Комиссионеры, вперед

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
23 января 2017, 00:00

Модель универсального банковского бизнеса, долгое время считавшаяся наиболее эффективной, уходит в историю. Появились предпосылки для разделения банков на кредитные и расчетные

Фото: Елена Елисеева
Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели в Екатеринбурге круглый стол «Итоги и прогнозы развития банковской системы». Менеджеры региональных банков и подразделений федеральных банков проанализировали тенденции развития индустрии в 2016 году и обозначили контуры 2017 года.

Банковская система два года пребывает в стагнации: рост активов и кредитного портфеля — плюс-минус ноль. С учетом инфляции, увеличения нерыночных портфелей (у ряда банков, впоследствии ставших проблемными, в первом полугодии отмечен серьезный прирост кредитного портфеля, порой более десятка процентов), реальное кредитование сокращается. По общему мнению участников круглого стола, единственным сегментом, внесшим позитив в прошлом году, стала ипотека: эффект дали меры поддержки жилищного строительства через компенсацию части стоимости ипотеки из бюджета. В результате снижения ключевой ставки немного оживился сегмент потребительского кредитования.

Формирование банковских стратегий на текущий год идет сложно: явных драйверов, способных возобновить деловую активность, в экономике не просматривается. Очевидно, банкирам предстоит поиск внутренних источников и резервов.

Специально к круглому столу аналитический центр «Эксперт» подготовил анализ структуры доходов и расходов банков.

В онлайн

Сначала о расходах. Условно постоянные не имеют тенденции к снижению: на оплату труда они выросли на 15%, на аренду и содержание офисов — на 13%. Существенная доля денег тратится на обслуживание и без того дорогого пассива — частных вкладов, притом что средний размер вкладов, по данным АСВ, в ноябре составил всего 160 тыс. рублей, а львиная их доля открывается, пополняется, продляется и снимается через кассу.

По статистике видно стремление банкиров снизить расходы за счет содержания стационарной сети. С середины 2006-го по середину 2014-го, то есть в период бума потребкредитования (с замедлением в кризис 2008 — 2009 годов), количество офисов, открытых банками (без Сбера), увеличилось с 14,8 до 28,8 тысячи. За последние два года число точек сократилось до 20,6 тысячи. Сбербанк же последние десять лет только сокращал свои подразделения — с 20,3 до 15 тысяч.

Пик оптимизации пришелся на 2015 год, когда сворачивали сети розничные банки-монолайнеры: тогда общее число офисов уменьшилось на 11%. Результат 2016-го — 9%, но 38% сокращенных офисов пришлось на Сбербанк, еще 40% на банки, лишенные лицензий. В итоге действующие банки сжались в сумме на 1%. Но это средняя температура по больнице. Детальный расклад говорит о разных подходах к проблеме содержания сети:

78 банков в сумме открыли 1 тыс. точек, 111 — закрыли 3 тысячи, из них 1,3 тыс. точек закрыл Сбербанк, а 580 пришлось на санируемые банки.

Среди крупных игроков рост сети показывают Группа ВТБ (плюс 10), Альфа-банк (14), Совкомбанк (65), Восточный Экспресс (255). Два последних банка из этого списка в 2014 — 2015 годах сокращали сети.

Раньше рост офисов был вызван необходимостью выполнять несколько функций: привлекать вклады, выдавать и обслуживать кредиты, принимать платежи и переводы, обменивать валюту. В последние годы наслоились две разноплановые тенденции. Первая — сокращение потребительского кредитования и изменение структуры кредита в сторону увеличения суммы и изменения цели: банки начали отказываться от практики мелких кредитов наличными в пользу карт. Вторая — в банковской сфере довольно заметно начали проявляться информационные технологии. Еще несколько лет назад платежи через банкоматы и интернет-банк воспринимались как вершина эволюции, а теперь платеж через мобильные приложения считается стандартом.

Согласно данным ЦБ, за последние восемь лет доля безналичных платежей в обороте средств по пластиковым картам увеличилась с 8% до 30% (остальное по-прежнему приходится на снятие наличных). При этом собственно рынок карт вырос почти в четыре раза, в то время как розничный товарооборот лишь в два. Как год максимального числа офисов и количества занятых в отрасли в историю банковской системы войдет 2013-й. Пик числа устройств пришелся на начало 2014-го. С введением летом того же года обязательного приема карт практически во всех торговых точках потребность в наличных и банкоматах сократилась. Сокращает банкоматы и Сбербанк, на который приходится свыше трети рынка.

Кредит vs комиссия

Процентные доходы от кредитования юрлиц в целом по банковской системе за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по нашим расчетам, остались прежними. Госбанки показали рост 3%, частные банки — падение на 8%. Доходы от кредитования физлиц в среднем сократились на 4%, но опять же у госбанков наблюдался рост на 5%, у частных — падение на 13%. В истории российского банкинга этого века такого еще не было: темп роста процентных доходов всегда выражался двузначными цифрами, и даже в проблемном 2015 году он составил 20% за счет повышения процентных ставок.

Комиссионные доходы обычно отставали в росте от процентных. По итогам десяти месяцев 2016 года впервые зафиксирован слом тренда: комиссионные доходы опередили по динамике процентные, увеличившись на 19%. Правда, основной вклад в этот процесс внесли все те же госбанки — у них прирост доходов от комиссий составил 35%, у частных — 9%, в том числе у иностранных «дочек» — 22%, крупных частных — 8%, региональных — 5%.

Исходя из рассчитанного нами соотношения комиссионных и процентных доходов, мы выявили три группы банков. Первую назовем расчетными: у них доля комиссионных доходов превышает 35%. Вторую — с долей комиссионных доходов менее 15% — кредитными. Остальные будем считать банками смешанного типа. Посмотрим, как отличаются эти группы по ключевым показателям, характеризующим состояние банков.

Среди крупных и средних банков у расчетных в 2 — 2,5 раза выше рентабельность, чем у кредитных. Чтобы восполнить сокращающиеся доходы, кредитные банки вынуждены наращивать активы и корпоративный кредитный портфель (медианное значение прироста — 2,8% и 1,1% соответственно), в то время как у расчетных банков они сокращаются (минус 0,1% и 3,4%). У банков смешанного типа эти показатели на положительном уровне в 1,5% и 0,1%). Расчетные банки быстрее увеличивают клиентские средства на счетах: бесплатные пассивы обеспечивают комиссии за обслуживание.

Кредитные банки за год сократили свои офисы на 8%, расчетные лишь на 0,3%.

Перейдем к персоналиям. Типично расчетными представляются Альфа-банк (отношение комиссий к доходам по ссудам 43%), Райффайзенбанк (41%), Русский Стандарт (35%) и Сити-банк (58%). Все госбанки по нашей методике вошли в группу банков кредитного типа, исключение — Сбербанк и ВТБ24: они смешанного типа. На Урале по формальным признакам крупнейший расчетный банк — УБРиР, однако 2/3 комиссий у него — «прочие», без них он попадает в группу смешанных. Среди уральских банков из топ-200 самый высокий показатель соотношения комиссий к процентным доходам у Челябинвестбанка (68%), причем этот показатель держится уже 15 лет, что говорит об устойчивости модели. Среди банков Урала и Западной Сибири лидером по соотношению комиссий и процентов от кредитов является Банк «Нейва» — 123%.

На рубеже веков в целом по системе отношение комиссий к доходам по судам составляло 30%, такое же отношение было у доходов от ценных бумаг (в то время преимущественно госбумаг) к доходам по ссудам. Кредитный бум сильно изменил структуру банковских доходов. Процентные доходы росли, а уровень комиссий постоянно снижался, достигнув в 2015 году минимального значения в 18%, а доходы от ценных бумаг — 17%. Банки, сделавшие ставку на расчетный бизнес, оказались в выигрыше. Как показали наши расчеты, в первой сотне среди кредитных банков в настоящее время половина убыточна (а четверть в санации), в то время как среди расчетных убыточны только 20% (впрочем, все эти банки имеют операционную прибыль, а убытки связаны с резервами или переоценкой валюты).

Мы считаем, что описанная конструкция банковской системы по нашей классификации в ближайшее время сильно не изменится. Поезд в онлайн уже ушел: вход на рынок расчетных онлайн-услуг достаточно дорог, и чтобы обеспечивать должный уровень качества сервиса, необходимы ощутимые инвестиции.

В последнее время стало модно говорить о влиянии на рынок расчетных услуг физлиц небанковских компаний финансовых технологий. Безусловно, с учетом низких издержек их рентабельность может быть высока. Но в текущем моменте они банкам не конкуренты: сотовые операторы, Киви, ПэйПал, Яндекс и другие могут функционировать лишь в нише микроплатежей. Во-первых, есть ограничения, накладываемые регулятором, во-вторых, наличные еще очень широко используются в обороте.