Уровень автомобилизации крупных российских муниципалитетов неуклонно растет. И Екатеринбург не исключение. Однако увеличение площади «плоских» парковок приведет к неэффективному использованию территории и дискриминации дворовых и общественных пространств, а уход под землю грозит слишком большими затратами. Городу нужен новый подход.
По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2017 года уровень автомобилизации Екатеринбурга составил 302 легковые машины на тысячу жителей (средний показатель по стране — 288). Это, конечно, значительно меньше, чем в европейских и американских городах (примерно 500 — 800 авто на тысячу жителей), однако вполне достаточно для того, чтобы сделать чрезвычайно актуальной тему парковок. Как для муниципальных властей, так и для застройщиков.
Во всех прогрессивных городах мира приоритеты транспортной политики расставлены следующим образом:
пешеход/велосипедист;
общественный транспорт (потому что он использует улицы города наиболее эффективно);
движущийся автомобиль;
припаркованный автомобиль (он простаивает, не совершая никакой полезной работы, и только занимает полезное пространство).
Множить «плоские» стоянки в границах улично-дорожной сети или во дворах домов в таких муниципалитетах считается дикостью. Эта позиция подтверждается независимыми исследованиями. Например, компания IBM в недавнем исследовании Global Parking Survey, опросив больше 8 тыс. автомобилистов в 20 городах мира, выяснила: более 30% пробок возникают из-за того, что водители в поисках места для парковки создают препятствия движению. Именно поэтому прогрессивные власти ограничивают въезд в центр и организуют систему платных стоянок, а девелоперы «уводят» машино-места под землю или аккумулируют их в многоуровневых сооружениях.
У Екатеринбурга никакого особого пути нет. Чтобы в сжатые сроки сформировать среду, комфортную для жителей, ему необходимо, перенимать и адаптировать под себя лучшие мировые планировочные практики.
Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, в центре города почти все парковочное пространство стало платным. Одновременно ряд екатеринбургских застройщиков развивает концепцию «двор без машин» Яркий пример — жилой комплекс «Мичуринский» «Группы ЛСР» на Урале.
— В «Мичуринском» дворы закрыты — никто в них не паркуется, и жители очень довольны, — рассказывает директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Урале Руслан Музафаров. — В настоящий момент мы получили много заявок от жителей и приступили к строительству надземного трехуровнего паркинга на 296 машино-мест. Если же в новом жилом комплексе люди паркуются во дворе, мы рекомендуем собственникам проводить голосование и принимать решение о запрете парковки на придомовой территории. Дворы должны быть зоной отдыха взрослых и игр детей, а не местом хранения автомобилей.
Один проект многоуровневого паркинга «Группа ЛСР» на Урале уже реализовала. Он расположен в ЖК «Рассветный» в границах улиц Сыромолотова — Рассветная — 40-летия Комсомола. Паркинг рассчитан на 352 машино-места от 13,8 до 17 кв. метров. На его первом уровне возможно размещение дополнительных сервисов (шиномонтажной мастерской, мойки, магазина и т.д.). Въезд в паркинг осуществляется по двум однопутным прямолинейным рампам, одна из которых работает только на въезд, другая — на выезд. Между этажами владельцы парковочных мест перемещаются на лифте.
Современные надземные паркинги из сборных железобетонных конструкций — эффективное решение проблемы дефицита парковочных мест. Сооружения высотой до девяти уровней, частично или полностью огражденные, защищают автомобиль от неблагоприятных погодных условий (прямой солнечный свет, град, снег) и гарантируют жильцам, что их место никто не займет.
Ключевые преимущества надземного паркинга для девелоперов — компактность, короткие сроки возведения и самоокупаемость. Себестоимость его строительства существенно ниже, чем подземного. За счет этого цена машино-места, например, в «Рассветном» стартует от 220 тыс. рублей. Это значительно повышает привлекательность покупки для конечного потребителя.