Парк «Краснодар» расположен в северо-восточной части кубанской столицы, сравнительно недалеко от центра города. Объект построен на частные средств миллиардера, основателя торговой сети «Магнит» Сергея Галицкого; после открытия Японского сада Forbes оценил инвестиции в проект на уровне 5,4 млрд рублей. Доступ на территорию парка свободный, площадь общественного пространства более 22 гектаров, правда, чтобы попасть в Японский сад, надо будет зарегистрироваться и получить бесплатный QR-код на сайте.
Новая территория включает в себя 26 локаций, объединённых японскими культурными мотивами. Здесь есть водопады и пруды, мостики и пагоды, домики для чайной церемонии, внутренние небольшие сады для уединения и медитации, бамбуковая роща. За пределами Страны восходящего солнца это самый масштабный Японский сад, его площадь 7,5 гектара. Об интересе к этому объекту говорит то, что уже в момент открытия здесь ограничили число посетителей: одновременно на территории сада смогут находиться не более 200 человек.
Точной статистики посещения парка администрация не раскрывает. Судить о его популярности можно по множеству туристических автобусов, припаркованных неподалёку, по многолюдности аллей и зон отдыха, как в будние, так и в выходные дни. Косвенные данные о посещаемости дают отметки, которые гости парка оставляют в соцсетях: в «Инстаграме» (запрещённом в РФ) опубликовано более миллиона постов с хэштегом #паркгалицкого.
В топ достопримечательностей Краснодара парк взлетел за последние два года. Но, по оценкам экспертов, новая точка притяжения горожан и туристов не вписана в городское пространство. Соседство парка не отразилось на архитектуре новых жилых комплексов и почти не повлияло на качество и стоимость недвижимости. Транспортная доступность этой части Краснодара тоже не изменилась. Добираться сюда приходится по загруженным городским дорогам. Статус парка как крупного элемента будущего водно-зелёного каркаса кубанской столицы также остаётся неопределённым: новая рекреационная зона изолирована от других «зелёных» пространств города.
Точка притяжения, созданная «в чистом поле»
«Там раньше были поля учхоза “Краснодарский”. Когда мы учились в школе, в советское время, нас туда возили собирать помидоры и другие овощи. Парк Галицкого — пример создания туристического объекта на ровном месте, почти в чистом поле», — говорит Ирина Дубовицкая, заместитель директора по развитию бюро путешествий и экскурсий «Краснодаръ».
Проект общественного пространства разработан немецким бюро GMP International.
«Этот парк — своего рода книга, которую можно читать, и на каждой странице сюжет раскрывается абсолютно по-другому, — рассказывает Артём Слюсаревский, руководитель архитектурно-дизайнерского бюро GG Garnet. — Ты не ожидаешь, переходя из одной локации в другую, что у тебя будет смена настроения, новая эмоция. Здесь можно найти и динамику, и вдохновение, и умиротворение. Ответ есть на любой эмоциональный запрос. В этом состоит мастерство тех архитекторов и дизайнеров, которые работали над объектом».
В парке очень много зелени. Только в Японском саду высажено 6700 деревьев, 5900 кустарников и 280 000 цветов. А начинали с более чем двух тысяч деревьев, в том числе субтропических, вечнозелёных. Пальмы, кипарисы, сосны и тополя высажены в парке вдоль прямых и радиальных аллей. Здесь есть дубы, магнолии, оливы, японские клёны, а также множество видов декоративного кустарника, оформленного самым причудливым образом. В солнечный день тенью деревьев укрыт open air, построенный в форме амфитеатра. В парке есть фонтаны, пруды с разноцветными рыбами, спортивные и детские площадки, современные арт-объекты.
«Парк уже стал точкой притяжения не только общегородского, но и общероссийского характера, туристической меккой. Если мы спросим любого краснодарца, к которому приехали гости из другого города или даже страны, куда вы их повезёте? “В парк Галицкого” будет ответом номер один», — говорит Мирослав Валькович, урбанист, участник общественного движения «Городские решения».
Для посетителей парк открылся в сентябре 2017 года. Представители туриндустрии рассказывают, что бурный рост интереса к новому объекту пришелся на постпандемийный 2021 год. К началу 2023 года объект стал лидером среди достопримечательностей Краснодара. По всей видимости, связано это с активным развитием внутреннего туризма в стране. В новой архитектуре турпотоков парк был обречён стать одной из узловых точек на юге России.
«Очень востребованы именно однодневные туры в Краснодар. На парковке у парка всё время большие туристические автобусы из других районов, из других регионов. Люди спрашивают в первую очередь парк Галицкого и исторический центр города», — комментирует Ирина Дубовицкая.
Транспортная недоступность
Появление парка «Краснодар» создало новые возможности для города. Но к увеличению потока горожан и туристов, желающих посетить парк, краевая столица оказалась не готова.
«Получилось, что создана туристическая точка, но вокруг нет транспортной и туристической инфраструктуры. С одной стороны, парк — это гордость города, но всё, что в округе, не выдерживает критики. Подходы, подъезды в ужасном состоянии», — комментирует Мирослав Валькович.
На улицу Восточно-Кругликовскую, где расположен парк, добираться приходится по автомобильным пробкам, которые теперь усугубляет возросший туристический трафик. Все проекты, что должны были бы разгрузить район, существуют пока лишь на бумаге.
«До сих пор у нас не построен восточно-транспортный коридор для автотранспорта, который разгрузил бы этот участок. Такая же ситуация с проектом “наземки”, городской электрички. Много разговоров было о строительстве трамвайной ветки, её тоже нет», — говорит Валькович.
Проект восточно-транспортного коридора сейчас находится на стадии экспертизы. Предполагается, что он стартует в 2023 году. Строительство восточно-транспортного коридора, согласно плану, займёт шесть лет. Что касается «Городской электрички», то этот проект кажется более краткосрочным: железнодорожная ветка как раз проходит неподалёку от парка. Летом 2022 года муниципальный центр управления Краснодара сообщал о планах построить здесь остановочную платформу. Была также информация, что проект уже разрабатывается РЖД. Последние полгода новых сообщений на эту тему не было.
Пока же самые оптимальные способы добраться до парка Галицкого — это такси или личный автомобиль. При этом с парковкой здесь могут быть проблемы. «После того, как закрыли ближайшую парковку, перенесли её, люди стали часто парковаться во дворах ближайшего жилого комплекса “Панорама”, начали возникать конфликтные ситуации», — рассказывает Мирослав Валькович.
Жить рядом с парком Галицкого
«Мы не можем говорить, что территория парка послужила импульсом развития района. Район улицы Восточно-Кругликовской начал осваиваться раньше на несколько лет, когда застройка вокруг уже начала формироваться», — говорит генеральный директор компании MACON Илья Володько.
Мечту поселиться по соседству с парком Галицкого может приземлить ряд обстоятельств. Квартиры первой линии, в непосредственной близости к парку, давно раскуплены. Варианты покупки жилья, расположенного чуть дальше, не дотягивают до современных запросов. Застройка района, которая велась в том числе и параллельно с возведением парка, не учитывала особенности этого места.
«Жилые комплексы, которые находятся в районе парка, — обычные, они выглядят, как объекты, построенные в начале “нулевых” годов. Парк не спроецировал на окружающее пространства новую философию и новый стиль. ЖК просто пристроились к нему, паразитируя, пытаясь сделать своё расположение преимуществом, без всякой связи с доминантой района», — комментирует Илья Володько.
Это обстоятельство оборачивается в том числе отсутствием логистической связи между жилыми комплексами и парком. Пешая прогулка в парк из соседних районов может обернуться своего рода неприятным квестом.
«Живёт человек вроде бы близко, в двух километрах, но путь к парку для него — это даже не пешая прогулка по дворам, — объясняет Володько. — Дворы могут быть огорожены, разделены, то есть уже добавляется расстояние. Если даже есть дорога, то нет тротуаров, идти придётся по обочине. Всё очень атомизированно, хаотично».
Согласно данным MACON, в районе парка Галицкого строится примерно 8% нового жилья Краснодара. Для сравнения, около 30% новостроек возводятся на противоположном конце города, в районе западного обхода. За последние пять лет максимальный рост цен на недвижимость в 3,7 раза, по данным MACON, отмечен именно в районе западного обхода Краснодара. «Хотелось бы сделать красивый вывод, что строительство парка влияет на цену недвижимости в районе расположения, но по факту это не так», — резюмирует Илья Володько.
В Краснодаре, согласно подсчётам MACON, стоимость квадратного метра за пять лет выросла в среднем в три раза. Жильё, расположенное в районе парка Галицкого, подорожало за это время в 2,6 раза. При этом 70% жилья, возводимого неподалеку от парка, относится к сегменту «комфорт», 30% — это «эконом». Элитная недвижимость здесь не строится.
«Зелёное ядро» в отрыве от «зелёной» стратегии
“В парке Галицкого есть большое количество открытых поверхностей в виде газонов, зелени, водных объектов — это делает парк основой для “лёгких города”. Там будут появляться насекомые, птицы, и это будет уже природная экосистема, — говорит Елена Шувалова, координатор краснодарского общественного движения “Помоги городу”. — Задача муниципалитета, структур, которые создают этот проект — связывать такие “зелёные ядра”, как парк Галицкого, транспортными коридорами, парками поменьше, пешеходными озеленёнными коридорами. Но проектной группы, работающей экспертно и профессионально по этому вопросу, в Краснодаре до сих пор нет».
Эксперты считают, что парку ещё только предстоит раскрыться в своём потенциале. В будущем он может стать ядром того, что на языке специалистов называется «водно-зелёным каркасом города», основой экосистемы урбанизированного Краснодара. Создание этого «каркаса» — часть стратегии социально-экономического развития города. Уже есть схема общественных озеленённых пространств общего пользования. Она внесена в утверждаемую часть генерального плана города. Разрабатывается 3D-модель города, она позволит создать схему «зелёных» территорий с учетом тепловых островов и движения воздуха, которая легла бы в основу экологического проекта.
Здесь необходимо пояснение: Краснодар — довольно «плоский» город, сильно загрязнённый автомобильными выхлопами. Плотной застройкой, как поясняют эксперты, разорваны воздушные потоки, которые могли бы «проветривать» городскую территорию. Озеленённые магистрали, в том числе пешеходные, должны соединить между собой новые рекреационные зоны. Только так «водно-зелёный каркас» начнёт работать, начнёт «дышать». Парк Галицкого пока выключен из общей системы, которая, впрочем, ещё и не сложилась.
«Это сейчас отдельный фрагмент. Парк прекрасная, большая основа каркаса, не связанная с другими зелёными пространствами. Задача в том, чтобы правильно соединить его с ними, обеспечить движение воздуха. Частично озеленение на подходах к парку сделал меценат, но дальше нет ничего. Муниципалитет пока этим не занимается», — говорит Елена Шувалова.
Сценарии будущего от экспертов
Интерес к парку Галицкого эксперты связывают, в том числе, с процессами, которые трансформировали Краснодар в последний десяток лет. Сегодня это крупнейший город в ЮФО, с высокими темпами развития. В Краснодаре, по итогам всероссийской переписи 2021 года, проживало 1 204 878 человек. По сравнению с итогами переписи 2010 года прирост населения составил 44,7%. Такой рекордный рост объясняется, в первую очередь, притоком мигрантов из других регионов РФ.
«Есть коренные краснодарцы, а есть новые люди, которые приехали сюда. И мне кажется, парк Галицкого — это то, с чем они могут себя отождествлять в новом для себя городе. Парк транслирует ценности удобства, комфорта. Здесь их можно прочувствовать, увидеть, пощупать. Парк Галицкого — символ нового Краснодара и перспектив его развития», — считает Артём Слюсаревский.
Ещё одно мнение — парк позволяет наблюдать рождение нового кода парковой культуры в нашей стране. Здесь есть свой свод правил: нельзя курить и распивать спиртное, разводить костры и разжигать мангалы. Передвигаться по территории на велосипедах и самокатах разрешается только до 10 утра. Классическое «по газонам не ходить» получило в парке Галицкого современную интерпретацию: так называемые «тропинки желаний», которые люди протоптали в траве, срезая путь, замостили, придав им законный статус. И это лишь малая часть того, что формирует на территории особую атмосферу и модель поведения.
«Парк пришёл на смену советским стандартам, в основе которых были аттракционы. Многие чисто прогулочные парки в годы СССР стали стремительными, ими пользовались быстро, все катались на качелях-каруселях, и это было более потребительское, а не созерцательное отношение. Наш парк предполагает другую культуру пользования, он своего рода антидепрессант для посетителей», — комментирует Елена Шувалова.
Чтобы сохранить эти смыслы и дать им развиваться, нужно «вписать» парк в городское пространство. Для этого необходимы серьёзные усилия со стороны власти, считают эксперты.
«Мяч сейчас на стороне муниципалитета. За частные деньги создана фантастическая точка притяжения для туристов. Эти возможности надо развивать с точки зрения инфраструктуры. Это важно для пополнения бюджета города, роста его статуса, его привлекательности», — комментирует Мирослав Валькович.
В активе у экспертов есть ещё один, довольно пессимистичный сценарий:
«Когда парк начинал работать, то у Галицкого был один финансовый ресурс. Сегодня — продажа “Магнита”, санкции. Представьте на секунду, что парк передали на баланс города. Мне кажется, что либо бюджет Краснодара сильно просядет, либо парк придёт в запустение. Либо это всё превратится в ряды шаурмичных и шашлычных, как в любом другом муниципальном парке», — полагает Валькович.
Что думает по поводу этих оценок Сергей Галицкий, неизвестно. Все, что связано с возникновением и развитием парка, окружено покровом тайны. Представители Галицкого крайне скупы на официальные комментарии и анонсы предстоящих событий. Так, о дате открытия Японского сада не было известно до последнего дня.
В марте же стали известны подробности новой «премьеры» парка Галицкого: «Парк облаков» расположится на высоте 27 метров, откуда парк и город можно будет обозревать с высоты птичьего полёта. Сейчас объект активно строится, он станет седьмым этапом частного проекта Сергея Галицкого.