Антикафе — перспективная бизнес-идея для Юга, но для её дальнейшего развития владельцам необходимо делать упор на разработку собственной концепции и улучшение сервиса, говорят собеседники «Эксперта ЮГ».
В Ростове-на-Дону антикафе прочно закрепились на рынке индустрии, поэтому уровень конкуренции возрастает. Для Краснодара антикафе — сравнительно новое направление бизнеса, здесь больше возможностей для новичков.
«Дело в том, что рынок индустрии игр пользуется большой популярностью в качестве досуга или целой культуры для компании людей (например, семей, друзей), что позволяет индустрии развиваться, но при этом антикафе переживают нелегкие времена, — рассказала Дарина Косенко, директор “Настолошной D20”. — Многие “классические” антикафе с концепцией “плати и играй” оказались неактуальными, на что повлияли постковидные условия. Маленькие игроки не способны к адаптации рынка, конкуренции, поэтому у них заведомо падает посещаемость».
Краснодар: антикафе как новый вектор развития
«Главные игроки в индустрии антикафе Краснодара — те пространства, которые занимаются развитием новых продуктов, участвуют в совместных фестивалях, интерактивах. Отмечу, что сегодня существует буквально три подобных компании. Мы входим в топ как антикафе с уникальным для города продуктом», — поясняет Косенко.
«Настолошная D20» предлагает гостям тематические вечера, игровые зоны по мотивам культовых сюжетов «Vampire: The Masquerade», «DND», «Зов Ктулху» и другие.
С момента открытия первого антикафе в городе индустрия изменилась мощнейшим образом. Антикафе превратились из досуговых клубов в идейные места с особой концепцией, которая привлекает молодёжь атмосферой. Основной элемент успеха антикафе — устойчивость бизнеса, приспособленность к новым условиями.
«Давайте посмотрим на другие города в Краснодарском крае: Сочи, Новороссийск, Ейск. Есть ли в этих городах антикафе? Нет. Я думаю, основная причина в том, что антикафе — всегда длительный проект. Это кропотливый труд, заведение постоянно требует развития. Во многих городах сложилась низкая выживаемость бизнеса, и это проблема», — считает Дарина Косенко.
Антикафе «Хорошее место» создаёт не только уютное пространство для общения, но и необычную площадку для проведения настольных ролевых игр и компьютерных состязаний.
Андрей Аполлонов, директор «Хорошего места», считает, что заведения стараются вернуть показатели прибыли индустрии, сложившиеся до времён пандемии. В 2022 году рынок антикафе на Юге стал восстанавливаться. Основная перемена — изменение потребностей клиентов. Чтобы не стать посредственными, нужно уметь придумывать новую тематику.
«Люди — успех твоего проекта. Человеку нужен человек — эту функцию прекрасно выполняет антикафе», — говорит Аполлонов.
Ростов-на-Дону: антикафе как сформированная среда
В развитии антикафе Ростова глобальных изменений не происходит. Новые заведения открываются редко, при этом опытные игроки продолжают свою работу.
«Тайная комната» — антикафе, созданное по мотивам культовой серии фильмов «Гарри Поттер». «Наше антикафе существует только два года, но с точки зрения посетителя могу отметить, что 10 лет назад антикафе в городе было очень много, однако их развитие находилось на одинаково низком уровне, — рассказывает Виктория Ключникова, руководитель “Тайной комнаты”. — Через пару лет многие закрылись, остались самые сильные игроки. Развития антикафе как индустрии в Ростове-на-Дону нет, оно не требуется. Оставшиеся площадки определились со своей аудиторией и работают с ней. Например, есть база постоянных клиентов и ценителей пространства, придумывать что-то новое не имеет смысла. Рынок стабилен, но новичкам пробиться на него нелегко».
«Циферблат» — культурное пространство, находящееся в Ростове-на-Дону. Здесь проходят лекции, тренинги, концерты, другие необычные мероприятия. Посетителям предлагают вкусные напитки, спокойную атмосферу и настольные игры.
По оценке Натальи Камалетдиновой, совладелицы ростовского «Циферблата», стартовый капитал для открытия культурного пространства — около 2,5 млн. Самое важное — идея. Нужно отчётливо понимать, кто является аудиторией заведения. Чаще успешны те проекты, в которых есть система ведения бизнеса. Необходимо работать с финансами и флагманским продуктом, маркетинговой стратегией, чтобы довести проект до желаемого результата.
Концепция и история антикафе
Первые заведения формата антикафе появились в 2003 году в США. Они работали по системе free donations или pay-what-you-can — «плати, сколько можешь». Его основателем стала Дениз Черретта.
В России первое антикафе появилось в 2010 году в Москве. Его основателем был Иван Митин — владелец заведения «Дом на дереве» («Циферблат»). Отметим, что крупнейшие сети работают на основе франшизы.
В антикафе приняты особые правила оплаты: минута посещения обойдётся примерно в 2-5 рублей. Иногда в заведениях вводят фиксированный чек за один час посещения размером около 150 рублей.
Антикафе обладают удобствами:
— Проектор (для проведения мероприятий);
— «Безлимитные» печенье, кофе, чай;
— Бесплатный Wi-Fi;
— Игровые приставки;
— Настольные игры.
Антикафе в урбанистике обычно относят к типу «третьего места» — третьего после дома и работы. Согласно исследованию американского социолога Рея Ольденбурга, «третье место» — свободное пространство для работы, отдыха, развлечений.
Антикафе — сообщество, которое сформировалось вокруг определённого места. Антикафе развивает много новых связей, даёт возможность отдохнуть и при этом воспитывает культуру общения.
Пространство антикафе можно использовать для фриланса взамен привычного коворкинга: на месте всегда есть доступная сеть, бесплатные напитки. Здесь часто проводят образовательные мероприятия: лекции, вечера, тренинги.
Антикафе — пространство, объединяющее вокруг себя культурное сообщество. Подобные площадки стали перспективным вектором развития креативной экономики.
Что такое успешное антикафе
«Чтобы антикафе было эффективным как бизнес-проект, необходимы три основных компонента, — поясняет Дарина Косенко. — Во-первых, это грамотность и чёткое позиционирование. Важно ответить на основные вопросы: что за продукт предлагается аудитории, кому он важен, какие направления игр сейчас наиболее актуальны. Именно это поможет создать успешную сеть. Во-вторых, клиентоориентированный сервис, открытый диалог с целевой аудиторией, лояльность помогут создать то, что сможет впечатлить гостей. В-третьих, важно внешнее взаимодействие с другими представителями антикафе. Нужно понимать, что в игровой индустрии меньше представлена конкуренция и в большей степени — сотрудничество и взаимодействие. Создание совместных проектов, кооперация для работы помогают расширять сообщества».
Андрей Аполлонов рассказал, что для антикафе необходимо большое пространство. Это бизнес, который строится на частом посещении. Чем больше людей смогут прийти, тем больше станет потенциал проекта. Конечно, очень важен сервис: люди возвращаются туда, где о них заботятся, высокий уровень сервиса обеспечит бизнесу стабильность.
«Время интернета создаёт нелегкие условия. Гость знает всех игроков индустрии, и он каждый день выбирает, где интереснее, — отмечает Аполлонов. — Мы никогда не сможем закрепить людей за своим заведением, это неправильно. Но мы можем начать сотрудничать с другими антикафе, чтобы привлечь ещё большую аудиторию, заработать репутацию, активность и прибыль. Благодаря этому бизнес остаётся в плюсе, а гости довольны».
По мнению Натальи Камалетдиновой, проекты, которые созданы без понимания своего уникального торгового предложения, закрываются: «Чем лучше мы понимаем клиента, знаем его потребности и желания, тем лучший продукт мы можем предложить. Предприниматель должен быть гибким, целеустремлённым, амбициозным, открытым новым знаниям. Важная часть — команда. Наш бизнес делают люди. Я убеждена, что необходимо учиться работать с людьми. Создавать команду мечты. Если наши цели и цели сотрудников схожи, то проект будет быстрее достигать поставленных задач».