С этого года краевой минпром будет предоставлять субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по установке быстрых зарядных станций. Другой вопрос, связанный с бесплатной парковкой для владельцев электромобилей, будет решаться в муниципалитетах по мере роста количества зарегистрированных электромобилей. Ставрополье хочет быть в авангарде «зелёного» потребления, поэтому регион осваивает эти технологии на потребительском уровне.
Инфраструктура для электротранспорта пока строится
На реализацию проекта на Ставрополье необходимо около 200 млн рублей, из них 90 млн рублей обещают вернуть инвесторам. Зарядные станции планируют расположить вдоль дорог как федерального, так и краевого значения. В декабре в минпроме края представители ГК «Мир электромобилей» и «Единый оператор ЭЗС» обсуждали развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей в регионе.
«Спрос на электротранспорт тормозится недостатком инфраструктуры, поэтому мы продолжаем работать над её развитием. За последние полгода количество электромобилей в крае резко возросло. Сегодня их насчитывается свыше 200. В следующем году мы планируем установить не менее 18 быстрых зарядных станций», — сообщал министр энергетики, промышленности и связи региона Иван Ковалёв.
На Кубани и на Дону дела с зарядными станциями для электромобилей обстоят лучше: они с 2022 года получают господдержку в рамках пилотного проекта. В Краснодарском крае в прошлом году появилось более 50 зарядных станций, а в этом году установят ещё 47. В Ростовской области в 2022 году построили восемь сверхбыстрых электрозаправок.
Рынок зарядной инфраструктуры для легкового электротранспорта состоит из нескольких групп игроков, сообщал портал rb.ru. Среди них — производители зарядных станций, сервисные компании по установке и техническому обслуживанию заправок, разработчики платформ-агрегаторов и электромобилисты, которые выступают и как потребители, и как владельцы частных станций.
Среди российских производителей станций выделяются «Яблочков», «Форма», Touch, Rewatt и «ПСС». Западные игроки до их ухода с российского рынка были представлены компаниями Siemens, Shneider Electric, ABB, ENEL. Сервисом занимаются «Мир электромобилей», Volt4drive и Watson (железо), а также ZEVS, EVtime и «Росток» (ПО). Свои платформы есть у Volt4drive, Touch и компании «Яблочков».
Зарядные станции в России принадлежат ДЗО «Россети», «Русгидро», «Газпромнефть», автосалонам (Audi, Landrover, Jaguar), производителям («Яблочков», Touch, «ФОРА»), а также торговым и бизнес-центрам, жилым комплексам и частникам.
Большая часть электрозаправок в мире — станции переменного тока, хотя будущее именно за более быстрыми заправками постоянного тока. В России сейчас заправок с переменным и постоянным током примерно поровну. В случае со сверхбыстрыми станциями 10-20 минут подключения к источнику обеспечивают питание на 200-300 км.
Первую в регионе зарядную станцию установил в Ставрополе по собственной инициативе в 2021 году предприниматель Али Магомедов, когда приобрёл для себя электромобиль.
Спрос на электромобили всё ещё низкий
Спрос на «зелёные автомобили» низкий из-за отсутствия зарядных станций, а зарядных станций мало из-за того, что электромобили не пользуются популярностью. Получается замкнутый круг, который и предполагается разорвать путём создания соответствующей инфраструктуры за счёт инвестора и государства.
По подсчётам аналитического агентства «Автостат», за 2022 год жители РФ купили 2998 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее. По информации из утверждённой правительством «дорожной карты», к 2030 году доля выпускаемых электромобилей в общем объёме производства транспортных средств достигнет 10%. Кроме того, к этому времени в России будет запущено не менее 72 тысяч зарядных станций.
«Инфраструктура для заправки электромобилей необходима, при этом она может использоваться не только для них, но и, например, для электросамокатов или другого электротранспорта с бесщёточными двигателями постоянного тока, они сегодня в тренде, — говорит Максим Мастепаненко, декан электроэнергетического факультета Ставропольский ГАУ, гендиректор ООО НП “Электроимпульс”. — Это вопрос энергосбережения и экологической безопасности. При этом для создания такой инфраструктуры есть резервы — в строй вводятся новые электростанции и районные подстанции на 6,10,35 кВ».
Ставропольский край, по его словам, сегодня один из лидеров в сфере «зелёной» энергетики. В регионе созданы ветроэлектростанции и солнечные станции (построены семь ВЭС и одна СЭС). Также электротранспорт постепенно входит и в потребительскую сферу. Например, часть экскурсий на Кавминводах проходит на электромобилях. Кроме того, в стенах СГАУ разрабатывают агроробота, работающего на двигателе постоянного тока. Он будет выполнять функции автоматического самоходного опрыскивателя. К июню будет готов первый опытный образец, который испытают на полигоне.