Александр Минкин
Поздравляем! Дума окончательно приняла закон, по которому собственность самых больших начальников России станет тайной.
Если все приобретено честно — зачем скрывать? В лихие 1990-е был принят закон, обязывающий высших должностных лиц декларировать доходы и пр. Этим гордились: открытость! честность! чистота! борьба с коррупцией! Теперь — крутой поворот.
Конечно, в законе не написано «предоставить охраняемым лицам право скрывать от общества свои богатства: дворцы, яхты, самолеты и пр.». Законы пишутся специальным языком, понять который порой невозможно. Зато этот мутный язык позволяет умным и опытным людям законно делать все, что они хотят.
Вот пример — один абзац официального документа. Если бережете нервы — пропустите не читая.
«В частности, уточняется понятие “охраняемый объект”, которое распространяется на отдельные помещения; к мерам государственной охраны относится предоставление объекту государственной охраны связи для нужд органов государственной власти; изменяется порядок информирования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями органов государственной охраны об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов».
Принятый закон приказывает «обеспечить защиту персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей».
Если вы думали, что объекты государственной охраны — это Кремль, космодром, атомная станция, то теперь не воображайте, будто у этой недвижимости есть семья.
Объекты государственной охраны — это президент, премьер-министр, председатели Думы и Совета Федерации, председатели Конституционного и Верховного суда, генеральный прокурор, председатель Следственного комитета и — как это ни грустно — все депутаты, все сенаторы и патриарх всея Руси. А еще, как мы предполагаем, министры, губернаторы, далее везде.
Теперь ко всем этим господам законодательно добавились члены их семей.
Если закон приказывает обеспечить тайну, то как будут наказывать нарушителей?
УК РФ, ст. 283. Разглашение государственной тайны. Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Очень мило и даже очень гуманно. Остаются детали: хочется понять, что будет за перепечатку старой статьи, где рассказывается, например, о депутатских виллах в Майами (США)? Кажется, за старую статью наказать нельзя; закон не должен иметь обратной силы. Но вдруг перепечатку сочтут преступной?
Например, про старый домик уточки написано много. Но если его покрасят или надстроят ему второй этаж — можно будет об этом написать или нет?
* * *
Объекты государственной охраны и члены их семей дважды в год (на Рождество и Пасху) собираются в храме, где торжественную службу ведет объект государственной охраны. Объекты эти богомольные, глубоко верующие, стоят со свечкой…
Уважаемые товарищи объекты, вы же знаете, что от Бога ничего скрыть невозможно. Он знает все про ваши дворцы, поместья, золотые батоны и невероятные часы. Скрывая богатство от людей, вы показываете, что людей боитесь, а Бога не боитесь, к сожалению.
…Бедная Дума, бедные депутаты. Пять лет назад был принят людоедский закон о запрете усыновления. Даже для больных сирот не сделали исключения. Это был закон, рекордный по жестокости. Закон, накрывающий собственность высших чиновников черным колпаком государственной тайны, — рекорд бесстыдства.
Антон Орехъ
Эта кошка, безусловно, знает, чье мясо она съела. Персональные данные высших чиновников по абсолютно случайному совпадению засекретили аккурат после фильма про «Димона». Каких только совпадений не бывает в нашей жизни. Формально запрет, конечно, обоснован иначе. Необходимостью максимально защитить первых лиц государства от различных страшных опасностей, каковых в наше трудное время немало. Но в России ради охраны нескольких человек и членов их семей создана целая федеральная специальная служба — одна из самых секретных, мощных и оснащенных в мире.
У этой службы недостаточно возможностей для охраны своих подопечных? Или ФСО полагает, что террористы или боевики Госдепа станут планировать покушения, опираясь на данные Росреестра? Конечно, нет. И вы меня простите, но если сведения про жизнь премьер-министра и многоступенчатую пирамиду его материального благополучия смог вскрыть Навальный, террористы и тем более агенты Госдепа сумеют сделать это не хуже, невзирая на секретность. Впрочем, вряд ли это помешает и Навальному с товарищами и дальше раскапывать интересные подробности из жизни, быта и нравов особо охраняемых лиц. А также членов их семей. И члены семей возникли в секретных списках не случайно. Тещи, братья, золовки, седьмая вода не киселе — все эти родственники волшебным образом вдруг становятся обладателями поместий, яхт и облигаций. Потому что это такая фига, которую нам всякий раз показывают, уверяя, что у чиновников нет никаких активов и заоблачных богатств. Закон, принятый Думой, не отменяет для высших чиновников необходимости заполнять так называемую декларацию об имуществе и доходах.
То есть этот ежегодный цирк продолжит свою работу, и мы так же будем угарать, держаться за животы и крутить пальцем у виска, узнавая, что президент, премьер-министр и прочие ребята живут скромнее, чем заштатные предприниматели ниже средней руки. И никакие материальные блага их не прельщают, а все их помыслы направлены исключительно на служение Отечеству, а уж ФСО должна этих бесценных подвижников защитить, а закон обязан защитить их имущество от огласки. Чтобы мы ни в коем случае не узнали, где именно припаркован прицеп «Скиф», принадлежащий президенту, по какому адресу обитает его гараж и находящееся под ним гаражное место площадью аж в 18 квадратных метров и каков адрес у его загадочной 77-метровой квартиры, где он будет, видимо, жить после выхода на пенсию. Когда людям нечего скрывать, они ничего и не скрывают. Впрочем, пытаться в наше время что-то скрыть — само по себе наивно.