Как показывал опрос компаний-экспортёров, проведённый «Экспертом ЮГ», для большинства компаний малого и среднего бизнеса главной мотивацией освоения экспорта было желание расшириться и увеличить рентабельность. Однако перемены 2022 года были столь масштабны, что напрашивается вопрос: сохранил ли в результате экспорт такую привлекательность для бизнеса? Организованный «Экспертом ЮГ» круглый стол «Перезагрузка южного экспорта: опыт Ростовской области» показал: привлекательность экспорта для бизнеса никуда не делась, но время трансформаций — не лучшее время для новичков. Главные действующие лица в экспорте 2022 года — компании, которые занялись экспортом ранее. Никакого исхода из этого вида деятельности не наблюдалось, хотя опасения такого рода присутствовали. Предлагаем самые яркие моменты круглого стола.
Общая картина 2022 года: донской экспорт вырос
В прошлом году объём экспорта Ростовской области вырос. Как рассказала Екатерина Голубейкова, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Южного таможенного управления, товарная структура экспорта области сохранила прежние пропорции. Продовольственные товары и сельхозпродукция занимают 63% в структуре экспорта, эта группа в прошлом году показала рост на 12%. Основные страны-контрагенты по этой группе: Турция, Иран, Сирия, Египет, Ливия. Экспорт минеральных продуктов сократился на 7%, машиностроительной продукции — на 5%, металлов и изделий из них — на 17%. Но на 7,5% вырос экспорт химической продукции.
По итогам 2022 года Ростовская область занимает 9 место по экспорту в России, в 2021 году регион находился на 6 месте. Но при этом стоимостные объёмы регионального экспорта выросли. «Также необходимо отметить положительное сальдо внешнеторгового баланса, — сказала Голубейкова. — По итогам 2022 года стоимостные объёмы экспорта предприятий Ростовской области превысили импорт более чем в три раза. Крупнейшими странами-контрагентами в экспорте Ростовской области по итогам 2022 года являются Турция, Египет и Иран. Географическая направленность региона осталась прежней в отношении стран Востока, однако сместилась в сторону стран Африки».
В 2022 году Ростовская область заняла второе место в России по объёму несырьевого неэнергетического экспорта, добавил Павел Войтов, начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области.
2022 показал, что институты развития и исполнительная власть стали более клиентоориентированными, начали подстраиваться под необходимости бизнеса — эти тенденции сохраняются и в 2023 году. Основные государственные программы, связанные с логистикой, сертификацией, АПК продукцией будут увеличены почти на 25%, рассказал Александр Санеев, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Ростове-на-Дону.
Наталья Жучкова, заместитель директора АНО «Центр поддержки экспорта Ростовской области», добавила, что в 2022 году центр поддержал 506 компаний. Основной костяк предприятий-экспортёров сохранился, удалось привлечь в экспортную деятельность порядка 30 новых субъектов. Главная задача нынешнего года — развитие.
Компании реализуют стратегии развития
«В прошлом году мы посетили все выставки, которые нам были предложены, и открыли уже пятый шоурум в Турции. Более того, получили разрешение применять на продукции стикеры на турецком — и это важно, — рассказывает Любовь Железная, директор ООО ПКФ “Маяк”. — Мы стали более узнаваемы благодаря 134 магазинам, которые открыли по итогам осенней бизнес-миссии в Белоруссии, — там нашими реквизитами маркирована каждая упаковка. И уже сегодня мы активно получаем заявки от минских партнёров. Заходить со своим брендом в другие республики — сами мы бы вряд ли вышли на такой уровень. А вот в российские ведущие сети мы попасть не можем».
Сегодня, по словам Любови Железной, расширяются точки присутствия Ростовской области в тех странах, где заинтересованы во взаимодействии с российским бизнесом. Основное внимание в ближайшее время будет направлено на рынки Вьетнама, Турции и Индии. Однако не всем экспортёрам выгодны именно эти регионы.
«Высокодоходный бизнес — это страны Европы, США, — заметил Валерий Погребняк, заместитель директора по развитию ООО “Ингениум”. — Бизнес-миссии в Среднюю Азию показали, что мы можем туда поставлять, но это пока растущие рынки, а наша продукция ориентирована на крупные производства на развитых рынках».
В то же время развиваться можно и на внутреннем рынке.
«Наше производство загружено как минимум на полгода. Это вынудило нас строить дополнительные производственные площади. В следующем году мы фактически удвоим производство оборудования, — рассказал Погребняк. — Повлияли на этот рост соответствующие льготы от Минсельхоза, принятые несколько лет назад для производителей пищевой продукции. В сегменте фруктохранилищ огромный дефицит площадей. Сады начинают плодоносить, их не остановишь, и этот спрос надо удовлетворять в ситуации, когда с рынка ушли наши конкуренты — американские и европейские компании».
Узкие места экспортёров: сертификация, финансы, логистика
Одна из трёх основных проблем экспортёров — резкое удорожание сертификации товаров и увеличение сроков их выдачи. «Сейчас проблемы сертификации стоят серьёзно, — говорит Валерий Погребняк. — Ранее у меня сертификаты на четыре вида продукции обходились примерно в 450-500 тысяч рублей, сегодня на три вида продукции выходит до 4,5 миллиона рублей. А ведь рынок сжался, и не каждый готов так сильно тратиться».
Тему сертификации затронули почти все участники круглого стола, но, как подчеркнул Александр Санеев, у РЭЦ есть программы компенсации расходов на сертификацию: «Ваши 1,4 миллиона рублей расходов можно превратить в 100 тысяч рублей. И эти программы работают».
Вопросы финансовых расчётов — ещё один краеугольный камень для экспортеров. Сегодня даже при работе с Арменией, Грузией и Казахстаном приходится прощупывать разные ходы, часто быстро менять банки либо открывать дополнительные счета в новых. Тем не менее, крупные банки и финансовые институты оказались весьма мобильны. Невзирая на новые санкционные волны, и экспортёрам, и импортёрам довольно быстро предлагаются самые разные варианты разрешения вопросов.
«Часть платежей мы перевели на российскую систему СПФС — это ещё один канал для расчётов по аналогии со SWIFT, — рассказывает начальник отдела по привлечению клиентов малого бизнеса с внешнеэкономической деятельностью Росбанка Александр Моор. — Например, платёж в Китай занимает не более двух дней. Мы стараемся рекомендовать клиентам банки, с которыми существует наибольшая вероятность успешных транзакций. Операции в белорусских рублях, армянских драмах, киргизских сомах, таджикских сомони проблем не вызывают. В решении любых вопросов, связанных с валютой, сейчас очень важна поддержка банка. Мы помогаем клиентам с оформлением документов и в целом оказываем сопровождение в вопросах ВЭД. Незаменимы для клиента и бесплатный сервис корректировки ошибок в справках и подтверждающих документах, а главное — индивидуальные решения и предварительная экспертиза сложных сделок».
«Первый вопрос, который нужно задать контрагентам, — есть ли у них опыт работы в перечислении денег в Россию, были ли какие-то контракты за прошедший год и текущий. Если нет, к этому нужно очень осторожно подходить, — подчеркнул Юрий Алексеевский, вице-президент Союза “Торгово-промышленная палата Ростовской области”. — Недавно к нам обращалась компания, которая уже выставила грузы на площадку, а контрагент просто сказал, что не может перечислить деньги».
Третья серьезная проблема внешнеэкономической деятельности — логистика. Меняются не только транспортные пути и цепочки, но и цены, и игроки рынка.
«Сейчас тенденция такая — появляется идея, контрагент, и мы очень долго прорабатываем логистику, потому что маржинальный доход у логистов очень разный. У кого-то услуга будет стоить 50 евро, а у кого-то — две тысячи евро», — рассказала Ирина Левдик, генеральный директор ООО «Южный транзит».
Однако сами логисты, по словам Светланы Плеховой, генерального директора «Адамант Логистика», считают 2022 год скорее не сложным, а интересным: «Да, порты и контейнерные перевозки встали, начался коллапс, но пошли автомобильные перевозки. И мы совершили логистический прорыв. Раньше центральная часть была завязана на Европе, а сейчас Москва идёт к нам. Ростовская область создаёт хаб, куда будут стекаться грузы, там будут находиться сертифицированные органы и торговые компании. Расположится на границе Ростовской и Волгоградской областей. Осенью прошлого года у нас было затишье, но в декабре и январе экспорт в сегменте автоперевозок вырос на 25 процентов. Мы ожидаем роста и в 2023 году».
Параллельный бизнес в недружественных странах
«Основное наше достижение 2022 года — мы разработали цепочку локализации производства с поставками полуфабрикатов. Основная часть производится в Ростове, а заключительный этап производится в той стране, где это необходимо, — говорит Хуршед Ахунов, руководитель отдела ВЭД компании “АМК декоративные покрытия”. — Кроме того, мы в этом году запустили производство в Казахстане. Это наш официальный ростовский филиал. Сертификация и прочая документация будут оформляться на казахстанскую компанию».
«Мы видим перспективы локализации производства не только в России, но и в одной из дружественных стран, — рассказал Валерий Погребняк. — Это уменьшит риски по комплектующим изделиям, которые в России и Китае не производятся, а получать их как-то надо. В то же время это даст возможность посещать отраслевые европейские выставки и проводить переговоры с нашими покупателями, которые также ушли из России. Они готовы работать с нашей компанией, но при условии, что продукция будет производиться не в России. Нам открывают горизонты, показывают определённые географические сектора, куда мы можем зайти. Это привлекает».
«И мы сейчас рассматриваем вариант организации производства в другой стране, — подчеркнула Марина Гдалевич, заместитель генерального директора по международным связям ЗАО “ОКБ «Ритм»”. — Пока оцениваем конечную стоимость открытия и его сертификации, потому что у нас продукция медицинского назначения — у неё очень сложный процесс регистрации. Но нам удалось пройти сертификацию по CE (Conformité Européenne) для Европейского союза по новым стандартам MDR. Нужно сказать, что в принципе очень мало компаний, которые на данный момент прошли эту регистрацию по миру, я не говорю про российские компании».
Опрос, инициированный «Экспертом ЮГ» в 2023 году, показал: 60% предприятий-экспортёров заявляют о том, что они адаптировались или скорее адаптировались к новым условиям в результате произошедших в 2022 году перемен.