На долгий вырост

Павел Кобер
23 января 2017, 00:00

Реализованный в тюменском аэропорту Рощино инвестиционный проект настолько масштабен, что позволит выйти на полную мощность не ранее чем через тридцать лет

Читайте Monocle.ru в

Рощино (учредитель АО, владеющего аэропортом, — Комитет по управлению госимуществом Тюменской области, управляющая компания — холдинг «Новапорт») открылся после масштабной реконструкции 17 января в присутствии министра транспорта России Максима Соколова и губернаторов трех субъектов РФ «тюменской матрешки». Стоимость проекта модернизации — 3 млрд 747 млн рублей, средства направлены в равных долях из бюджетов Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Реконструкция Рощино началась в 2012 году и продолжалась в два этапа. Первый — строительство инженерной инфраструктуры — завершился в 2014 году, а второй — реконструкция самого здания аэровокзала, привокзальной площади и перрона — закончили в декабре прошлого года. Причем деятельность аэропорта при этом не прерывалась.

В результате модернизации площадь аэропорта увеличилась с 6,5 тыс. до 27 тыс. кв. метров. Пропускная способность выросла с 250 до 600 человек в час, что позволит Рощино принимать 5 млн пассажиров в год (по итогам 2016 года — 1 млн 530 тыс. пассажиров). Расширены зоны ожидания, пограничного и таможенного контроля, возросло количество стоек регистрации, организована отдельная трансфертная зона для пересадки пассажиров с рейса на рейс, работают пять телескопических трапов.

Дополнительно проведен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек. Аэропорт стал первым в России, принимающим самолеты с использованием спутниковых навигационных систем GPS/ГЛОНАСС. В настоящее время разрабатывается проектная документация по реконструкции еще одной взлетно-посадочной полосы, что позволит сократить число уходов на запасной аэродром при неблагоприятных погодных условиях.

Кроме того, рядом с аэропортом разместится Центр по организации воздушного движения, который охватит воздушное пространство не только Тюменской области, но и часть неба Красноярского края, Новосибирской области и других регионов. Открытие запланировано на конец 2017 года, в центре будут работать более 350 человек. Он позволит объединить филиалы госкорпорации «Аэронавигация севера Сибири», расположенные на территории региона.

Руководство Тюменской области рассматривает современную авиагавань в качестве важнейшего конкурентного преимущества региона. По словам тюменского губернатора Владимира Якушева, комплекс Рощино поможет улучшить инвестиционный климат и даст новый импульс развитию экономики Тюменской области:

— Тюмень исторически была региональным хабом, особенно в период освоения Севера. Пора вернуть былую славу. Будем расти за счет пассажиров из Тюмени и Тюменской области, расширять сетку межрегионального сообщения.

Участие ЯНАО в софинансировании реконструкции Рощино ямальский губернатор Дмитрий Кобылкин объяснил тем, что аэропорт стал базой для авиакомпании «Ямал» (собственник — Ямало-Ненецкий автономный округ):

— Кроме того, на юге области проживает большое количество ямальцев, учится молодежь округа. Для них Тюмень теперь родной город, которому необходимо развиваться и дальше.

Вместе с тем реализованный инвестпроект, на наш взгляд, не учитывает современных реалий в пассажирских авиаперевозках. Он разрабатывался и согласовывался в тот период, когда ежегодный рост числа перевезенных пассажиров в целом по гражданской авиации РФ был на уровне 12 — 13% (статистика 2011 — 2012 годов). По итогам 2016 года мы видим отрицательную динамику — минус 3,8%. И это на эффекте низкой базы: падение объемов числа перевезенных пассажиров в России наблюдается не первый год.

— Обслуживание в Рощино 5 млн пассажиров в год — картина очень далекого будущего, — считает эксперт по авиаперевозкам, завкафедрой международной экономики Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Сергей Лукьянов. — Тем более что идея хаба пока возможна лишь за счет субсидирования региональных перевозок. Но субсидировать правительство РФ будет только при условии «раскатки» авиакомпаниями маршрутов и выхода на самостоятельное покрытие убытков, а это пока не удается нашим региональным перевозчикам. Авиакомпания «Ямал» активно участвует в федеральной программе по субсидированию региональных перевозок. Но надо помнить — получатели субсидий довольно часто меняются. Думаю, на будущий период значимая доля субсидий достанется авиакомпании «Сибирь» (под брендом S7), которая запускает новую стратегию развития региональных перевозок на самолетах Эмбрайер-170. К тому же на расстоянии 300 км от Рощино есть действительно работающий хаб — екатеринбургский аэропорт Кольцово.

Если учесть еще и тот факт, что модернизация Рощино велась на государственные средства, то возможно следовало бы рассмотреть более скромный вариант инвестирования. Вместе с тем тюменский

аэропорт — один из немногих региональных авиаузлов России, где в течение многих лет наблюдается стабильное увеличение объемов пассажирских перевозок. Причем если Кольцово за 2016 год обслужил на 53 тысячи пассажиров больше, чем годом ранее, то Рощино продемонстрировал рост почти на 130 тысяч пассажиров.