Свердловская область станет пилотной площадкой для создания в субъектах РФ региональных центров поддержки одаренных детей (по поручению главы государства). Речь о выстраивании системной работы управления талантами: выявлении наиболее мотивированных детей, их регулярном обучении в региональных центрах, подобных «Сириусу» (создан фондом «Талант и успех»). Этот образовательный центр открыт в 2015 году в Сочи Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. Центр размещен в 4-звездочном гостиничном комплексе Azimut, работает круглый год, пребывание детей в нем бесплатно. Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают общеобразовательные блоки, занятия по специальности и развивающий досуг. С начала работы «Сириуса» обучение прошли более 14 тыс. школьников в возрасте 10 — 17 лет из 85 регионов. Обучение проводят ведущие педагоги физико-математических, химико-биологических и спортивных школ, выдающиеся ученые, спортсмены, музыканты. Программы реализуются по трем направлениям: наука (математика, химия, биология, физика), спорт (фигурное катание, хоккей, шахматы), искусство (академическая музыка, хореография, живопись и литературное творчество).
На Урале первый в России региональный фонд поддержки талантливых детей получил название «Золотое сечение». Утверждаются устав, состав наблюдательного и попечительского советов. Планируется, что на первую смену центр соберет детей этим летом. «Золотое сечение» займется расширением регионального реестра талантливых детей и молодежи (будет создана единая электронная база данных), налаживанием системной работы с ними, отработкой единого инструментария для последующего сопровождения воспитанников. После 21-дневной смены в центре еще три месяца дети будут обучаться дистанционно. Свердловский фонд не будет дублировать работу федерального центра: и в направлениях, и в методике должна учитываться региональная специфика.
В формировании системы поддержки талантливых детей примет участие Уральский федеральный университет. По словам руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой, вуз обладает богатым опытом развития проектной работы со школьниками, понимает, каким образом надо подключать ведущие предприятия и научно-исследовательские институты. УрФУ поможет систематизировать опыт, сделать программы более доступными для детей Свердловской области, а в перспективе — соседних регионов. «Задача университета — раскрыть таланты, привлечь их к себе, создать треки для продвижения, — убежден ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Нужно сформировать для одаренных детей такие условия, чтобы они остались учиться и работать на Урале».
Как планируется выстроить в регионах систему управления талантами, «Э-У» рассказала Елена Шмелева.
— Елена Владимировна, известно, что несколько субъектов РФ проявили интерес к созданию региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. Почему именно Свердловская область стала первой территорией, где такая экосистема при поддержке «Сириуса» будет запущена?
— Причин несколько. Во-первых, большая заинтересованность в этом проекте свердловского губернатора Евгения Куйвашева. Во-вторых, наличие сильных педагогов и специализированных школ, ведущего университета (я об УрФУ), который давно и успешно развивает углубленные образовательные программы для школьников. Второй год мы совместно проводим региональную проектную смену в «Сириусе», к ее программе уже подключены передовые промышленные и научные группы региона. В-третьих, значительный интерес к формированию центра и его будущим выпускникам проявили ведущие работодатели региона, научные институты. На январской конференции по работе с одаренными детьми «Путь к успеху», которую центр «Сириус» ежегодно проводит для партнеров, о поддержке центра заявил Дмитрий Пумпянский (председатель Наблюдательного совета УрФУ, председатель Совета директоров ТМК и Группы Синара. — Ред.), на Сочинском инвестиционном форуме — Олег Бударгин (генеральный директор, председатель правления «Россетей». — Ред.). Оба они с первых дней работы поддерживают центр «Сириус». Развитие и включение одаренных школьников и самых результативных студентов в российский рынок высоких технологий — наша главная задача. В этом плане Свердловская область идеальна для запуска первой площадки: это высокотехнологичный регион с четкими ориентирами развития.
Детям, от которых зависит будущее этой территории, необходимо как можно раньше рассказывать о ее преимуществах, специфике и востребованных, развивающихся направлениях, связанных в первую очередь с ответами на «Большие вызовы» (основа стратегии Научно-технологического развития РФ). Я знаю, что при проектной и исследовательской работе со школьниками, студентами коллеги собираются ориентироваться на новые материалы, технологии использования возобновляемых ресурсов, энерговооруженность региональной экономики, цифровые технологии.
По индивидуальной траектории
— Кроме Свердловской области есть регионы, которые уже подписали с фондом соглашение?
— Подписано 32 соглашения о выявлении и поддержке одаренных детей, повышении квалификации педагогов. Около 20 регионов проявили желание создавать центры по модели «Сириуса». То есть в их зоне постоянного внимания будут дети, проявившие себя в разных направлениях — естественнонаучных дисциплинах, техническом творчестве, спорте и искусстве. По сути, в этих регионах уже дан старт процессу формирования центров по выявлению и поддержке одаренных детей.
Первое соглашение о создании регионального центра мы подписали со Свердловской областью, позже — с Республикой Дагестан, Томской областью, Республикой Коми, Приморским краем. Свердловский центр начнет работу уже в этом году, сейчас идет подготовка образовательных программ, кампуса, лабораторий, в «Сириусе» учатся свердловские педагоги, которые потом будут работать с одаренными школьниками у себя.
— Как вы работаете с талантами после выпуска из «Сириуса»?
— За счет того, что сведения о всех выпускниках центра «Сириус» (в будущем свердловского и других центров) находятся в одной информационной базе, мы совместно «ведем» детей дальше — следим за успехами, включаем в государственные и частные программы поддержки (уже сейчас 1,2 тыс. одаренных школьников, поступивших в российские вузы, получают гранты президента РФ в размере 20 тыс. рублей в месяц), приглашаем на дополнительные образовательные программы, которые открываем в «Сириусе» и регионах с основными партнерами, максимально заинтересованными в том, чтобы именно наши выпускники пришли к ним на работу.
На базе ведущих региональных вузов, партнеров «Сириуса», открываем очные бесплатные программы для выпускников, вместе развиваем образовательную среду «Сириус-онлайн» — приглашаем всех выпускников на дистанционные программы.
С отраслевыми партнерами и институтами РАН проводим научные студенческие школы-конференции, чтобы ребята, заинтересовавшись определенными направлениями, шли по индивидуальной траектории: выбирали тему курсовых, дипломов, оказывались на базовых кафедрах и стажировках, которые специально для них организуют наши партнеры для работы над проектами, связанными с ответами на «Большие вызовы». В работу с выпускниками «Сириуса», мониторингом их достижений включены спортивные федерации, ведущие организации сферы искусства и культуры.
— Насколько мне известно, на Иннопроме-2017 вы будете представлять со свердловским губернатором совместную программу — модель работы с выпускниками «Сириуса» и одаренной молодежью?
— Важно, чтобы выпускники «Сириуса» как можно раньше сформировали видение своего профессионального будущего в приоритетных для России областях. Из «Сириуса» они уезжают с проектными задачами, сложившимися связями, возможностью общения с тьюторами, некоторые продолжают участвовать в сетевых научных проектах. Задача региональных партнеров — показать возможности дальнейшего развития талантов в наиболее нужных для региона направлениях, восполнить дефицит научно-практического образования при их дальнейшей подготовке.
Микромир и спектроскопия
— Как в подготовке образовательного контента задействован бизнес, компании-партнеры?
— В «Сириусе» высокое качество программ обеспечивается непосредственным участием в разработке членов экспертного совета, которые формируют их с учетом опыта лучших педагогических и профессиональных школ России. Самые сильные из выпускников приходят потом в наши экспертные организации, получают первые профессиональные предложения. Профильные программы в «Сириусе» могут доходить до 110 академических часов и наполовину формируются партнерами. Но основа любой профильной программы — сильная академическая и профессиональная база, без нее нельзя сразу переходить к проекту, научно-исследовательской работе. Это верно для всех направлений «Сириуса» — спорта, балета, музыки. Без сильной базы уникальные занятия и мастер-классы с ведущими профессионалами не дадут серьезного эффекта. Поэтому академическая подготовка, подтвержденные профессиональные достижения — основа для зачисления на программы центра.
— Вы говорите о проектах, которые разрабатываются во время образовательной смены?
— Да, в «Сириусе» формируются проектные команды школьников, студентов, молодых ученых, которые решают исследовательские и прикладные задачи в сфере приоритетных направлений научно-технологического развития России. Гости «Сириуса», ведущие ученые и технологи страны, проводят со школьниками открытые дискуссии, формулируют для них задания, потом оценивают результат.
Мы говорим и о сегодняшнем дне, и о развитии технологий в ближайшие 10 — 15 лет.
— Проектный подход присутствует и при отборе участников?
— На некоторые смены. Мы только что подвели итоги первого всероссийского конкурса школьных проектов. По его итогам определены участники проектной смены в июле. Он проводился в тринадцати пилотных регионах на муниципальном и региональном уровнях. Сам «Сириус» организовал межрегиональный конкурс — для школьников территорий, где конкурс пока не проводится. К участию приглашались школьники 8 — 10 классов, имеющие достижения в естественнонаучных областях, технологическом обучении, а также опыт самостоятельной проектной деятельности. Работы принимались по 13 направлениям: когнитивные исследования, персонализированная медицина, микромир и спектроскопия, новые материалы, большие данные, спутники и пилотируемая космонавтика, биотех и т.д. В «Сириус» на финал приедут самые сильные школьники из большинства регионов России.
— Есть единый формат оформления проектов для конкурса?
— Конечно, все проекты связаны с возможностью ответов на «Большие вызовы». Наши методические материалы позволяют детям из разных регионов включаться в эту работу. Мы также совершенствуем форматы, чтобы ребенок мог самостоятельно развивать задачу и продемонстрировать ее решение, в случае необходимости, например, прислав организаторам материалы для лабораторных исследований. В 2017 году в конкурсе приняли участие 25 тыс. школьников.
— Какие направления лидируют?
— Беспилотный транспорт и логистические системы, агропромышленные и биотехнологии. Во многом выбор направлений зависит от региональной специфики. Наша задача — найти самые сильные проекты, разработки и дать возможность регионам ярко рассказать про приоритетные направления, увлекая ими своих самых сильных и мотивированных школьников.
Популяризаторы науки
— Сможет ли новая система управления талантами решить один из ключевых для России вопросов — дефицит интеллектуальных кадров?
— Мы должны настроиться на долгую системную работу. Первая задача — найти детей, которые не утратили живого интереса к решению академических задач и высоко мотивированы на поиск нестандартных решений. Вторая — сделать так, чтобы у них продолжали «гореть глаза»: предложить им такие проекты, которые их действительно заинтересуют, обеспечить доступ в лаборатории, на предприятия. Главное, чтобы эти проекты не были оторваны от реалий. Для этого нужны проработанные кейсы со стороны партнеров, нужно, чтобы задачи для школьников ставили первые лица — харизматичные и успешные. Это поможет школьникам понять свое место в будущем, определиться с темой проекта и направлением дальнейшего развития. Очень важно, что создаются площадки, которые организуют эту работу на местах. Они объединят региональных партнеров, будут учитывать отраслевую специфику и способствовать решению проблемы дефицита кадров, о которой вы говорите. Ведь выпускник «Сириуса» вернется домой, и очень важно, чтобы там имелась сильная образовательная площадка с привязкой к конкретным производствам и компаниям, заинтересованным в нем как в будущем специалисте.
— Преподавательский состав региональных центров будет усиливаться учителями «Сириуса»?
— Да. В модель поддержки региональных центров мы заложили участие в сменах педагогов и научных руководителей, которые уже доказали эффективность своих программ в «Сириусе». У нас будет организовано полноценное сетевое взаимодействие.
— Существует система аттестации для педагогов таких центров?
— Безусловно. Эта система учитывает несколько факторов. Один из ключевых — ускоренная академическая подготовка, технологии быстрого обучения: ученики продемонстрируют результат на олимпиадах и конкурсах высокого уровня. Владение другими технологиями работы с талантливыми детьми — проектная и исследовательская деятельность, кейсовые практики, умение применять результаты когнитивных исследований (работать с памятью, вниманием, воображением школьников). Мы считаем, что для таких педагогов важно быть популяризаторами науки.
Именно эти виды обучения крайне значимы сегодня, потому что могут обеспечить национальную безопасность (отвечая на «Большие вызовы»), отвечают за позиционирование страны в мире. Развитые формы именно такого образования задают динамику развития отечественной науки, технологий, всего российского общества.
— Смогут ли региональные площадки привлекать внебюджетные источники для финансирования работы центров? Готовы ли вы делиться такими компетенциями?
— Я уверена, что программы для одаренных школьников должны создаваться совместно. Есть федеральное финансирование, есть региональный компонент, связанный с инновационными формами работы, а есть заинтересованность со стороны предприятий. Мы, конечно, готовы передать партнерам все наши разработки — педагогические, организационные, финансовые, технологические. В отличие от «Сириуса», где мы решали вопросы перепрофилирования олимпийской инфраструктуры для всех наших программ и приглашения на них школьников абсолютно со всех территорий, в регионах эндаумент будет нужен преимущественно для создания и реализации образовательных программ на пересечении общего, дополнительного и профессионального образования. Инфраструктура здесь уже есть, ее нужно усилить, пересобрать под программы всех трех направлений — «Наука», «Искусство», «Спорт», но детям не нужно будет лететь через всю страну. Это деньги принципиально другого порядка. Поэтому главная задача менеджеров региональных центров будет заключаться не в привлечении инвесторов, а в том, чтобы они смогли соединить лучшие педагогические практики с реальными потребностями ведущих предприятий, спортивных федераций, организаций в сфере культуры, которые смогут в этом случае взять на себя часть расходов по углубленным профильным программам.