Как технократия регионы меняла

Артем Коваленко
29 мая 2017, 00:00

Управленцам, пришедшим на смену экс-губернаторам, приходится на ходу договариваться с элитами и настраивать старую управленческую систему на решение новых задач

Заксобрания трех субъектов РФ Урала и Западной Сибири — Пермского края, Удмуртии и Свердловской области — в начале июня назначат дату выборов глав регионов. Единый день голосования в 2017 году приходится на 10 сентября. Региональные выборы пройдут уже по новому закону (пакет поправок к избирательному законодательству принят Госдумой во втором чтении): он предусматривает в частности отмену открепительных удостоверений, допускает разукрупнение избирательных участков и ужесточает ответственность за фальсификации. По сути, влияние нововведений на избирательный процесс протестируют на губернаторских выборах в преддверии президентской кампании (голосование состоится в марте 2018 года). В сентябре в РФ будут выбирать 17 губернаторов (народным голосованием; только в Адыгее эта миссия возложена на Госсовет, кандидатуры будут предложены главой государства). На 13 территориях, в том числе в трех упомянутых, региональные лидеры работают с приставкой врио. В двух, включая Удмуртию, смена власти произошла на фоне арестов экс-руководителей субъектов РФ и обвинений во взяточничестве. Нам представляется интересным анализ предвыборной ситуации в территориях, куда пришли новые руководители (в Урало-Западносибирском регионе — это Прикамье и Удмуртия). Там, где действующие губернаторы получили приставку врио (мандат доверия от Кремля), ситуация складывается предсказуемо, по крайней мере, в большинстве регионов. Управленцам, только заступившим на эти посты, сложнее: приходится договариваться с местными элитами, погружаться в проблематику, перестраивать устаревшую управленческую систему. В Пермском крае в феврале врио губернатора был назначен министр московского правительства, руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников. Он сменил Виктора Басаргина (подал в отставку по собственному желанию), а в Удмуртии секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов в апреле заменил Александра Соловьева (руководил регионом с 2014 года, арестовали по обвинению в получении взятки в особо крупном размере, отправлен в отставку в связи с утратой доверия). Оба врио уже заявили об участии в выборах и проходят праймериз ЕР. Какие шаги новички предпринимают, чтобы закрепиться в территориях, выстроить эффективный диалог с бизнес-группами, сформировать команды и сформулировать для них новые задачи?

Давить не буду…

Составители ежемесячного рейтинга влияния глав субъектов РФ (подготовлен по итогам апреля Агентством политических и экономических коммуникаций, АПЭК) назвали укрепление позиций исполняющих обязанности глав регионов трендом месяца. «Стартовые позиции новых региональных руководителей в рейтинге выглядят высокими, — говорят исследователи. — Это обусловлено их статусом и опытом. Например, назначение Бречалова (42-е место) показывает относительную значимость его фигуры». Максим Решетников за месяц поднялся сразу на 9 пунктов (35-е место), усилив политическое влияние. Это следствие достаточно эффективной управленческой политики — главы установили контроль над регионами и активно налаживают диалог с бизнесом.

 009_expert_ural_22-1.jpg

— Никаких негативных поводов, связанных с Решетниковым и Бречаловым, в федеральной повестке не возникает, значит, серьезных проблем у них нет, взаимодействие с элитами налажено, — убежден директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Их плюс в том, что они не только опираются на мандат федерального центра, но и пытаются самостоятельно выстроить диалог с финансово-промышленными группами, не оказывая на них давления.

— Многие переживают, что я буду давить на бизнес. Нет. Этого не будет. Если друг с другом бизнес будет вести себя цивилизованно, то я точно источником какого-то давления не стану. Это главное сообщение, — заявил Александр Бречалов на встрече с участниками ассоциации «Деловая Удмуртия» (объединяет руководителей более 30 предприятий среднего и крупного бизнеса). — Я сам занимался предпринимательством, все нюансы бизнеса хорошо знаю. При любых обстоятельствах с уважением отношусь к тем, кто создает рабочие места. С вами — только партнерские отношения, никаких превентивных жестких мер. Есть вопросы по некоторым историям, государственным активам, но все они будут решаться в формате диалога.

В течение последнего месяца врио главы республики провел серию встреч с бизнес-сообществом. Кроме «Деловой Удмуртии» переговоры прошли с представителями региональной Ассоциации легкой промышленности, ассоциации «Развитие» (14 крупных промпредприятий республики — Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг», Ижевский механический завод, Ижевский радиозавод, компания «Редуктор», Ижсталь и т.д.), Ассоциации промышленных предприятий (входят 35 предприятий среднего и малого бизнеса). Бречалов пообещал посетить все крупные компании (уже побывал в концерне «Калашников» и на Ижевском автозаводе) и устроить мозговой штурм по решению первоочередных задач: «Я должен знать ваши возможности, ваши потребности, знать, как осуществляется кооперация». Он же предложил объединить усилия по лоббированию интересов промышленников, в частности по развитию гражданского направления и снижению зависимости заводов от гособоронзаказа. На всех встречах звучал тезис: «Республика меняет подходы по налаживанию связей с органами федеральных органов власти. Вся наша команда, и в особенности та часть, которая отвечает за экономику, ориентирована на максимальную поддержку и помощь тем, кто эффективно занимается развитием своих предприятий». Такие заявления усилили его позиции.

— Раньше у нас было не принято на равных разговаривать с бизнесом, — поделился один из участников встреч. — Поэтому сначала все аккуратно говорили о необходимости нового формата взаимодействия с властью. Например, представитель глазовского завода «Реммаш» вышел с инициативой создать отдельный совет при главе республики по работе со средним бизнесом и встречи проводить на регулярной основе. И Бречалов согласился, правда, предложил отталкиваться не от периодичности встреч, а от решения конкретных задач. Пока непривычно, что нам предлагают высказываться, от нас ждут системных предложений, как улучшить инвестиционный климат (Бречалов предложил предпринимателям поучаствовать в подготовке карты инвестиционных возможностей республики. — Ред.). У врио главы есть понимание, как улучшать предпринимательский климат, развивать формат ГЧП, поддерживать местных товаропроизводителей.

… буду предлагать …

У Максима Решетникова схожие задачи — развитие бизнеса, представленного в регионе. На новом посту он уже перевалил планку в сто дней и успел встретиться с владельцами и менеджерами федеральных финансово-промышленных групп, представленных в Прикамье, например, с председателем совета директоров ГК «Ренова» Виктором Вексельбергом и президентом Лукойла Вагитом Алекперовым. В частности, с Алекперовым он обсудил участие пермских предприятий в реализации проекта строительства газотурбинной электростанции Ильичевская на одноименном нефтегазовом месторождении. А с Вексельбергом подписал меморандум о принципах сотрудничества. Позже состоялись встречи с главами Газпрома (на протяжении 25 лет является ключевым заказчиком продукции предприятий Пермской газотурбинной кооперации) и Ростеха (речь шла о сотрудничестве с госкорпорацией пермских предприятий, в первую очередь «Мотовилихинских заводов»). 

Для диалога с МСП в мае в Перми был организован форум «Дни пермского бизнеса». «Это отличная возможность обменяться мнениями, выработать новые подходы и механизмы, найти эффективные решения, направленные на улучшение условий предпринимательства, формирование комфортной бизнес-среды», — дал оценку площадке Максим Решетников.

Еще один формат — День приема предпринимателей (прошел впервые). Цель — снижение административных барьеров, повышение эффективности органов власти по решению вопросов бизнесменов. «Задача — создать такую среду для бизнеса, чтобы обеспечить социальный лифт, когда из микробизнеса вырастает малый, из малого — средний и так далее, — объяснил врио губернатора. — Единый день приема предпринимателей — это возможность открыто пообщаться с бизнесом о тех вопросах, которые его волнуют, найти их решение». Просьбы разные: от консультации по открытию бизнеса — до увеличения поставок газа. Так, руководитель одного из соликамских предприятий — Завода металлических изделий — попросил Решетникова помочь добиться увеличения объемов поставляемого газа на 350 куб. м в час. Топливо необходимо для открытия нового цеха. Чтобы увеличить объемы газа, предприятию за свой счет нужно проложить новую трубу большего диаметра длиной 1,5 км. При этом принадлежать она будет газовой структуре. «Бизнесу нужна большая определенность, — считает Максим Решетников. — Например, повышение стоимости электроэнергии не позволяет выстраивать долгосрочные планы — инвестор входит в год на одних условиях, а через несколько месяцев они меняются».

— Элиты уже оценили менеджерские качества Решетникова, — убежден заведующий отделом по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН Олег Подвинцев. — Но Пермскому краю нужен не просто хозяйственник, но и публичный политик с интересными и актуальными инициативами. 

Решетников уже запомнился предложениями о предоставлении регионам больших полномочий в сфере бюджетной политики:

— Мы настолько зарегулированы правилами и порядками, что вынуждены обещать и исполнять обязательства, которые сильно бьют по бюджетному карману. Пришло время пересмотреть бюджетную политику.

Врио губернатора предложил провести инвентаризацию расходных обязательств субъектов РФ в части регулирования их федеральным законодательством, передать регионам права самостоятельно регулировать порядок исполнения отдельных полномочий.

Он же обратил внимание на жесткость условий использования федеральных субсидий, сложный механизм реализации проектов, зачастую невозможный к исполнению в рамках одного финансового года. Сейчас федеральный бюджет распределяется до 1 февраля, соглашения с регионами заключаются до 1 марта. Только после этого деньги направляются в регионы, где проводится аналогичная работа с муниципалитетами.

— В результате к исполнению средств федерального бюджета мы приступаем в лучшем случае в мае — июне, в некоторых ситуациях контрактуемся до середины лета. Исходя из технологических циклов, средства лучше планировать на два-три года вперед, — предлагает Решетников. — Необходимо рассмотреть возможность распределения между субъектами всех межбюджетных трансфертов на трехлетний период при формировании федерального бюджета. 

Для пермяков Решетников — надежда на завершение инфраструктурных проектов, оставшихся от прежней власти — строительство нового моста через Чусовую и зоопарка. Мост будут строить по концессии, гранту из федерального бюджета — на деньги российской системы взимания платы «Платон». В ближайшие пару месяцев, по словам врио губернатора, планируется заключить концессионное соглашение (переговоры уже на финальной стадии) и отобрать подрядчика. Для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации зоопарка, ускорения его возведения Решетников создал межведомственную рабочую группу. Планируется, что первая очередь зоопарка будет открыта весной следующего года.

… и договариваться

Выборы глав в Удмуртии и Пермском крае, по прогнозам экспертов, обещают быть спокойными: серьезных конкурентов у новых руководителей не будет, оппозиция намерена договариваться, а не конфликтовать с новичками.

— Так, депутаты заксобрания Пермского края Дарья Эйсфельд («Справедливая Россия») и Олег Постников (ЛДПР) уже обращались к Максиму Решетникову с призывом пересмотреть решения, принятые ранее по инициативе Виктора Басаргина, — привел пример генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов. — В частности, они просили увеличить число депутатов Заксобрания, работающих на профессиональной основе, а также ввести должность четвертого вице-спикера, который представлял бы одну из оппозиционных партий.

На фоне предсказуемых результатов голосования эксперты заглядывают за рамки избирательной кампании.

Согласно исследованию АПЭК «Новые губернаторы и старые элиты», стратегия врио губернатора Пермского края останется прежней — консолидация элит на фоне определенного кадрового обновления и подготовки основы для реализации крупных экономических проектов в регионе:

— Если первое назначение в команде врио главы Прикамья было вполне ожидаемо: пост главы аппарата и вице-премьера краевого правительства вместо давней соратницы Басаргина Елены Абузяровой заняла Елена Лопаева, работавшая заместителем Максима Решетникова в департаменте экономической политики и развития Москвы, то назначение полпредом в краевом заксобрании экс-главы администрации губернатора Анатолия Маховикова стало сигналом того, что Решетников готов работать и с теми, кто оказался в опале при его предшественнике. Самый известный оппонент прежнего губернатора Дмитрий Скриванов уже заявил, что «хорошо знает и уважает» нового главу края. Таким образом, у выходцев из команды экс-губернатора Олега Чиркунова появились основания для сотрудничества с новым руководителем и даже надежды на приход в администрацию края некоторых знаковых фигур «добасаргинской» эпохи.

Удмуртию ждет обновление элит

— Александр Бречалов — политик с серьезными федеральными контактами, при этом не связанный напрямую с корпорациями, имеющими интересы в регионе. Приход подобных управленцев в регион, как правило, ведет к переформатированию местных элит. Старые элиты могут сохранить позиции в Госсовете республики, но вот исполнительную власть региона, вероятно, ждет заметное обновление, — анализируют ситуацию эксперты АПЭК. — Так как важные активы в Удмуртии контролируют влиятельные федеральные корпорации — Ростех (ему принадлежит контрольный пакет акций концерна «Калашников»), «Алмаз-Антей» (владеет Ижевским электромеханическим заводом «Купол»), Роснефть (вместе с китайской Sinopec является совладельцем Удмуртнефти) — вероятно появление в областной исполнительной власти новых кадров из этих структур.

Выполнение экономических задач, уже заявленных молодыми губернаторами, способно заметно изменить баланс на уроне местных элит, а проектов, которые пока обсуждаются на перспективу, — на уровне региональных, подводят итог в АПЭК.