Представьте, что подкорректировать собственное высокое или низкое давление вы можете, надев на запястье устройство, напоминающее браслет с часовым циферблатом. Возможно, вам и таблетки не понадобятся. Полстраны оно точно осчастливит. Прибор зарегистрирован в Минздраве и имеет удостоверение медицинского изделия. Куда за ним бежать? Читайте дальше. И этой бомбочки бы хватило, чтобы взорвать рынок устройств, направленных на повышение качества жизни человека, а в этом году у ООО «Инферум» появится еще масса прорывных продуктов.
— Мы как садовод, который только приставил лесенку к яблоне, чтобы собрать урожай и продать, — говорит директор по инновациям «Инферум» Александр Копылов. — Наши многие разработки вызрели в продукты. Момент истины еще впереди: текущий год будет для компании переломным с точки зрения увеличения объема производства и вывода на рынок большого количества номенклатуры
Первое яблоко
— Александр Иванович, с чего все началось, кто посадил дерево?
— «Инферум» возник в силу стечения обстоятельств, когда четыре года назад на предприятии N команда разошлась в идеологии и философии продвижения бизнеса. В стадии разработки тогда был ряд интересных продуктов, ныне выпускаемых нами: доклинический тест для оценки функционального состояния ROFES E01C, электростимулятор для коррекции артериального давления АВР-051, диагностический комплекс для оценки вариабельности сердечного ритма BCP-070. Но часть акционеров на собрании сказала: нет, нам это неинтересно, денег в это направление вкладывать не будем. Поэтому те, кто хотел заниматься дальше инновациями, дать жизнь этим разработкам, просто вышли из предприятия и создали новое. Интеллектуальную собственность не делили — на ту пору разработки были «в головах». Биотест ROFES стал нашим первым продуктом.
Сама компания новая, но коллектив, ставший ее основой, уже лет 15 занимался разработкой электронных изделий на разных предприятиях. Конструкторское бюро находится в Екатеринбурге, научная группа, возглавляемая Александром Гуровым, — в Москве, новое современное высокотехнологичное производство создано в Каменске-Уральском. Основные акционеры — физические лица во главе с Владиславом Ивановым, генеральным директором.
— Цель какую ставили?
— Как и любой бизнес — зарабатывать деньги, расти и реализоваться профессионально. Тематика была предопределена разработками. Выжить на старте такому предприятию оказалось очень сложно, ведь мы ничего не перепродаем, а инвестируем в создание собственного продукта и реализуем его.
Поясню на примере возникшего партнерства «Инферум-Арго», как порой приходилось действовать. Поначалу, когда два с половиной года назад мы начали производить Биотест ROFES,пытались выстроить коммерциализацию разными путями. Предлагали инновацию спортсменам, медицинским центрам, аптекам, но все это не принесло результата, поскольку основные средства мы вкладывали в развитие компании, научного потенциала и производственных мощностей, а не в продвижение.
Тогда мы попробовали выйти на рынок компаний сетевого маркетинга (MLM, от multilevel marketing), в частности сетям «Арго» предложили Биотест ROFES E01C. Там встретили инновацию с интересом. Поначалу наш тестер воспринимался как самостоятельный продукт, а затем в процессе встраивания в бизнес MLM эволюционировал и состоялся в итоге как инструмент для продажи биологически активных добавок. Поскольку очень четко фиксирует воздействие этих добавок на организм человека, позволяет делать выводы, сравнивая состояние до и после приема. MLM — это огромный рынок и потенциал, за время существования в России он существенно развился и вырос, стал куда более цивилизованным, чем был в начале 90-х. Со временем на нашу инновацию обратили внимание и зарубежные сетевые компании.
— В чем ее суть?
— В середине прошлого века немец Фолль ввел понятие электропунктурной диагностики, а также экспериментально обнаружил, что органы и системы человека (кровообращения, нервная и прочие) функционируют со своими характерными частотами. Важно отметить, что наш метод принципиально отличается от метода Фолля, им оценивается не только величина протекающего тока, но и учитываются особенности для каждого конкретного случая. Эта технология использует спектральные методы обработки сигналов, определяет амплитуду частот функционирования, их взаимное соотношение для оценки качества регуляции каждой конкретной системы.
Мы сосредоточились на создании простого в обращении прибора, который мог бы оценить динамику внутреннего и внешнего воздействия на организм. Зачастую многие приборы такого рода дороги, грешат громоздкостью, сложны в управлении и предполагают высокую степень подготовленности человека, который занимается измерением. Наша задача была — создать тестер, удобный и простой для потребителя, не решающий задач диагностики, но позволяющий определить, например, воздействие того или иного БАДа на организм с помощью понятного интерфейса.
— Как именно?
— Проснулся человек и увидел с помощью тестера: какой-то орган у него находится в зеленой зоне, какой-то — в оранжевой, какой-то — в красной. И он понимает, стал ли он лучше себя чувствовать, принимая те или иные процедуры или БАДы, или нет. Мы настаиваем на том, что наша разработка — это тестер, а не диагностический прибор. Потому что зеленая зона шкалы не может определить, насколько именно человек здоров. Как нет вообще эталонного определения здоровья. Мы в любом случае говорим о некотором относительном здоровье. Но для того, чтобы человеку было понятно, как он себя ощущает и куда ему двигаться, мы рекомендуем проводить измерения изначально по утрам, до приема препаратов, еды, до физических упражнений. Наши потребители — люди, которые заинтересованы в своем хорошем самочувствии, в сохранении и улучшении качества жизни.
— Тестер не адресован профессиональным медикам?
— У медиков есть огромные возможности для постановки диагнозов, проведения глубоких исследований. Наш прибор не ставит диагнозы. Он показывает тенденции.
— Но он сложен в использовании. На форумах пишут, что есть проблемы, не все сразу могут разобраться что к чему.
— Мы поддерживаем потребителя, который к нам обращается, специалисты постоянно проводят обучение. Человек, который привык работать с компьютером, с гаджетами, быстро разберется и с тестером. Прибор стабилен в работе, не капризен. Для проведения тестирования достаточно подключить его к компьютеру с ОС Windows или к планшету на базе Android с поддержкой OTG (функции, с помощью которой к смартфону подключается внешняя периферия). И аппаратная часть, и программное обеспечение — разработки «Инферума». Сейчас продолжается работа над беспроводной версией нашего прибора: увеличится количество операционных систем, на которых он может работать, и будет более доступен для широкой аудитории.
— Основные рынки биотеста?
— На сегодняшний день — российский, но и международные продажи демонстрируют хорошую динамику, в том числе в MLM-сегменте.
— Есть у прибора аналоги, конкуренты?
— Он уникален с точки зрения совокупности потребительских качеств, прост в эксплуатации, бюджетен и мобилен.
— Не сумасшедше дорог? На какой сегмент ориентирована цена?
— С ценой обычного тонометра сопоставимо: до 10 тыс. рублей.
В шаге от телемедицины
— Действительно ли корректор артериального давления избавит от таблеток?
— Он безусловно снизит медикаментозную нагрузку. В целом опыт показывает, что многие частично заместили лекарственные препараты корректором. Человеческий организм индивидуален. Прибор разрабатывался и должен использоваться строго с учетом рекомендаций врачей. Судя по тому, как потребитель реагирует на корректор, изделие очень востребовано. Интерес и в России, и за рубежом сейчас колоссальный! Надеемся, врачи будут рекомендовать корректор наряду с другими назначениями, возможно, вскоре он появится в аптеках.
— На чем основан принцип действия?
— Электростимулирование как способ известен давно. Инновация «Инферума» — в частотах, в режиме воздействия. Нет ни одного другого прибора, который работал бы на повышение давления у гипотоников. В нашем приборе это реализовано. Кардиостимулятор влияет непосредственно на работу сердца. А мы воздействуем микротоками на биологически активную зону, которая участвует в регуляции тонуса сосудов. «Инферум» продолжает работу над этой темой, ведет медицинские исследования совместно с рядом ключевых профильных российских институтов. С ними же мы разрабатываем следующий продукт — прибор для измерения вариабельности сердечного ритма, уже есть рабочий прототип. Вот это уже будет диагностическая аппаратура.
— Как это будет работать?
— Хотим предложить два варианта: первый — как профессиональную аппаратуру для клиник, где врачи с помощью кардиоэлектродов в течение пяти минут получат картину работы сердечно-сосудистой системы. Второй — в качестве продукции для обычных потребителей: там будет использоваться датчик пульсовой волны с пальца. Основы измерения вариабельности сердечного ритма заложены исследованиями академика Романа Баевского, когда разрабатывались программы подготовки космонавтов и реабилитации после полетов. Тогда и была установлена связь вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем. Симпатический отдел вегетативной нервной системы отвечает за активную фазу, парасимпатический — за пассивную фазу человеческой деятельности. Когда мы спим, у нас работает парасимпатика, когда бодрствуем, включается симпатическая система. Наш прибор будет измерять параметры активизации регуляторных систем. Вариабельность сердечного ритма — это способность сердечно-сосудистой системы реагировать на внешние и внутренние источники напряжения и адаптироваться к ним. Академик Баевский сейчас живет в Канаде, в союзе с ним мы и создаем наш новый прибор. Он пригодится для задач МЧС и военных, спортсменов и обычных потребителей, которые следят за своим здоровьем.
Мы в шаге от новой эпохи — появления телемедицины, когда человек сможет подключить прибор к ПК, провести измерения, передать данные в защищенное облако, сохранять к ним доступ, транслировать их на монитор врачу. Это глобальная тема, которая сейчас интересует и Минздрав России. После совместной доработки изделия, не исключено, нашим партнером станет кто-то из грандов современной медицины. Мы обращаемся и к государственным органам, возможно, аппаратура будет востребована в рамках федеральной или областной медицинской программы.
Где прорвемся
— Каковы на сегодня объемы инвестиций в компанию «Инферум»?
— Могу сказать лишь, что в течение четырех с небольшим лет инвестициями были собственные средства акционеров. Расчетное время окупаемости — пять лет.
— Это нормально для такого рынка?
— Это нормально для малого бизнеса на любом рынке. Поскольку мы — инновационная компания, мы всегда улучшаем наши бизнес-процессы, в какой-то степени всегда находимся в стадии становления.
— В чем вы просчитались, запуская этот бизнес? Что пошло не так?
— Мы не то чтобы просчитались, но с коммерциализацией первого продукта, биотеста, прошли интересный путь развития — когда от аптек ушли в MLM-пространство. А с корректором артериального давления, наоборот, возвращаемся в аптечные сети. Прошли регистрацию, сертификацию, получили ISO 13485, что очень важно и для производителя, и для потребителя, тем более европейского.
— Объемы выпускаемой продукции увеличиваются?
— Мы заявили себя как серьезный производитель, разработчик, наукоемкое производство, экспортер, поэтому к нам обращаются столь же серьезные компании. Мы не только выпустили и реализовали на рынке десятки тысяч изделий собственной разработки, но и участвуем в разработке других проектов. Например, производим программное обеспечение симуляторов для пилотов. Это очень узкая специализация, тем не менее она существует. Участвовали и в разработке тифлосредств — это технические средства реабилитации инвалидов по зрению. Так, с помощью тифлофлэшплеера можно переводить тексты из одного формата в другой, озвучивать их. Сотрудничали с компанией «Папилон» — мировым лидером в создании дактилоскопических сканеров и технологий аутентификации человека: разрабатывали ПО для автоматической дактилоскопической системы ДС-21.В числе наших разработок и модуль для оценки состояния новорожденного «Апгар-таймер» для перинатальных центров. В комплектацию кювет для новорожденных, которые выпускает УОМЗ, войдет и наше оборудование. Уже создан прототип, готовимся к выпуску серии. Так что нельзя сказать, что мы занимаемся разработкой только медицинской техники или оборудования.
Мы видим перспективное направление, в котором и будем развиваться. Думаю, этот год будет для нас прорывным. При этом мы понимаем, что организация производства в условиях современного рынка предполагает широкое использование аутсорсинговых и кооперационных схем. Но основные технологические операции по сборке и прошивке оборудования мы осуществляем на собственной производственной площадке в Каменске-Уральском.
— Где будете прорываться?
— Компания планирует развивать российский рынок, выход на рынок стран СНГ, а также адаптировать продукты под требования зарубежных рынков.
— У вас на подходе много разработок, которые позволят в разы увеличить масштабы деятельности. Промплощадки хватит?
— Нет. По мере надобности и заключения контрактов будем увеличивать производственные мощности.
— Что сейчас важно для компании?
— Закончить европейскую сертификацию производства ряда продуктов, продвинуться в разработке прибора для измерения вариабельности сердечного ритма, поставить на производство беспроводной вариант биотеста. Это задачи 2017 года.
— Какие основные риски вы рассматриваете для развития бизнеса?
— Они традиционны — это нестабильная экономическая ситуация в целом в стране. Нам важно, чтобы рубль был крепким. Рынок все более уплотняется и нужно дорожить тем, что создано, развивать избранные направления.
— Важна поддержка со стороны Свердловского фонда поддержки предпринимательства?
— Нам активно помогли и помогают с сертификацией, в подборе иностранных аудиторов. Возможно, предпринимательский фонд разделит с нами затраты на сертификацию, с его помощью мы сможем представить наши продукты для участия в федеральных программах.