Еда кусается

Людмила Колбина
11 сентября 2017, 00:00

Взлет пищевки был бы значительнее, если бы не низкий спрос. Причина — падение доходов населения, меняющее структуру потребления

ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА

С 5 по 7 сентября в Екатеринбурге в МВЦ «Екатерин­бург-ЭКСПО» состоялась XVIII специализированная выставка «АгроФорум 2017», ключевое событие в сфере АПК Уральского региона. Это традиционная площадка для экспозиции достижений агропроизводителей и переработчиков, производителей продуктов питания. В этом году доминирующей темой конференций, круглых столов и семинаров стал низкий потребительский спрос.

Пищевая промышленность растет на 4% в год и демонстрирует поразительную устойчивость к кризису. Подпитывает ее динамично развивающийся последние годы АПК, наращивающий объемы продукции, требующей переработки. Часто инвесторами здесь выступают сами крупные агрохолдинги, инвестирующие в создание собственных новых перерабатывающих мощностей, модернизацию старых. Рост пищевки был бы значительнее, если бы не падение доходов населения. Оно стало одним из главных факторов изменения структуры потребления. По данным за первое полугодие, падение реальных располагаемых доходов населения почти прекратилось, полагает Росстат: сокращение составило 1,4% в годовом выражении, в то время как в 2016 году — 5,3%. Но «на дне» спрос застрял, похоже, надолго. Низкий уровень доходов населения ведет к увеличению числа потребителей, покупающих более дешевые продукты питания.

Новые обстоятельства требуют от пищевой промышленности смены стратегий, технологий, переналадки производства, оборудования. Пищевики, стремящиеся к удешевлению продукции, снижению ее себестоимости, наспех меняющие компоненты и технологии, делают это не всегда удачно. Число россиян, недовольных качеством мяса, молока и молочных продуктов с конца 2015 года выросло вдвое, это показал опрос, проведенный в июне компанией «Ромир». Если полтора года назад лишь 8% отмечали ухудшение качества молока и молочных продуктов, то сейчас — 15%. Аналогично выросла и доля недовольных мясом.

Молоко — это страна

По данным Минсельхоза, потребление молока на душу населения в 2016 году снизилось до 233,3 кг при рекомендованной норме 325 кг. В 2015-м этот показатель равнялся 239 кг. Такая динамика связана как со снижением общих ресурсов молока и молокопродуктов, так и с удорожанием молочной продукции. Несмотря на серьезные инвестиции, в молочной отрасли до сих пор сохраняется дефицит сырого товарного молока. В результате оно заменяется сухим молоком, применяются растительные жиры, что также приводит к снижению качества продукции. Дефицит сырого молока для переработки Минсельхоз оценивает в 8 млн тонн. Хотя надо признать, что в целом за последние 10 — 12 лет качество молока улучшилось, что связано с повышением качества сырьевой базы — кормов, молочного стада.

На расширенном заседании президиума Союза предприятий молочной промышленности Свердловской области с участием Россельхознадзора прозвучало, что из 80 отборов проб молочной продукции в торговых сетях в 27 случаях выявлена некачественная, нестандартная продукция, поступившая из-за пределов Свердловской области, и только одна — от недобросовестного местного производителя. Как утверждает председатель союза Игорь Пехотин, в Свердловской области молока достаточно, заводы не испытывают дефицита в сырье, поэтому фальсификата немного. Но собственной молочной продукцией регион закрывает спрос только на 60%. В планах развития отрасли на ближайшие годы — сократить зависимость до 25%.

Нужна госпрограмма развития села, настаивает Игорь Пехотин, не только поддержки производства. Мало построить ферму и купить коров, нужно заботиться о том, кто на этой ферме будет работать и в каких условиях жить. «Если уж совсем обобщать, программа развития села — это программа развития страны: молоко — это страна», — уверен глава союза.

Инструмент демпинга в своих войнах используют, кроме федеральных мясопере-работчиков, и федеральные сети

Инвестиции в отрасль идут, тому пример ПАО «Каменское» — проект Группы Синара, агрофирма «Патруши» и другие молочные проекты УГМК-Агро. Состоявшиеся проекты развиваются, расширяются. Все молзаводы вооружены современным оборудованием для переработки. Несколько крупных молзаводов региона уже имеют в портфеле продаж экспортную составляющую: Ирбитский, Полевской, Богдановичский. У нас все есть, чтобы перейти от импортной зависимости к экспорту.

— Свердловская область неординарная — здесь самая большая конкуренция производителей молочных продуктов среди всех регионов: молзаводов более 30, плюс из-за пределов области везут большое количество молочной продукции, — рассказал директор ООО «Алапаевский молочный комбинат» Валерий Шипунов. — Поэтому работать на других рынках местным производителям гораздо проще. В Тюменской, Челябинской, например, в областях — порядка 8 — 12 производителей.

Алапаевское предприятие перерабатывает 70 тонн молока в сутки. Кроме Свердловской области поставляет продукцию в Челябинск и в Тюмень. По оценкам Валерия Шипунова, динамика развития молочной отрасли в традиционно промышленной Свердловской области сейчас выше, чем у ряда других отраслей. Сказывается наличие господдержки производителей молока в виде субсидированных кредитов, дотаций (3 рубля на литр). Переработчики получают субсидии на возмещение процентной ставки и в свою очередь поддерживают сельчан — поставщиков молока. Большинство молзаводов предоставляют им кредиты, беспроцентную предоплату за молоко. Переработчикам это выгодно — есть стабильные поставки сырого молока. Поэтому регионалам нет нужды использовать фальсификат.

Мясо прессуют

Сильная конкуренция последние два-три года наблюдается и на рынке переработки мяса. Происходит активное перераспределение собственности, много сделок по слияниям, поглощениям и продаже несостоятельных мясокомбинатов. Производители мясной продукции, как и молочники, для снижения себестоимости спешно меняют рецептуры и используемое сырье в связи с сокращением реальных доходов населения, а также очень высокой ценовой конкуренцией среди производителей мясной продукции.

Последняя тенденция рынка — год-полтора в регион активно идут федеральные производители, ощутимо воздействуя на рынок. У них есть возможности финансирования рынка из других источников и демпинга цены.

Производители качественных колбас ощущают это давление демпингом, но в меньшей степени, чем производители, которые изначально делали продукт с более низкой ценой. Они в более плачевной ситуации, потому что они прямые конкуренты. Получается, федералы отъедают рынок у регионалов, потому что у них есть большие бюджеты, медиапланы, они могут тратить деньги на телевидение. Поставив цель завоевать рынок Екатеринбурга, могут для этого перенести сюда бюджеты из других регионов, какое-то время нести убытки из-за демпинга, но постепенно отвоевывать долю рынка, приучая потребителя к своей продукции.

Инструмент демпинга используют, кроме федеральных мясопереработчиков, и федеральные сети в своих войнах: бывают такие ситуации, когда сети продают продукцию местных производителей с ценой ниже отгрузочной местного мясокомбината. Для чего они это делают? Ведь они не зарабатывают? Они говорят мясокомбинату: за вашим продуктом приходит покупатель, а нам просто нужен трафик, чтобы победить конкурентов.

На вопрос: куда пойдут пищевые рынки, участники форума отвечают очень просто и уверенно: спрос стабилизировался «где-то там внизу» и он не поднимется, пока ВВП в стране не начнет расти — до тех пор на потребительских рынках будем пожинать кисленькие плоды.