Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов*

Многовекторность экономических отношений Урала и Китая позволяет рассчитывать на значительное увеличение объемов взаимной торговли и инвестиций

АНДРЕЙ КОЛДАШЕВ

Идея сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и инициативы КНР «Экономический пояс Шелкового пути» выступает мощным фактором сотрудничества бизнеса России и Китая. Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге развивает эту идею на межрегиональном уровне: 30 марта в уральской столице оно организует форум «Содействие торговоэкономическому сотрудничеству между Китаем и Россией на Урале». Оператором проекта выступает журнал «Эксперт-Урал».

Специально к форуму АЦ «Эксперт» подготовил выборку крупнейших уральских компаний, экспортирующих продукцию в КНР. Сегодня это не только сырье, но и высокотехнологичная продукция: например, двигатели и газовые турбины, оптикоэлектронные системы и приборы, летательные аппараты, трансформаторы. 

 009_expert_ural_12-1.jpg

Приступает регион и к массовым поставкам продовольствия. 

— Китай для нас — огромный и значимый рынок, — рассказывает пресссекретарь ГК «Нижегородский масложировой комбинат» Анна Фатикова. — Запуск в Оренбургской области Сорочинского маслоэкстракционного завода (СМЭЗ) стал выгодным решением с точки зрения логистики: производителям подсолнечника теперь не приходится везти семечку далеко за пределы региона. Расположение СМЭЗ в «восточном» сырьевом блоке холдинга делает более выгодными отгрузки продукции на восточное и юго-восточное направления. 

Экспортная продукция СМЭЗ — не только подсолнечное масло, но и сопутствующие его производству продукты: подсолнечный шрот, который используется как высокобелковая кормовая добавка, и лузга — альтернативное топливо. 

Другой южноуральский экспортер — холдинг «Макфа» — поставляет на рынок Китая весь основной ассортимент продукции: муку, макаронные изделия, крупы. 

— По итогам прошлого года продажи в Китай приросли по отношению к 2015-му больше чем в два раза, суммарный объем поставок превысил 10 тыс. тонн, — говорит региональный руководитель дивизиона «Индокитай» компании «Макфа» Светлана Колесникова. — При этом нам пришлось столкнуться с особенностями китайского менталитета и спецификой квотирования импортной продукции. Изучив нюансы, мы смогли справиться со многими проблемами. В результате в 2016 году была принята стратегия, которая позволяет выстраивать взаимоотношения с китайскими партнерами, избегая трудностей прошлых периодов, минимизируя риски. Помимо возможности стать крупнейшим поставщиком российских продуктов в КНР, освоение столь непростого рынка дает превосходный опыт для ведения бизнеса и в странах Юго-Восточной Азии. 

В экспортную деятельность вовлечен пока еще узкий круг предприятий УралоЗападносибирского региона: поставки в КНР компаний, вошедших в топ-30, составили более 90% всего уральского экспорта в Китай за прошлый год. Как уральский бизнес может использовать опыт постижения восточного менталитета, накопленный коллегами?

Под небом все лишь временно бывает 

По данным Федеральной таможенной службы, в 2016-м экспорт в Китай достиг 2,84 млрд долларов. Его доля осталась стабильна (7,2% от общего объема; в 2015-м — 7,1%), а вот в денежном выражении он потерял 10% к уровню 2015-го, хотя и вырос на 13% к уровню 2014-го. 

Лидеры по поставкам продукции в Китай также постоянны: это Тюменская область с ХМАО и ЯНАО, Пермский край и Башкирия. По итогам 2016-го доля экспорта из Тюменской области — 62,8% (1,79 млрд долларов), на Пермский край приходится 18,7%, на Башкирию — 10,5%. Доля Свердловской области — 6,4%, у остальных — менее 1%. Самой динамичной в 2016 году стала Удмуртия: экспорт вырос более чем в 4,5 раза, правда, сказался эффект низкой базы. 

Вклад субъектов обусловлен товарной структурой поставок: 62% приходится на нефть и нефтепродукты, 18% — на удобрения (хлорид калия), 8% — на турбореактивные двигатели. Доля пластмасс (полипропилена), нерудных ресурсов (асбеста, серы, кварца), руды и шлака — по 1%, остальных товарных групп — менее процента. Нефть усиливает позиции: в 2014 году было 43,6%, в 2015-м — 50%. А вот поставки, например, урана с 4% уральского экспорта в 2015 году упали до нуля. 

Несмотря на нефтяной перекос в экспорте, экономическое взаимодействие субъектов РФ Урало-Западносибирского региона с Поднебесной несопоставимо по разнообразию ни с какой другой страной. Для сравнения, главным внешнеторговым партнером Свердловской области уже на протяжении многих лет остаются США, однако партнерство с американцами пока строится только в металлургической и атомной сферах. 

Импорт товаров из Китая в УралоЗападносибирский регион по результатам 2016 года увеличился почти в 3,5 раза по отношению к предыдущему году и достиг 5 млрд долларов. По итогам 2016 года КНР вышла в лидеры среди стран, импортирующих продукцию в субъекты Урала и Западной Сибири, обогнав Казахстан. В страновой структуре импорта в субъекты РФ Урала и Западной Сибири Китай по итогам 2016 года нарастил долю до 38,7% (в 2015 и 2014 годах —14,9% и 16,3% соответственно). Столь существенная динамика в основном объясняется увеличением поставок китайских товаров в Тюменскую область (за прошлый год — в 12,4 раза до 3,8 млрд долларов). В предыдущие два года потоки импорта из КНР были более равномерно распределены между субъектами РФ Урала и Западной Сибири, а лидировала Свердловская область.

Наибольшую долю китайских поставок в прошлом году составили машины для сжижения воздуха или газов — 72,6% (в 2015 году в структуре импорта она составляла 12,2%, в 2014-м эта продукция отсутствовала). На электрические машины и оборудование приходится 3,2%, на изделия из черных металлов (преимущественно трубы, используемые при бурении нефтяных или газовых скважин) — 2,4%; на пластмассы и на средства наземного транспорта и их части (ходовые колеса, автомобили-самосвалы, части прицепов и полуприцепов, велосипеды) — 1%. 

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах

Разумеется, столь высокая подвижность данных объясняется в первую очередь  эффектом низкой базы, когда заключение отдельных договоров отражается на статистике целых регионов и отраслей. Устойчивость — дело перспективы. К ней и обратимся. 

Путь в тысячу миль начинается с шага 

Одно из самых перспективных направлений сотрудничества с КНР — транспортная логистика. Китай рассматривает Урал как важнейшую транзитную территорию для перемещения своей продукции в Европу, а Екатеринбург и Челябинск — как пункты распределения китайских товаров по Уральскому региону. В связи с этим развиваются три транспортных пути из Китая: по Транссибу через Тюмень и Екатеринбург, по Казахстану через Челябинск и Екатеринбург, а также по Казахстану через Оренбург и Уфу. Причем речь идет не только и не столько о реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Пекин (обсуждаются два варианта через Екатеринбург — на Тюмень и на Челябинск), так как она коснется только пассажирских перево зок. Здесь важнее взаимные грузопотоки. Так, уже начали курсировать на регулярной основе специальные контейнерные поезда из Китая в Челябинск и Екатеринбург, где активно развиваются логистические центры распределения товаров из КНР. 

В прошлом году разработаны транспортная и финансовая модели участка международной автотрассы Европа — Западный Китай, который пройдет по территории Оренбургской области. Соглашение о создании этого транспортного коридора заключено в сентябре 2014 года правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. В нем закреплены обязательства России по открытию маршрута до 2020 года. Общая протяженность коридора — 8,5 тыс. километров, российского участка — 2,2 тыс. км (от Санкт-Петербурга через Московскую, Нижегородскую области, Татарстан, Башкирию, Оренбургскую область и далее через Казахстан до морского порта Ляньюньган в Китае). На территории России трасса соединит федеральные автодороги М-7 и М-5 «Урал». Ее строительство предусматривает широкое привлечение государственного и частного капитала. Общая ориентировочная стоимость российской части проекта — около 1,5 трлн рубл ей. Казахстан и Китай уже практически достроили свои части маршрута.

Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия

Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню 

Второе перспективное направление партнерства с Китаем — АПК. Здесь наибольшую активность проявляет Челябинская область, где создается совместная технико-экономическая зона высоких аграрных технологий. Стороны уже вышли на подписание учредительных документов российско-китайского совместного предприятия, которое будет основным оператором. 

Правительство Челябинской области ставит задачу увеличения объема экспорта в КНР в числе прочего за счет сельскохозяйственной продукции. В конце 2015 года между Россельхознадзором и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину КНР (AQSIQ) подписан протокол о фитосанитарных требованиях к пшенице, экспортируемой из России в Китай. Если все разногласия будут урегулированы, Челябинская область сможет поставлять пшеницу в Поднебесную. В ноябре прошлого года китайские инспекторы по качеству зерна посетили ряд сельхозпредприятий в Челябинской области, где ознакомились с условиями хранения пшеницы и методиками проверки ее качества. По результатам инспекционной поездки достигнута договоренность о приведении системы контроля качества зерна на Южном Урале в соответствие требованиям китайской стороны. 

Также обсуждается возможность участия предприятий АПК Челябинской области («Союзпищепром», «Макфа», «Уральские кондитеры», «Равис — птицефабрика Сосновская», «Фрост», «Ариант», «Увелка», «Южуралкондитер», «Здоровая ферма») в проекте «Российский продуктовый двор». Речь идет о поставке товаров через совместное предприятие и их реализацию в четырех китайских гипермаркетах, в том числе в Пекине. Уже действует бондовая зона (зона торговли с особым таможенным режимом): без уплаты таможенных сборов выполняются операции поверхностной обработки грузов, хранение экспортно-импортных грузов до таможенной очистки, маркировка и упаковка товаров, обеспечение транзитной торговли и прочее. Задача российской стороны — создать совместное предприятие, которое будет заниматься проработкой вопросов поставок, согласовывать ассортимент грузов, продукции и т.д. К процессу подключена Продовольственная корпорация Челябинской области. 

— Мы нуждаемся в открытии новых рынков для реализации избытков производимой в аграрном комплексе продукции, — отмечает министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. — На фоне поставок продовольствия в Китай можно получить добавленную стоимость, которую мы не получаем на внутреннем рынке из-за перепроизводства.

Далеко широким шагом не пройти

Третий перспективный путь партнерства — организация на Урале и в Западной Сибири совместных или чисто китайских предприятий нефтесервисного машиностроения. Китайцы всерьез обеспокоены проводимой в нашей стране политикой ипортозамещения в жизненно важных отраслях промышленности, отсюда и попытки с их стороны наладить не только поставки готового оборудования, но и передачу технологий его изготовления в России для российского же ТЭК. В Невьянске Свердловской области уже работает машзавод китайской корпорации «Хайлонг». В Югре китайцы интересуются индустриальными парками, которые скоро начнут работать в Сургуте, Сургутском районе и Нижневартовске. 

— Эти площадки предназначены для ведения предпринимательской деятельности, здесь есть вся инфраструктура. Наши китайские партнеры уже ведут бизнес в Российской Федерации, производят оборудование для нефтедобычи, — пояснил вицегубернатор ХМАО Павел Сидоров. — Они заинтересованы в продвижении продукции в другие регионы, для этого нужны подготовленные земельные участки. Мы предоставим им возможность разместить свои производства на этих площадках. 

Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков

Одним из главных инструментов сотрудничества с Китаем в Тюменской области также видят кооперацию в нефтегазовом машиностроении, приборостроении и нефтесервисе.

Того, кто не думает о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности

Для продолжения диверсификации и интенсификации торгово-экономического сотрудничества Урала и Китая важно вовлекать в эту сферу новых игроков, и особенно компании малого и среднего бизнеса. Этому уже сейчас активно помогают федеральные программы содействия экспорту, работа на местах бизнесобъединений, региональные институты развития. 

Чтобы процесс стал массовым, на региональном уровне бизнесу нужны информационные платформы для изучения сегментов китайского рынка, применения наиболее эффективных инструментов продвижения товаров и услуг, логистики и сертификации продукции.

* В заголовках и выносках рубрики использованы афоризмы Конфуция, Лао Цзы, Сюнь Цзы