31 января второй вариант новой маршрутной сети городского транспорта показали членам общественных палат Екатеринбурга и Свердловской области разработчики проекта и специалисты администрации города. В тот же день, уже после обсуждения в общественных палатах, на площади Обороны прошел митинг против модернизации, организованный местным отделением партии «Справедливая Россия». По сообщениям участников, пришло несколько сотен человек.
Напомним, скандал вокруг проекта достиг невиданных на Урале масштабов (см., например, «Разум должен управлять транспортом, а не наоборот», «Э-У» № 4 от 23. 01. 2017). Схема базируется на чистой математике: в ее основе отказ от дублирования и принципиально прямые маршруты, увеличение частотности движения. Обеспечение «бесшовного» соединения видов транспорта означает, однако, неизбежность пересадок.
Первый вариант был принят в штыки: радикальный характер изменений, грозящий транспортным коллапсом, напугал горожан. Отсутствие подробной разъяснительной работы со стороны городской администрации породило массовую истерию. Разработчиков (фонд «Город PRO») обвинили чуть ли не в преднамеренном вредительстве, а на популярной интернет-платформе change.org появилась петиция против новой схемы.
Второй вариант схемы (доступен сегодня на сайте администрации) несколько сгладил остроту противостояния реформаторов и общественности. Некоторые маршруты продлены (например, от улицы Новгородцевой (ЖБИ) до центра можно будет доехать без пересадок, изменена конечная станция — ЖБИ или Синие камни вместо Уральского федерального университета), другие добавлены (Кольцово — станция метро «Ботаническая»). Как сообщили в пресс-службе мэрии Екатеринбурга, будет действовать 12 трамвайных маршрутов и 11 троллейбусных. Все маршруты длинные, по 20 — 30 километров и более, за счет сокращения их числа частотность следования транспорта возрастет. Таким образом, получится транспортный скелет, который соединит все части города.
Обращение к горожанам принесло мэрии и разработчикам помимо конкретных замечаний по поводу перемещения из точки А в точку Б альтернативную концепцию.
В конце января екатеринбургский программист Алексей Нетунаев предложил компромиссный вариант — некоммерческий проект «Удобный транспорт». Цель — при сохранении принципов высокочастотности и прямолинейности избавить людей хотя бы от части фобий, связанных с реформой. Главные пункты альтернативной схемы: сохранение части привычных маршрутов путем частичного сохранения нумерации; сохранение дублирования некоторых участков маршрутов электротранспорта автобусами для страховки от аварий на контактной сети; организация пересадочных пунктов таким образом, чтобы пересадка не занимала более пяти минут и не включала переход нескольких проезжих частей.
Окончательный, доработанный с учетом всех пожеланий вариант реформы транспортной схемы столицы Урала станет третьим и последним — он и будет внедрен 1 июля.
Заместитель главы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин пояснил, что далее разъяснительная работа пойдет в два этапа. С февраля по май соберут мнения екатеринбуржцев, с июня по август на онлайн-площадках (сайты, соцсети) и в оффлайне (полиграфия, работа волонтеров) пассажирам будут помогать пользоваться новой схемой. На заседании общественных палат города и области обещаны открытие сайта проекта модернизации схемы в сети; страницы проекта в социальных сетях (уже созданы); открытие информационного центра для очной работы с горожанами (ул. 8 Марта, 21); call-центр и горячие линии в СМИ; более 200 волонтеров на улицах за месяц до внедрения новой схемы движения.
Но это не финал. Ранее заместитель главы администрации Екатеринбурга по транспорту, благоустройству и экологии Евгений Липович говорил о том, что новая маршрутная сеть — лишь часть большой реформы общественного транспорта, подготовка к которой началась несколько лет назад.