты Ингушетии», основанное в 2013 году в Ингушетии. В 2021 году выручка компании составила 67,7 млн рублей (рост 19%), убытки —85 тысяч рублей. Бенефициаром компании является бизнесмен Ахмет Паланкоев, в управлении которого находится целый ряд юридических лиц.
Масштаб проекта вызывает разногласия
По мнению генерального директора ООО «Розовый Слон» Алексана Мкртчяна, «Армхи» действительно не хватает инвестиций. Частный инвестор, владеющий курортом, по каким-то причинам не вкладывал больших денег в проект в последние годы. Но чтобы по-настоящему привлечь туристов, нужно строить новые горнолыжные трассы, полагает эксперт.
«Я думаю, что там можно построить хотя бы 20-30 километров новых линий, — говорит Мкртчян. — Трассы для таких курортов — как кости, на которые потом нарастает плоть — гостиницы, отели и рестораны. Та протяжённость трасс, которую сегодня планируют построить в рамках инвестпроекта, то есть семь километров, недостаточна для полноценного раскрытия потенциала “Армхи”. Думаю, при реализации планов, это по-прежнему будет региональный курорт. При этом планируется построить целый ряд гостиниц. Это объяснимо, ведь отель построить проще, чем новую горнолыжную трассу. Строительство трассы требует серьёзного государственного согласования, сложных инженерных работ, необходимо закупать зарубежное оборудование».
Однако директор по развитию и коммуникациям агентства развития «Кавказ Консьерж» Диана Гуц считает, что «Армхи» — это не массовый курорт, и рассчитывать нужно в первую очередь на целевую аудиторию.
«Эта территория имеет потенциал развития и как площадка спортивных состязаний, — рассказала Гуц.— Курорт не позиционируется как массовый. У него есть своя аудитория. Однако сегодня маркетинговая концепция курорта может меняться. Может, упор будет сделан именно на потенциал тренировочной базы, а может, что-то поменяется. Но думаю, делать из “Армхи” второй “Роза Хутор” не имеет смысла. Сама республика не готова к такому потоку туристов».
Также эксперт считает, что строительство трасс нужно синхронизировать с возведением отелей и гостиниц. По информации Дианы Гуц, сегодня заполняемость средств размещения в «Армхи» небольшая — около двухсот человек. Комплекс не будет готов к приёму большего турпотока без обеспечения отелями и гостиницами.
«С такой проблемой столкнулись в “Архызе” на первых порах, — говорит Гуц. —Проходимость трасс здесь составляла до 25 тысяч человек ежедневно, но существующий номерной фонд имел всего 700 койко-мест. Особенно ситуация обострялась перед новогодними праздниками, когда турпоток был особенно высоким. Позже ситуация была исправлена, однако нужно учитывать предыдущий опыт. Также важно развивать общепит».
В то же время, специалисты туристической отрасли единогласно признают привлекательность Ингушетии как туристического региона. Алексан Мкртчян отмечает наличие хорошего транспортного сообщения, близость Кавказских Минеральных Вод и заповедную природу. По оценкам главы турагентства, в 2022 году прирост турпотока в республику составил 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Курорты СКФО привлекают инвесторов
«Армхи» — не единственный крупный проект всесезонного курорта, который планируют вывести на новый уровень. Ранее «РБК» сообщил о том, что НАО «Красная Поляна» планирует принять участие в торгах по продаже курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии.
«В планах компании — реализация на курорте “Архыз” модели интегрированного курорта, которая с успехом была применена на курорте Красная Поляна в Сочи. Так, всего за три года стратегия единого управления всеми отелями и сервисами на одной территории позволили команде НАО “Красная Поляна” улучшить финансовые показатели курорта: увеличить выручку на 60 процентов и EBITDA на 350 процентов», — говорится в сообщении компании.
По словам специалистов, интерес инвесторов к курортам Кавказа действительно растёт, о чем свидетельствует и пример «Архыза», и масштабный проект создания курорта «Лагонаки» в Адыгее. Сумма вложений в «Архыз», заявленная на сегодня, — 23 млрд рублей. По Лагонаки первый этап реализации оценивается в 19 млрд рублей.
По словам эксперта по туризму, бывшего топ-менеджера «Курортов Северного Кавказа» Станислава Аристова, влияние здесь оказали закрытые границы, хотя саму тенденцию задало государство: развитие горнолыжных курортов на Северном Кавказе — это один из пунктов госпрограммы по социально-экономическому развитию СКФО. Программа каждый год корректируется, но этапы развития инфраструктуры горнолыжных курортов были заложены ещё в первой редакции документа.
«Последние новости, в том числе о перспективах выкупа акций “Архыза” частными крупными корпорациями, свидетельствуют о том, что государственные ресурсы, направленные на создание горнолыжных курортов на чистых площадках, себя оправдали. Бизнес заинтересован в развитии этих территорий, — поясняет Аристов.— Закрытие границ придало программе дополнительный стимул, так как большинство российских туристов, выезжавших на курорты Европы, теперь будут думать об обеспечении собственной безопасности. Альтернативой здесь являются отечественные горнолыжные курорты».
Диана Гуц также считает, что преимущество СКФО перед другими округами — во всесезонности местных курортов: «Горнолыжные курорты Северного Кавказа обладают большим потенциалом развития. Несмотря на то, что подобные курорты есть и в других регионах — в Краснодарском крае, Кировской и Мурманской областях, Кавказ обладает преимуществом с точки зрения климата и обширного культурного наследия. Здесь есть куда съездить и что посмотреть, культура и кухня местных народов самобытная и вызывает интерес у туристов. В пользу зон отдыха в СКФО играет и фактор всесезонности. Туристы сюда приезжают круглый год».
«Узкие» места кавказских горных лыж
По словам Станислава Аристова, проблемой в реализации туристических проектов горнолыжных трасс является ограничение импорта зарубежного оборудования со стороны самих импортёров.
В частности, это касается оборудования для канатных дорог. Например, на «Эльбрусе» и «Архызе» стоит оборудование от австрийских и французских производителей. Теперь же поставки продукции от этих компаний ограничены. Но, по словам специалиста, государство уже предпринимает ряд мер, чтобы решить эту проблему с помощью параллельного импорта. Также возможен выпуск собственного оборудования, проектирование таких производств сейчас в разработке.
По словам Дианы Гуц, несмотря на то, что отдых на всесезонных курортах Кавказа дешевле на 10-15%, чем в Сочи, инфраструктура здесь не так хорошо развита.
«Это действительно проблемная точка, над которой требуется работать, — говорит эксперт. — Туристы готовы приезжать на Кавказ круглый год, но им необходим хороший сервис. Особенно это относится к частному гостиничному сектору. Думаю, чтобы решить эту проблему, необходимо активнее вовлекать в работу Министерство экономического развития, чтобы они проводили специализированные образовательные семинары для руководства гостиничного и ресторанного бизнеса по повышению качества услуг».
Диана Гуц также рассказала, что в последний год интерес к курортам Кавказа возрос не только у россиян, но и у зарубежных туристов, в том числе из стран Ближнего Востока. Минувшим летом Россию посетило немало арабов. В ряде регионов СКФО даже делали пресс-туры для гостей из-за границы. Им показывали именно горнолыжную инфраструктуру.