Инновации города берут: успешные стратегии завоевания внешних рынков

5 июня 2017, 00:00

В Тюмени в рамках Недели инноваций InnoWeek — 2017 прошел День экспортера. Его главным событием стала конференция «Бизнес в современных условиях». Экспертное и деловое сообщество, представители региональной власти и иностранных государств в течение нескольких часов обсуждали внешний контекст развития российской экономики, направления совершенствования экспортной политики и алгоритмов освоения зарубежных рынков

Дмитрия Изосимова
Читайте Monocle.ru в

— Для Тюмени слово «экспорт» не новое, но повышенный интерес к нему появился сравнительно недавно, — открыл первую часть конференции заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков. — Наш рынок на протяжении многих лет был самодостаточным, предпринимателям казалось, что нет никакого смысла вступать в отношения с таможней, разбираться с валютным контролем и куда-то что-то отправлять. Сравнимую с экспортной маржу можно было получить внутри региона. Сейчас мы видим, что экономический ландшафт меняется, и порой поставки продукции за границу являются единственным условием выживания. И мы не сомневаемся, что наши предприятия в этом направлении преуспеют. Одновременно замечу, что Россия и Тюменская область располагают всеми необходимыми инструментами и институтами для развития экспорта. Я говорю о РЭЦ, Росэксимбанке, ЭКСАРе, ВЭБе, торговых представительствах. Главное сегодня — синхронизировать их работу, чтобы этот «перпетуум мобиле» приносил максимальную пользу нашей стране.

Говоря о внешнем контексте, первый замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Наталья Иванова заметила, что Россия на мировой экономической карте не является ключевым игроком. Однако отчаиваться не стоит: в отдельных нишах (в том числе инновационных) наша страна может быть чрезвычайно сильна. Развитие экспорта, считает Наталья Иванова, во многом зависит от позиции главы региона: если губернатор и его команда понимают важность этого направления, то оно активно развивается.

Вадим Шумков, заместитель губернатора Тюменской области 016_expert_ural_23-2.jpg Дмитрия Изосимова
Вадим Шумков, заместитель губернатора Тюменской области
Дмитрия Изосимова
Наталья Иванова, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (Москва) 016_expert_ural_23-3.jpg Дмитрия Изосимова
Наталья Иванова, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (Москва)
Дмитрия Изосимова
Представители делегации США 017_expert_ural_23-1.jpg Дмитрия Изосимова
Представители делегации США
Дмитрия Изосимова
Микели Маркус, генеральный консул США в Екатеринбурге 017_expert_ural_23-2.jpg Дмитрия Изосимова
Микели Маркус, генеральный консул США в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова

В противном случае движения нет.

В то же время очевидно, что не существует никакого тюменского, омского или свердловского экспорта. Регионы ничего не производят и не поставляют. Это прерогатива компаний. Соответственно, ключевая функция власти — сервисная. Их поле ответственности — финансовое и нефинансовое сопровождение экспортных инициатив.

Своим видением развития отношений с Россией и Тюменской областью поделились иностранные дипломаты: посол Кипра в РФ Георгиос Касулидис, генконсул Франции в Екатеринбурге Эрик Мийе, генконсул КНР в Екатеринбурге Гэн Липин, генконсул ФРГ в Екатеринбурге Штефан Кайль, генконсул США в Екатеринбурге Маркус Микели и советник отделения посольства Белоруссии в Екатеринбурге Василий Кунский. Представители США и стран ЕС отметили: несмотря на санкции, их предприятия готовы к сотрудничеству с российским бизнесом и заинтересованы в реализации совместных проектов. Но в основном на территории России. В Европе и Америке наши компании почти не знают и товары не ждут (за исключением нефти и газа, конечно). Обнадежил разве что Георгиос Касулидис. Он отметил, что Кипр будет заинтересован во взаимодействии с Тюменской областью при подготовке кадров для нефтегазовой отрасли.

Во второй части конференции глобальная повестка сменилась предметной. Ключевыми темами дискуссии стали экспортная политика и практики «взламывания» внешних рынков.

Представители Посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге 017_expert_ural_23-3.jpg Дмитрия Изосимова
Представители Посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова
Представители Генерального консульства ФРГ в Екатеринбурге 017_expert_ural_23-4.jpg Дмитрия Изосимова
Представители Генерального консульства ФРГ в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова
Наталья Волчкова, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок (Москва) 017_expert_ural_23-5.jpg Дмитрия Изосимова
Наталья Волчкова, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок (Москва)
Дмитрия Изосимова
Касулидис Георгиос, посол Республики Кипр в РФ (Москва) 017_expert_ural_23-6.jpg Дмитрия Изосимова
Касулидис Георгиос, посол Республики Кипр в РФ (Москва)
Дмитрия Изосимова

— В России в деньгах доля экспортеров, выво­зящих один товар в пять и более стран, составляет почти 30%. Аналогичный показатель в США — всего 0,1%. В то же время в Штатах 92% «держат» компании, продающие пять и более продуктов в пять и более государств. В РФ этот показатель — 37,5%, — приводит данные директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР Наталья Волчкова. — Вывод прост: с открытием географических рынков у нас особых сложностей нет, а вот с выводом новых позиций — есть. То есть ключевая

задача развития — стимулирование существующих экспортеров к расширению линейки.

При этом российские фирмы совершенно не встроены в глобальные цепочки добавленной стоимости (об этом говорят уже не первый год). Мы в основном играем на рынках конечной продукции, что неадекватно реалиям мировой торговли.

Гэн Липин, генеральный консул КНР в Екатеринбурге  017_expert_ural_23-7.jpg Дмитрия Изосимова
Гэн Липин, генеральный консул КНР в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова
Кайль Штефан, генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге 017_expert_ural_23-8.jpg Дмитрия Изосимова
Кайль Штефан, генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова
Представители Тюменской таможни 018_expert_ural_23-1.jpg Дмитрия Изосимова
Представители Тюменской таможни
Дмитрия Изосимова
Илья Семин, директор Центра мониторинга развития промышленности, координатор проекта «Профстажировка» (Москва) 018_expert_ural_23-2.jpg Дмитрия Изосимова
Илья Семин, директор Центра мониторинга развития промышленности, координатор проекта «Профстажировка» (Москва)
Дмитрия Изосимова
Анна Урумян, глава Представительства Правительства земли Нижняя Саксония в РФ (Москва), Ольга Воллерт, директор центра ВЭД ТПП Тюменской области 018_expert_ural_23-3.jpg Дмитрия Изосимова
Анна Урумян, глава Представительства Правительства земли Нижняя Саксония в РФ (Москва), Ольга Воллерт, директор центра ВЭД ТПП Тюменской области
Дмитрия Изосимова

По мнению Волчковой, ключевые издержки наших экспортеров — отсутствие информации о рынках, неэффективность таможни (причем речь не о коррупции, а о длине процедур, бумажной волоките, некомпетентности сотрудников) и сложности с сертификацией и лицензированием продуктов.

Директор компании Axandis (Германия) Мартин Кульманн замечает, что иногда российские предприятия подводят незнание языка и традиций потенциальных партнеров. Немцы, например, достаточно консервативны, им не нравится пестрый, яркий дизайн презентаций. Они вряд ли воспримут вас всерьез, если ваш переводной буклет будет содержать лексические или грамматические ошибки (а такое, к сожалению, не редкость).

Мартин Кульманн, директор, Марина Евдокимова, начальник отдела развития бизнеса (Восточная Европа) компании Axandis GmbH, Германия 018_expert_ural_23-4.jpg Дмитрия Изосимова
Мартин Кульманн, директор, Марина Евдокимова, начальник отдела развития бизнеса (Восточная Европа) компании Axandis GmbH, Германия
Дмитрия Изосимова
Александр Харлов и Рамиль Шамсутдинов, представители МИД России в Екатеринбурге 018_expert_ural_23-5.jpg Дмитрия Изосимова
Александр Харлов и Рамиль Шамсутдинов, представители МИД России в Екатеринбурге
Дмитрия Изосимова
Владимир Попов, генеральный директор компании «Мир» (Тюмень) 018_expert_ural_23-6.jpg Дмитрия Изосимова
Владимир Попов, генеральный директор компании «Мир» (Тюмень)
Дмитрия Изосимова
Андрей Галкин, коммерческий директор Национальной водной компании «Ниагара» (Челябинск) 018_expert_ural_23-7.jpg Дмитрия Изосимова
Андрей Галкин, коммерческий директор Национальной водной компании «Ниагара» (Челябинск)
Дмитрия Изосимова

Директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин полагает, что большинство проблем можно будет решить с помощью введения регионального стандарта поддержки экспорта.

Пока такого нет ни у одного субъекта РФ. Однако работы над его созданием ведутся. И Тюменская область может стать пилотной территорией для внедрения этого подхода.

Юрий Гиленюк, маркет-менеджер, Техномаш/Hilong Group 018_expert_ural_23-8.jpg Дмитрия Изосимова
Юрий Гиленюк, маркет-менеджер, Техномаш/Hilong Group
Дмитрия Изосимова
Виктор Хоминский, директор Научноинновационной фирмы «Свой Дом»   (Екатеринбург) 018_expert_ural_23-9.jpg Дмитрия Изосимова
Виктор Хоминский, директор Научноинновационной фирмы «Свой Дом» (Екатеринбург)
Дмитрия Изосимова

Продукты, уже завоевывающие иностранные рынки, а также товары с высоким экспортным потенциалом на конференции представили компании «Ниагара» (Челябинск, экспортирует продукт «Таежный дар»), «Тюмень Недропользование» (занимается глубокой переработкой илистых отложений) и «Свой дом» (Екатеринбург, развивает технологию растущего газобетона).