Как всего за три года пермская компания научила людей не бояться российских роботов

Сергей Ермак
17 апреля 2017, 00:00

«Я никогда не думаю о будущем, оно наступает достаточно быстро», — заметил как-то Альберт Эйнштейн. Прошло 80 лет, и вторая часть этого высказывания безнадежно устарела: будущее теперь наступает не достаточно, а слишком быстро. Технологические циклы укоротились настолько, что одно поколение может стать свидетелем зарождения, развития и угасания, казалось бы, чрезвычайно перспективных разработок (яркий тому пример — смс или DVD)

Читайте Monocle.ru в

Еще пять лет назад мы задумались, кто в России является движителями прогресса, что может стать спусковым крючком тектонического сдвига. И пришли к выводу — это динамичные средние компании, активно вкладывающиеся в высокие технологии (подробнее см. «Созидательные разрушители»). Этакие шумпетерианцы, разрушающие старое для создания нового. Сегодня мы от своей точки зрения не отказываемся, однако полагаем, что к средним фирмам нужно добавить агрессивные стартапы, руководимые людьми, обладающими одновременно визионерским чутьем и предпринимательской интуицией.

Мы считаем такие предприятия исключительной ценностью региона, и потому запускаем долгосрочный проект «Компании, меняющие мир». Это зарисовки о молодых и не очень уральских фирмах, чьи идеи, инициативы, разработки способны лечь в основу экономики завтрашнего дня. И первый герой нашего проекта — пермская компания Promobot.   

Олег Кивокурцев: «Я не понимаю, почему с такими возможностями в России до сих пор нет своего Apple, Tesla или Amazon» 015_expert_ural_16-2.jpg
Олег Кивокурцев: «Я не понимаю, почему с такими возможностями в России до сих пор нет своего Apple, Tesla или Amazon»

Две судьбы

История Promobot нелинейна. Одна ее ветвь берет начало в 2011-м. Тогда Олег Кивокурцев, третьекурсник Пермского политехнического университета и владелец компании, занимающейся поставками элитного китайского чая, получил задание — создать концепт робота. Он задумал собрать аппарат, который бы автоматически наносил дорожную разметку. Но знаний в программировании и электронике студенту для этого явно не хватало. На его клич в соцсетях ответил только аспирант Игорь Еремеев, ранее собравший для магистерского диплома гусеничный робот в качестве пожарного.

На встречу Кивокурцев решил взять однокурсника — лучшего инженера-конструктора на потоке Максима Утева. Сели думать, что, помимо нанесения разметки, нужно Перми. Ответ пришел довольно быстро — автоматизированная уборка снега.

Прототип соорудили за месяц, потратив несколько тысяч рублей. То был классический «гаражный» робот с деталями от шкафа и моторчиками автомобильных стеклоподъемников. Ролик с роботом студенты запостили в YouTube — и тут же получили первого покупателя: им стал житель Чехии, ненавидящий снег.

Алексей Южаков: «В России научились эффективно поддерживать и продвигать софтверные проекты, но в области выращивания хардверных компаний компетенций практически нет»  015_expert_ural_16-1.jpg
Алексей Южаков: «В России научились эффективно поддерживать и продвигать софтверные проекты, но в области выращивания хардверных компаний компетенций практически нет»

Вторая ветвь истории Promobot связана с предпринимателем Алексеем Южаковым. В 2004 году он, тогда студент, создал с однокурсниками компанию «ИнтеллектСтрой», которая фокусировалась на автоматизации управления зданиями. «Такого рынка в Перми на тот момент не существовало, — вспоминает Алексей Южаков. — Нам пришлось приложить массу усилий, чтобы объяснить, чем мы занимаемся, и что дом не взбесится и не захватит жильцов в заложники».

Начинание оказалось успешным. Но спустя несколько лет обслуживание «умных» зданий стало отбирать непомерно много ресурсов, возникла необходимость в запуске специализированного оператора. В результате появилась компания Building Management System, которая взяла под управление все объекты «ИнтеллектСтроя», а затем — и других компаний.

Кризис 2008-го заставил команду задуматься о диверсификации рисков. Выбор пал на агропром (мотив проще не придумаешь — люди никогда не перестанут есть). Южаков сотоварищи наняли агрономов и построили в Пермском крае тепличный комплекс размером всего 0,23 га, напичканный всеми возможными электронными системами. Поначалу там выращивали овощи, но потом решили, что прибыльнее заниматься розами.

Следом был проект «Ваш фермер» — площадка, где покупатели экологически чистых продуктов могли напрямую контактировать с их продавцами. Инициатива, запущенная в 2011-м, была свернута в 2015-м из-за провалившейся попытки выйти в оффлайн.

Линии Южакова и Кивокурцева пересеклись летом 2013-го на одном из мероприятий для стартаперов. Разработчикам снегоуборщика к тому моменту удалось выиграть несколько конкурсов, организовать производство на базе Краснокамского ремонтно-механического завода и продать десяток роботов. Ребята предложила совладельцу «ИнтеллектСтроя» включить автоматическую уборку снега в число услуг его компании. Но у Южакова было иное видение: он, посетив огромное количество выставок и создав market place для фермеров, понимал, насколько важно выделяться среди прочих, не быть как все.

— Одновременно я видел, что интерес к роботизированным решениям очень высок, — вспоминает Алексей Южаков. — Даже на не имеющую ничего общего с человеческой механическую руку люди смотрели, как завороженные. Идея со снегоуборщиком была хороша, но рынку нужно было не это. 
 
Южаков предложил Кивокурцеву сотоварищи переориентироваться на создание робота-помощника, который бы самостоятельно передвигался, распознавал личности и речь даже в самых сложных условиях, общался с людьми на любые темы, отвечал на вопросы о товаре или компании, хорошо ориентировался в пространстве и заодно транслировал на встроенном экране промоматериалы.

Прототип Promobot был готов спустя четыре месяца. Произведением искусства он точно не стал. Однако покупателей это не смутило: компания получила десять заказов на 3 млн рублей (на тот момент — почти 100 тыс. долларов). Серийное производство запустили на площадке бывшего лакокрасочного завода, пластик, раму и металлические детали производили в Пермском крае, электронику закупали преимущественно в Китае. В апреле 2014-го первая версия автоматизированного промоутера под кодовым именем «Памятник» разошлась по торговым центрам Прикамья. «В одной из торговых сетей, например, робот стоял у цветочного киоска и то и дело повторял “тот, кто розу покупает, тот всегда благоухает”, — рассказывает Алексей Южаков. — Смешно, но это увеличило продажи на 260%».

О прелестях машинного обучения

2014-й для Promobot сложился чрезвычайно удачно: 3 миллиона были пущены в развитие продукта. Вышло настолько хорошо, что в октябре компанию признали лучшим индустриальным стартапом конкурса GenerationS (организован РВК). Проект получил приз в 1,25 млн рублей. Еще миллион примерно в то же время добавил фонд Бортника. Помимо финансовой поддержки пермяки приобрели ценного партнера в лице Московского технологического института (чуть позже МТИ купит 50 роботов для проведения масштабного исследования, а сотрудники вуза дадут машине имя Алантим, которое станет довольно попупярным, оно образовано от Алана Тьюринга, создателя современных компьютерных алгоритмов, и Тима Бернерса-Ли, изобретателя World Wide Web).  

В марте 2015-го компания стала резидентом Сколково и вывела на рынок Promobot v2. Получилось очень задорно. Внешне робот стал менее брутальным, а его первичная лингвистическая база расширилась до 100 тыс. речевых модулей (возможности ее развития почти бесконечны). Были существенно усовершенствованы алгоритмы восприятия вербальных и невербальных реакций: робот определл половозрастные харакетристики человека, умел подстраиваться под манеру разговора и настроение человека, понимап смысловые акценты и даже шутки. Получая запрос, Promobot искал (и продолжает искать) ответ в трех источниках — сначала в собственной базе, затем в базе знаний всех роботов, а потом, если ничего не обнаружил, — в интернете.

Ключевой способностью Promobot v2 стало самообучение. Со временем его юмор все острее, ответы — точнее, реакции — адекватнее. Создатели робота а признаются, что не до конца контролируют этот процесс. Алексей Южаков:

— Однажды расстроенный бухгалтер МТИ, проходя мимо нашего робота, спросила “что делать, если ты забыл сдать отчетность в налоговую”. Через несколько секунд на груди Алантима появилась веб-страница с заголовком “что делать, если ты обоср***ся».   

Характеристики второй версии Promobot в сочетании с его ценой (от 440 тыс. рублей, 80% комплектующих производится в России) доводят заказчиков до исступления. Они покупают больше 200 машин (почти 140 из них уже произведены). По данным Сколково, пермская компания — крупнейший производитель сервисных роботов в Восточной и Северной Европе.

О зловещей долине

В октябре 2017-го на форуме «Открытые инновации» была представлена третья версия Promobot. Создавая его, разработчики совершили несколько микрореволюций. Первая — у робота появились пальцы (прежде его конечности напоминали руки человечков из «Лего»). Все приводы, необходимые для жестикуляции, производятся в Перми. Одновременно робот научился подстраиваться под рост человека.

— Руки — тема, вокруг которой велись ожесточенные споры. Решение недешевое и с инженерной точки зрения сложное, — рассуждает Алексей Южаков. — Однако анализ отзывов покупателей показал, что невербальным общением пренебрегать нельзя. Вместе с тем я не уверен, что в обозримом будущем имеет смысл делать нашего робота еще более похожим на человека. Исследователи заметили, что доверие к роботу растет до тех пор, пока его не пытаются обтянуть кожей. Затем людям становится неприятно, и уровень симпатии резко снижается. Чтобы вновь его поднять, необходимо создать киборга, неотличимого от человека. Это явление зовется эффектом «зловещей долины». И мы как раз знаем, где находится крайняя точка.

Вторая микрореволюция — нейросетевая лингвистическая база, позволяющая роботу бегло ориентироваться в любом загруженном тексте, цитировать его отдельные блоки. Время на подготовку и адаптацию Promobot v3 к определенному виду деятельности (например, информированию клиентов о продуктах и стратегии банка) — два-три часа.

И последняя революция — понятийная. Вторая версия Promobot затачивалась под entertainment — вау-эффект: она должна была вызывать эмоции и тем самым привлекать внимание к продукту. Ключевая идея третьей модификации — превращение робота в эффективный инструмент решения бизнес-задач. Потому он теперь может интегрироваться с CRM, принимать оплату и печатать чеки. Но главное, что Promobot ныне — открытая платформа. И любой программист в любой стране мира может заточить ее под конкретную функцию — консьержа, консультанта, продавца цветов, промоутера, хостес и т.д. Надо только написать соответствующее приложение. 

Судя по лентам новостей, заказами Promobot загружена на ближайшие несколько лет. Среди стран-импортеров — США, Чехия, Китай, Казахстан, Ирландия, Испания, Турция, Англия. Денег на разработку и продвижение тоже в избытке: в октябре прошлого года стало известно, что пермская компания привлекла 150 млн рублей от Фонда развития интернет-инициатив (взамен структура получит миноритарную долю). Была информация, что такую же сумму в фирму вложит Сбербанк, но пока сделка не заключена.  

О судьбе человечества

— В ближайшем будущем андроиды заменят людей на грязной, опасной и скучной работе, — уверен Алексей Южаков. — Я говорю об уборщиках, сторожах, таксистах, консультантах в магазинах, ликвидаторах последствий техногенных аварий, пожарных, саперах. Преимущества машин очевидны — они не едят, не спят, не берут отгулы, не болеют, не ходят в декрет. Им не нужна страховка и зарплата. Некоторые считают, что применение роботов приведет к масштабной безработице. Но, скажите, настала безработица от того, что никто не пользуется сегодня услугами кузнеца или извозчика? Погоревали и пережили. Вместе с тем робототехника породит десятки тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. Создание андроидов, их обслуживание, написание под них приложений — это целая индустрия. И здесь компьютер, у которого пока нет творческого начала, не в силах заменить человека. Людям сегодня надо учиться тому, что машинам удается плохо, — креативности и предпринимательству. Нужно понимать, что будущее наступает очень быстро, я бы не рискнул прогнозировать, что будет через пять или десять лет. Поэтому ключевая компетенция сегодня — готовность к изменениям.