«Ласточка» дальнеперелетная

Павел Кобер
12 июня 2017, 00:00

Развитие в России железнодорожных пассажирских перевозок с дальностью до 700 км связано с перспективами создания на «Уральских локомотивах» новой модификации скоростного комфортабельного электропоезда

У всех имеющихся модификаций «Ласточки» конструкционная скорость составляет 160 км/ч
Читайте Monocle.ru в

5 июня в рамках Петербургского международного экономического форума-2017 Федеральная пассажирская компания (ФПК, «дочка» РЖД), Группа Синара и компания «Сименс АГ» подписали соглашение о намерениях по заключению договора на изготовление электропоездов «Ласточка» дальнего следования. Речь идет о перспективах изготовления «Ласточек» для ФПК, с этой целью планируется согласовать проект технического задания на электропоезда различных модификаций для эксплуатации на маршрутах дальнего следования, а также проработать возможность приобретения подвижного состава по лизинговым схемам.

Производство электропоездов будет осуществляться на заводе «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и компании «Сименс» в городе Верхняя Пышма Свердловской области). Здесь уже выпущено 60 скоростных пятивагонных электропоездов «Ласточка»,

42 из которых эксплуатируются на Московском центральном кольце (МЦК), но теперь речь идет о создании новой модификации «Ласточек».

Дальше, еще дальше

— В настоящее время ФПК арендует элект­ропоезда «Ласточка» для эксплуатации на маршрутах Москва — Орел, Москва — Курск, Москва — Нижний Новгород, Санкт-Петербург — Петрозаводск, Адлер — Краснодар. Курсирование новых поездов может быть организовано как по действующим маршрутам, пользующимся популярностью у пассажиров, так и по новым, которые будут определены в результате анализа потенциального пассажиропотока, — пояснили в пресс-службе Группы Синара.

— Первый электропоезд «Ласточка» был выпущен на заводе «Уральские локомотивы» в мае 2014 года. Сегодня это универсальный российский скоростной поезд, который в разных модификациях может использоваться как для городских, так и региональных маршрутов, — говорит генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский. — Гибкость внутренней компоновки позволяет оптимально адаптировать электропоезд к различным требованиям эксплуатации, обеспечивая безопасность и комфорт пассажиров. Уральские «Ласточки» успешно эксплуатируются на Свердловской и Горьковской железных дорогах, курсируют по Московскому центральному кольцу и уже зарекомендовали себя как быстрые и надежные поезда.

— «Ласточка» дальнего следования будет двухсистемной (на постоянном и переменном токе. — Ред.) — это одно из требований нормативных документов, регулирующих создание подвижного состава, предназначенного для перемещения на расстояния до 700 км, — рассказывает об основных характеристиках новой модификации генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев. — Максимальная скорость движения останется прежней — 160 км/ч. Поскольку «Ласточки» планируется оснащать российской системой управления и диагностики, это позволит формировать составы от пяти до десяти вагонов в зависимости от востребованности маршрута. Поезда будут обеспечены всем необходимым для комфортного пребывания пассажиров в течение длительной поездки: в салоне вагона планируется разместить комфортабельные кресла, туалетный модуль. Также поезд будет оснащен оборудованием для организации питания пассажиров. В настоящее время с представителями Федеральной пассажирской компании ведется обсуждение детальной концепции новой модификации поезда «Ласточка», после утверждения которой будет сформировано техническое задание и определены итоговые сроки реализации проекта.

 017_expert_ural_24.jpg

В ожидании комфорта

Пока «Ласточки» в наибольшей степени подходят для внутриагломерационных и пригородных перевозок, считает руководитель экспертной группы Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев (Москва). По его мнению, ни одна из модификаций этого электропоезда не обеспечивает по настоящему высокий уровень комфорта передвижения пассажиров на дальние расстояния — от 200 км до 800 км, то есть для поездок, которые занимают два часа и более:

— Этот фактор может сегодня отталкивать пассажиров от поездки железнодорожным транспортом, если мы говорим, например, о таких маршрутах дальнего следования, как Москва — Курск или Москва — Нижний Новгород. Все-таки для таких поездок требуется больший комфорт и меньшая плотность сидений в салоне.

Поскольку с 2012 года объемы пассажирских перевозок в России железнодорожным транспортом практически не растут, возникает вопрос об экономической целесо­образности предстоящего заказа ФПК на новую «Ласточку».

— Если разделить эту картину на отдельные сегменты, то можно увидеть в динамике большую неравномерность, — комментирует Максим Фадеев. — Сегмент дневного экспресса, к которому относятся в том числе «Ласточки», активно растет и имеет значительный потенциал. Поэтому в данном случае появление новых типов подвижного состава, ускорение железнодорожного сообщения, повышение комфорта может радикально повлиять на ситуацию.

Основные потери объемов перевозок на РЖД наблюдаются в сегменте дальнего железнодорожного сообщения (расстояние свыше 800 км), где идет жесткая конкуренция с авиацией. Там железная дорога пока не может предложить конкурентоспособной скорости, приемлемых тарифов и качества услуг. Ситуацию способно исправить строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ). Центр экономики инфраструктуры являлся главным консультантом РЖД по разработке программы развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ, которая была утверждена протоколом правления РЖД в ноябре 2015 года.

— Мы рассматривали электропоезда типа «Ласточка» или ее модификации в качестве не основного подвижного состава высокоскоростных поездов, а ускоренных региональных поездов, которые осуществляют перевозки на сравнительно небольшие расстояния между соседними региональными центрами и делают большее число остановок по сравнению с высокоскоростными поездами, — подчеркнул Максим Фадеев. — Модификация «Ласточки» с повышением максимальной скорости хотя бы до 250 км/ч значительно увеличила бы вероятность ее использования на линиях ВСМ в качестве ускоренных региональных поездов. Но как бы ни были комфортны места в салоне, поездки в сидячих поездах не могут продолжаться дольше шести часов, иначе пассажиры будут переключаться на другие виды транспорта. «Ласточки» смогут занять нишу на ускоренных нитках графика на существующих линиях, которые отчасти разгрузятся от пассажирских поездов вследствие переключения потоков на ВСМ.