Баланс на фриланс

Артем Коваленко
6 марта 2017, 00:00

Трансформация системы образования под запросы рынка труда происходит медленно и болезненно: действия бизнеса, вузов и государства несогласованны

Фото: Елена Елисеева

Минобрнауки РФ объявило конкурс по распределению бюджетных мест в вузах в 2018/2019 учебном году (документ размещен на сайте министерства, результаты будут известны в апреле). Общий объем контрольных цифр приема (КЦП) по специальностям и направлениям подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура) подразумевает две части: федеральную (делится между всеми вузами страны) и региональную (на нее претендуют только локальные вузы и их филиалы).

В лидерах — «Образование и педагогические науки» (только на федеральном уровне — 43,5 тыс. мест), «Информатика и вычислительная техника» (около 21 тыс. мест), «Техника и технологии наземного транспорта» (19,3 тыс. мест), «Экономика и управление» (13,5 тыс. мест), «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (12,4 тыс. мест), «Техника и технологии строительства» (11 тыс. мест), «Машиностроение» (10,5 тыс. мест).

Принципиально эти цифры от КЦП на учебный год 2017/2018 не отличаются.

Педагогические вузы получат большинство бюджетных мест — около 36 тысяч (также без учета региональных КЦП). Вместе с цифрами субъектов РФ их количество вырастет до 82 тысяч. Больше всего бесплатных мест для выпускников будет на тех же направлениях — информатика, сельское хозяйство, техника и технологии наземного транспорта. 

С таким распределением не согласна председатель Счетной палаты (СП) РФ Татьяна Голикова. По ее мнению, политика Минобрнауки в отношении вузов не соответствует потребностям рынка труда:

— Число безработных с высшим образованием только в 2015 году выросло на 19,6% (данные Росстата, статистика за 2016-й еще не обработана. — Ред.). При этом потребность работников с высшим образованием для замещения свободных должностей составляла 186 тыс. человек, или 2,9% рабочих мест. Это существенный показатель. Нужно серьезно оценить, кого и к чему мы готовим. Система распределения мест в вузах способствует недостатку квалифицированных работников там, где они нужны, и избытку там, где они не требуются. Больше всего кадров не хватает в сельскохозяйственной отрасли, сфере здравоохранения. Студенты, которые оканчивали медицинские вузы, трудоустраиваются на 97%. При этом в 2016 году контрольные цифры приема (в медвузы) были уменьшены на 13%. В образовании и педагогике, где востребованность меньше, а пустующих мест всего 1,2%, цифры приема увеличились на 3%.

Как устранить дисбаланс между реальными потребностями в специалистах с высшим образованием и распределением бюджетных мест?

Искусство для народа

Один из главных приоритетов при распределении мест в вузах Минобр сформулировал еще в прошлом году — увеличить подготовку инженерных и технических кадров, а также естественнонаучную подготовку. 

— Госзаказ подтверждает ориентацию рынка труда на инженерные кадры, — считает директор департамента образовательной деятельности Тюменского индустриального университета Людмила Габышева. — В последнее десятилетие в стране назрел явный дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров. Это результат кризиса 90-х, когда выпускники школ отказывались от получения инженерного образования из-за его непрестижности. С тех пор ситуация на кадровом рынке серьезно изменилась.

— Реальный сектор нуждается в выпускниках университетов, готовых включиться в работу сразу по окончании вуза, — формулирует запрос глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. — За прошлый год в стране введено в строй более 200 предприятий, где применяются новые технологии, им необходимы компетентные кадры.

— Еще 5 — 10 лет назад рынок труда был насыщен профессионалами, взращенными в советской системе образования, и острота в кадрах нивелировалась этим своеобразным кадровым буфером. Сейчас острота в кадрах растет и по причине развития технологий, автоматизации процессов, повышения требований к скорости принятия решений, умению анализировать огромные объемы технологических показателей, увязывать это с экономическими рисками, — подтверждает заместитель директора по персоналу УГМК Вячеслав Лапин. — «Добыть угля любой ценой» теперь уже не актуально, важно умение всесторонне оценивать и сопоставлять технологическую и экономическую целесообразность решений. Наконец-то инженерному образованию стали уделять должное внимание: увеличилось количество мест с бюджетным финансированием, заработала система оценки эффективности вузов, которая влияет на решения по финансированию вузов. При этом кардинально снизилось госфинансирование общеэкономических, юридических специальностей, на которых готовились выпускники «на улицу».

По данным Татьяны Голиковой, 35% выпускников вузов по экономическим и управленческим специальностям по профессии не трудоустраиваются.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает, что качество экономического образования, особенно в филиалах непрофильных вузов, остается сомнительным, а то и откровенно низким. По этой причине Рособрнадзор все чаще отказывает в госаккредитации экономическим специальностям в отраслевых вузах. Их ректоры объясняют наличие непрофильных направлений тем, что экономисты должны знать специфику отрасли, где будут потом работать.

На встрече с руководителями вузов в Торгово-промышленной палате РФ Ольга Васильева пообещала разобраться отдельно в каждом случае закрытия экономических факультетов:

— Закрытием озабочены все отраслевые вузы: и сельскохозяйственные, и транспортные, и другие. Есть такая тенденция — закрыли и не сказали почему. Если ошибки исправлены, то специальности заработают снова.

Однако в 2017/2018 учебном году ведомство намерено сократить контрольные цифры приема по экономическим специальностям, а также по государственному и муниципальному управлению. Причем в пользу классического искусства и музыки. «Предстоит демографическая яма, и нам нужно усиливать экспорт высшего образования, — объяснила решение ведомства замглавы Минобра Людмила Огородова. — Иностранцы заявляют об интересе к подготовке в области классической культуры и искусства в России, а у нас крайне малое количество цифр. Мы этим занимаемся».

— Действительно, во всем мире растет интерес к российскому высшему образованию, — соглашается региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии британской компании QS (составитель рейтинга лучших университетов мира) Зоя Зайцева. — Но речь прежде всего идет о фундаментальной науке.

Операция «Оптимизация»

Масштабная оптимизация, укрупнение и сокращение вузов активно проводились при предыдущем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове. Только с сентября 2013-го по конец 2015-го их число уменьшилось с 2,3 тыс. до 1,5 тыс. Сейчас вузы укрупняются за счет создания опорных университетов (путем объединения двух и более вузов). Пока их только 11, но 17 февраля принято решение о второй очереди конкурса и расширении списка на 19 учебных заведений. Это инженерные, медицинские, социально-экономические и педагогические вузы.

По словам Татьяны Голиковой, процесс слияния и сокращения вузов, который проводят многие регионы, усугубляет ситуацию с доступностью образования и подготовкой недостающих рынку кадров:

— Уже сейчас число студентов в России не соответствует нормам, установленным законом «Об образовании», — 800 на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет. Сейчас этот показатель составляет 677 на 10 тысяч. В следующем десятилетии молодые люди, поступающие в вузы, столкнутся с серьезной нехваткой мест. Мы хотим готовить больше? Тогда должны отвечать на вызовы, которые перед нами стоят: с 2010 по 2016 год отмечен существенный рост рождаемости — на 5,8%. По демографическому прогнозу, количество детей, которые придут учиться, — 3,5 миллиона. В это же время происходит достаточно существенная оптимизация сферы высшего образования. Причем данные наших контрольных мероприятий свидетельствуют, что эта оптимизация абсолютно не соответствует сегодняшним вызовам на рынке труда.

Минобр не согласен: доля бюджетных мест, выделенных в этом году вузам, оказалась беспрецедентно высокой — 57 на каждую сотню выпускников школы. При этом ведомство убеждено, что нужно «поддерживать высокий уровень ЕГЭ на территории всей страны, особенно в экономическом образовании, ни один вуз не должен снижать порог ЕГЭ ниже 60 баллов». Правда, эксперты опасаются, что если вузы будут придираться к результатам госэкзамена, им придется сократить набор.

— В этих условиях система образования вряд ли внесет существенный вклад в переориентацию экономики и достижение новых темпов роста, чего от нее очень ждут, — подчеркивает Татьяна Голикова. 

— Чтобы изменить ситуацию, России нужно дополнительно вкладывать в образование 800 млрд рублей ежегодно, — заявил в ходе панельной дискуссии, посвященной теме модернизации образования, на инвестфоруме в Сочи заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. — Во время кризиса 2014 года многие развитые страны, решая, в какие сферы инвестировать, в качестве приоритета выбрали именно образование.

— Для кризисной России назревшие преобразования — пока серьезный вызов. Спрос на кадры до сих пор во многом традиционен. Производство в упадке, инвестиции затруднены, — рассуждает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. — Но уже в ближайшие годы, решив локальную задачу выхода из рецессии, экономика кардинально развернется в сторону подготовки кадров новой формации.

Кто нужен экономике завтра…

— На повестке дня — четвертая промышленная революция, построение производства на основе широкого внедрения информационно-технологических систем. Это в скором времени способно поменять прежде всего спрос на определенные профессии. Рынку нужны кадры, обладающие знаниями и навыками не только в конкретной специальности. Интеграция различных отраслей в современной экономике диктует спрос на специалистов в смежных областях, — считает Марк Гойхман. — Например, для развивающихся нанотехнологий нужны люди, имеющие практическую квалификацию на стыке химии, физики, техники. Для современных финансовых технологий менее востребованы работники с только экономической подготовкой. Нужно хорошо разбираться в компьютерных программах, построении и обработке больших баз данных. Но помимо профессиональной направленности исключительно важно качественное изменение требований к кадрам. Информация и продукты меняются настолько быстро, что предыдущие знания и опыт могут устаревать за несколько лет. Поэтому ценны сотрудники, не просто образованные, а ориентированные на постоянный процесс дообучения, открытые инновациям.

По мнению аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, наиболее востребованными остаются профессионалы в области информационных технологий:

— Компании нуждаются в системных администраторах, программистах и веб-программистах. А учитывая постоянное развитие этой сферы, спрос на ИT-специалистов будет расти постоянно. Потребность в них испытывает не только бизнес, но и бюджетные структуры. Об этом свидетельствует запуск различных государственных информационных проектов, требующих наличия специальных кадров. Еще один сигнал, указывающий на рост потребности кадров ИT, — запрос со стороны армии России, где формируются научные роты.

— Большинство рейтингов подтверждают стабильный спрос на бизнес-аналитиков, программистов и администраторов сетей. Значительно возрос спрос на SMM-маркетологов. Это новое направление в маркетинге, связанное с продвижением брендов или товаров в социальных сетях. С развитием интернет-технологий это направление стало одним из ключевых в формировании конкурентных преимуществ предпринимателей, — дополнил экспертов Вячеслав Лапин. — Если говорить об отрасли, которую я представляю, имеет место нехватка квалифицированных

кадров в сфере добычи сырья (специалисты по разведке и разработке месторождений, совершенствованию горных и обогатительных технологий).

По данным сервиса по поиску работы и сотрудников Superjob.ru, новой экономике нужны ИT-специалисты, особенно со знанием в области мобильной разработки, кибербезопасности и Big Data; инженеры в машиностроении, в том числе нефтегазовом, специалисты в лесной промышленности; инженеры в авиационной промышленности и пищевке; управленцы, в том числе антикризисные, специалисты по работе с залогами и проблемной задолженностью.

— На лидерские позиции выходят направления, связанные с производством: это образовательные программы, готовящие инженеров-проектировщиков, инженеров-технологов, инженеров-конструкторов для нефтегазовой, строительной, машиностроительной, энергетической, химической отраслей, — перечисляет Людмила Габышева. — Требуются специалисты в области городского и земельного кадастров, специалисты по охране окружающей среды и защите техногенных территорий.

— Меняются требования к кадрам. Основное — умение быстро учиться, желание двигаться вперед и расти профессионально, — анализирует запросы работодателей региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям Урала, Сибири и Дальнего Востока Coca-Cola HBC Россия Ольга Суроткина. — На смену реактивным компетенциям приходят проактивные: к примеру, умение предвосхищать возникновение проблем становится важнее, чем способность быстро их решать. Российские вузы, в том числе УрФУ, с которым наша компания сотрудничает уже более семи лет, выпускают действительно высококвалифицированных специалистов, однако потребности компании значительно шире. Поэтому в Coca-Cola HBC Россия с 2012 года действует собственная программа подготовки менеджеров Management Trainee.

— Вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются, — считает доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. — Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи. В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях.

… и послезавтра

Премьер-министр Дмитрий Медведев на инвестфоруме в Сочи выступил с прогнозом о дефиците квалифицированных рабочих рук: «Ближайшие пять лет будут непростыми для рынка труда, причем речь идет не о безработице, а о нехватке рабочих кадров. Это результат накопившихся проблем и демографического провала 90-х».

— Восполнить дефицит будет непросто, — прогнозируют эксперты Института образования НИУ ВШЭ. — Количество мест в колледжах в последние годы значительно уменьшилось, по сравнению с 2000-ми годами — почти на 30%. Сокращение коснулось 56 регионов. Ситуация пока не критическая, но очень тревожная. Особенно если принять в расчет то, что колледжей и техникумов в ближайшие годы понадобится больше. Учитывая снижение числа вузов, бюджетных мест в них для выпускников школ, надо подумать, где дети, нацеленные на рабочую профессию, будут учиться дальше. Колледжам и техникумам надо открывать каждый год 46 тыс. новых мест. Дело еще и в том, что количество детей до 15 лет вырастет к 2027 году с нынешних 1,3 миллиона до 1,8. Максимальный рост прогнозируется в Уральском и Сибирском ФО. Более-менее благополучная ситуация, например, в Тюменской области, где число мест практически не уменьшилось. В других регионах — хуже.

Субъекты РФ уже включились в процесс подготовки рабочих кадров. В Челябинской области в 2017/2018 учебном году в колледжи и техникумы, подведомственные региону, планируется принять 14,8 тыс. студентов. По словам челябинского министра образования и науки Александра Кузнецова, происходит перераспределение бюджетных мест в пользу специальностей, востребованных в приоритетных отраслях, в том числе в промпроизводстве, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте.

Минобр Башкирии готовит изменения в действующий перечень востребованных профессий и специальностей. Об этом сообщила министр образования РБ Гульназ Шафикова. При формировании КЦП приоритет будет отдан рабочим профессиям.

По данным Минобрнауки РФ, две трети выпускников учреждений среднего профессионального образования трудоустраиваются: «Количество обучающихся в 2016 году составило 2,8 млн человек».

По мнению Людмилы Огородовой, чтобы удовлетворить спрос предприятий, важно привлекать их к финансированию:

— Сейчас это небольшая доля. И поэтому при оптимизации сети образовательных организаций нужно предусмотреть решения, которые будут направлены на механизмы формирования государственно-частного партнерства, механизмы взаимодействия и подготовки кадров на территориях крупных предприятий.