Завод пожарных автомобилей «СпецАвтоТехника» (Полевской, Свердловская область) объявил о готовности поставить на атомную электростанцию в Бангладеш две пожарные праворульные машины в индивидуальном исполнении на базе шасси КамАЗ.
— АЭС строит Росатом. Была история с поставкой в Бангладеш китайских машин, по качеству их забраковали. После этого обратились к нам, — рассказывает генеральный директор «СпецАвтоТехники» Александр Николашкин. — Задача оказалась достаточно сложной: заказчик выставил много технических условий. Нам удалось их выполнить. Машины приняты и ожидают отгрузки.
По расчетам АЦ «Эксперт», в 2016 году субъекты Урало-Западносибирского региона экспортировали несырьевых товаров на сумму 8,8 млрд долларов — 22,4% от общего объема экспорта по региону. На продукцию машиностроения приходится около 30% всего несырьевого экспорта. Посмотрим на примере нескольких экспортеров, какую технику и в какие страны поставляют уральские машзаводы, с какими сталкиваются проблемами во внешнеэкономической деятельности и пользуются ли широко разрекламированными мерами господдержки.
Пожар и «Натиск»
После выполнения бангладешского заказа полевской завод «СпецАвтоТехника» делает пожарные автомобили для Таджикистана. Всего на предприятии выпускается в среднем сто машин в год, доля экспорта — 10 — 30%. За рубеж техника поставляется преимущественно в азиатские страны — Монголию, ОАЭ, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан.
— В странах Азии российская техника ценится прежде всего за надежность. Этот имидж сложился еще с советских времен. В сравнении с зарубежными аналогами наши автомобили более живучи, ведь это все-таки боевые машины, работающие в условиях чрезвычайных ситуаций, — поясняет Александр Николашкин.
Завод в Полевском создан в 1998 году. Здесь работает около 100 человек. Практически каждый выпускаемый автомобиль — штучное изделие. На предприятии действует конструкторское бюро, где спроектировали уже более 80 моделей спецавтотехники.
— Мы не изготовители настроек, а именно производители спецавтотехники, — подчеркивает генеральный директор. — С каждым из заводов — производителей шасси, и иностранным, и отечественным (КамАЗ, ГАЗ, Mercedes-Benz, Toyota, Iveco и другие) — мы подписываем два протокола. Первый — разделения ответственности: кто за что отвечает в готовом автомобиле. Второй — применения: оговариваем, что можем разрезать. А мы очень часто дорабатываем базовые шасси, то есть режем раму, занимаемся электрооборудованием, трансмиссией.
В конечном итоге автомобиль получается нашего производства, с совершенно новыми характеристиками.
Для боевого пожарного расчета необходимо семь человек. В стандартной кабине, например, на поступающих на завод шасси КамАЗа, умещаются только двое. Поэтому в Полевском разрабатывают и изготавливают дополнительную кабину на пять человек, а также стыковочный узел — связующее звено между первой и второй кабинами (по требованию ГОСТ, у кабин должно быть общее пространство для обеспечения аудиовизуального контакта). При этом одна кабина стационарная, а другая должна откидываться для доступа к двигателю. Но никаких дополнительных усилий по герметизации соединения не требуется: узел обеспечивает герметичную стыковку кабин в автоматическом режиме, как в космосе. Никакие осадки, холод или жара внутрь не проникают.
Собственно пожарное оборудование для установки на спецавтотехнику предприятие покупает. Но в Полевском имеется и собственная разработка системы пожаротушения «Натиск», которую заводчане называют своей главной инновационной продукцией.
— «Натиск» — это новая высокоэффективная система тушения пожаров компрессионной пеной. Применяется примерно такая же субстанция, как пена для бритья, — рассказывает Александр Николашкин. — Коэффициент использования воды — всего 20%: вода скатывается по наклонным поверхностям, а наша компрессионная пена липнет к потолку, стенам. Тушение происходит мгновенно. Из одного литра воды, если добавить немного пенообразователя, получается от 5 до 20 литров огнетушащего вещества. Наша технология предполагает вспенивание. По сути, тушение производится за счет не воды, а воздуха. Например, чтобы потушить трехкомнатную квартиру, нужно всего 50 литров воды. Соседи снизу никогда и не узнают, что был пожар, а ведь вторичный ущерб иногда значительно превышает ущерб от самого пожара. Такой портативной системой пожаротушения мы оснащаем в частности пикапы Toyota Hilux, там устанавливается цистерна всего на 300 литров, но на выходе мы получаем около 3 тысяч огнетушащего вещества — как от средней цистерны на шасси КамАЗа.
Развитию несырьевого экспорта местные власти содействуют весьма оригинальным способом. В прошедшем осенне-зимнем отопительном сезоне Завод пожарных автомобилей был, по словам гендиректора, попросту отрезан от централизованного теплоснабжения:
— У нас два производственных корпуса общей площадью 4 тыс. кв. метров. Используемые технологии требуют поддержания в цехах постоянной температуры плюс 20 градусов. В прошлом году мы делали пожарные машины для чемпионата мира по футболу, и в этот момент нам не включили тепло! Как мы ни старались, подключить его так и не смогли. Вопрос не решен до сих пор. В прошедшую зиму нас спасла собственная подстанция, отопительный сезон удалось прожить за счет электричества. Мы врезали котлы, но это временный выход. Долгов за тепло у нас нет, состоялось два суда, оба мы выиграли: суды обязали администрацию включить тепло. Но пока я не вижу желания муниципальных чиновников серьезно заняться этим вопросом.
Предприятие тем не менее стремится активно использовать все возможности для расширения экспортного направления, предоставляемые различными институтами развития и бизнес-объединениями. Завод аккредитован в Российском экспортном центре, много лет участвует в профильных зарубежных выставках, перевел на английский корпоративный сайт. Но экспортные заказы преимущественно находит самостоятельно (поступают прямые заказы по интернету) либо с помощью торговых представительств России за рубежом. Финансовую помощь предприятию оказывает Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Например, в 2012 году он предоставил субсидию в размере 1 млн 350 тыс. рублей на компенсацию банковского кредита, взятого под выполнение крупного экспортного заказа из ОАЭ. В 2013 году завод получил 1 млн рублей в качестве возмещения затрат на строительство производственного цеха. Первый год предприятие работает в рамках контрактного финансирования со Сбербанком. Как правило, покупатели машин, в том числе нефтяные компании, просят отсрочку по оплате 60 дней после поставки. Собственных оборотных средств заводу не хватает. Поэтому здесь используют заемные средства, а Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) выступает сопоручителем: в этом случае Сбербанк предлагает выгодные проценты. Проблема в том, что Фонд предлагает поручительство на трехлетний срок. А у нас таких длинных сделок нет, нам достаточно полгода-год, — говорят на заводе пожарных автомобилей. — Получается, мы оставшиеся 2,5 года оплачиваем неработающие услуги Фонда. И пока этот вопрос решить не удалось…
Русский грузовик в гараже не нуждается
Значительно шире география экспорта техники автомобильного завода «Урал» (Миасс Челябинской области, входит в холдинг «Группа ГАЗ»). Продукция марки «Урал» поставляется в 50 стран. Основные регионы — Африка, Ближний Восток, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия. «Урал» можно встретить в Монголии, Гайане, на Филиппинах и в Гвинее. Также автомобили поставляются в страны СНГ — Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссию. Одним из крупнейших рынков сбыта в СНГ является Казахстан, где с 2013 года действует сборочное производство грузовиков «Урал».
— Объем экспортных поставок «Урала» в страны СНГ и дальнего зарубежья составляет порядка 30% от общего объема реализации предприятия, — говорит управляющий директор предприятия Виктор Кадылкин. — Сегодня мы предлагаем на экспорт автомобили «Урал» во всех возможных исполнениях: с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, с дизельными двигателями от 180 до 412 л.с., в капотном и бескапотном исполнении, с пневматическими либо пневмогидравлическими тормозами, а также с высоким, европейским уровнем комфорта нового семейства «Урал NEXT».
На шасси автомобилей «Урал» монтируется более 400 образцов спецтехники: пожарные, аварийно-спасательные, санитарные автомобили, системы связи, передвижные лаборатории, инженерные системы (краны, экскаваторы, топливозаправщики, ремонтные мастерские), грузовые автомобили, с возможностью буксировки прицепа до 10 тонн и многое другое. Большегрузная техника пользуется спросом в строительстве и горнодобывающей промышленности.
— Азия и Африка — активно развивающиеся регионы, где требуется такая техника, способная эффективно работать на высоте 4500 метров над уровнем моря, при температурах окружающего воздуха от -50 до +50° С. Автомобиль имеет высокую ремонтопригодность и рассчитан на безгаражное хранение, — рассказывает управляющий директор. — Основное конкурентное преимущество «Урала» — это полный привод. Второе качество — прочность и выносливость русского грузовика. Конструкция многоцелевого автомобиля уникальна — она спроектирована с целью максимально эффективного выполнения любых задач в самых тяжелых условиях эксплуатации. Также важные преимущества — простота конструкции для проведения техобслуживания и ремонтов, оптимальные технические характеристики для экстремальных условий эксплуатации и возможность установки на шасси любого оборудования и надстроек.
Поиск зарубежных партнеров автозавод ведет самостоятельно, в отдельных странах работают его представители. В 2014 — 2016 годах экспорт продукции «Урала» в натуральном выражении в страны дальнего зарубежья увеличился по сравнению с 2011 — 2013 годами более чем в два раза.
— При выводе продукта на новые рынки дальнего зарубежья влияют входные таможенные условия, наличие развитой дилерской сети, курс валюты, протекционистская политика государств, а также требования к сертификации продукции, — поясняет Виктор Кадылкин. — Сегодня действуют госпрограммы по субсидированию экспортных логистических затрат и НИОКР, и это существенная поддержка. Но она касается присутствия на тех рынках, где мы уже работаем. Для настоящего экспортного прорыва необходимо субсидирование затрат для выхода на новые рынки — например, в страны Европейского союза, где действует экологический стандарт Евро-6. Расширение экспортного присутствия российских производителей даст серьезный эффект для государства с точки зрения и объемов производства, и налогов, и технологического развития, и обеспечения рабочих мест на российских предприятиях.
Горячие «сушки»
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО, головное предприятие дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации) во внешнеэкономической деятельности также активно пользуется господдержкой: как российская организация-экспортер промышленной продукции военного назначения предприятие с 2006 года получает субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на финансирование экспортных контрактов.
— Уфимское моторостроительное производственное объединение более полувека экспортирует военную авиационную технику. Двигатели производства УМПО нашли признание во многих странах мира, — гордится управляющий директор предприятия Евгений Семивеличенко. — Основу экспортного потенциала объединения составляют двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов семейства Су-27 и Су-30, в 2015 году заключен первый контракт на поставку за рубеж двигателей АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35, к реализации которого объединение приступило в 2016 году. Партнеров привлекают надежность и качество нашей продукции, безусловное выполнение контрактных обязательств. Немаловажным фактором является то, что УМПО осуществляет послепродажное обслуживание своих двигателей, оказывает техническое содействие в организации лицензионного производства на территории заказчиков. Объединение обладает сертификатами международных стандартов качества, что позволяет сотрудничать с ведущими зарубежными компаниями.
В прошлом году УМПО участвовало в реализации 44 внешнеторговых контрактов, доля производимой объединением экспортной продукции составила 67,9% от общего объема. С 2014-го по 2016 год объем выручки от реализации продукции объединения на экспорт вырос на 65%. География поставок за рубеж обширна: продукция объединения востребована в странах Азии (Индии и Малайзии), развивается взаимодействие со странами Африки и Латинской Америки. Кроме того, узлы двигателей гражданского назначения поставляются для Pratt & Whitney Canada.
— Поскольку УМПО не является самостоятельным субъектом внешнеэкономической деятельности, все экспортные поставки осуществляются через организации-спецэкспортеров, — поясняет Евгений Семивеличенко. — Величина экспорта продукции объединения традиционно зависит от объема контрактов на поставку самолетов марки Су, заключенных Рособоронэкспортом или самолетостроительными компаниями. Важна геополитическая обстановка в мире.
Таким образом, основу экспорта российского машиностроения продолжают составлять бренды советских времен. Крупные уральские машзаводы давно и достаточно успешно работают на внешних рынках — преимущественно развивающихся стран. Эти предприятия имеют богатый опыт в продвижении техники за рубеж, в использовании финансовых инструментов государственной поддержки. Иная ситуация с несырьевыми экспортерами, представляющими малый и средний бизнес.
В одиночку выходить на внешние рынки им не под силу. Государственные структуры и бизнес-объединения в последние два-три года существенно расширили список финансовых и нефинансовых мер поддержки внешнеэкономической деятельности МСБ. Сегодня важно повышать эффективность работы таких инструментов.