Региональные бюджеты: от кредитов к облигациям

6 марта 2017, 00:00

Низкий уровень долговой нагрузки (менее 10% от объема доходов бюджетов) наблюдается в девяти субъектах РФ. В Урало-Западносибирском регионе это Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Таковы результаты исследования агентства «РИА Рейтинг», входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

В качестве показателя долговой нагрузки составители рейтинга применили отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Ни один из субъектов РФ Урала и Западной Сибири не вошел в число восьми регионов, долги которых превышают доходы. На этой грани по-прежнему балансирует Удмуртия, хотя ее положение за год слегка поправилось.

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Минфина, на 1 января 2017 года составил 2,353 трлн рублей. Это минимальный прирост госдолга российских регионов за последние несколько лет: в 2015-м — плюс 11%, в 2014-м — 20%, в 2013-м — 28,6%. При этом эксперты отмечают, что в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на дешевые бюджетные кредиты: в 2016 году субъекты РФ активно замещали ими коммерческую задолженность. Разница существенная: например, в 2014 году была установлена процентная ставка по бюджетным кредитам в размере 0,1% годовых.

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 млрд рублей против 338 млрд рублей, выданных в 2016 году. Прогнозируется дальнейшее сокращение.

По итогам 2017 года эксперты ожидают роста объема государственного долга на 5 — 7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов — в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 32 — 33% и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.