Максимовский рубеж

Павел Кобер
11 сентября 2017, 00:00

Молодая компания из атомграда Заречный поставила задачу стать одним из крупнейших переработчиков листового полипропилена в России

Елена Елисеева
Евгений Максимов считает Заречный своим местом силы
Читайте Monocle.ru в

В этом номере мы начинаем серию публикаций о компаниях-победителях конкурса «Лучший экспортер Свердловской области среди малого и среднего бизнеса-2017», организаторами которого выступили Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, региональное министерство инвестиций и развития, АЦ «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал».

В номинации «Прорыв» — за успешный выход на внешний рынок — победу одержала компания «УралАктив», реализующая на Среднем Урале классический проект импортозамещения в производстве промышленного оборудования из полипропилена и других листовых термопластов.

Кризис как импульс

Еще два года компания «УралАктив», зарегистрированная в Екатеринбурге, специализировалась на продаже российским предприятиям пластиковых вентиляторов и пластиковых систем газоочистки, изготавливаемых в Германии. Но затем рыночная ситуация кардинальным образом изменилась, и собственники — братья Вячеслав и Евгений Максимовы — приняли решение преобразоваться в производственную компанию.

— В 2015 году курс рубля резко снизился. К тому же на ряде крупных российских промышленных холдингов вышло распоряжение, чтобы проектные институты при разработке проектов закладывали российское оборудование, а импортное — только в том случае, если нет отечественных аналогов. То же касалось и предприятий ОПК. Мы поняли, что на продаже импортного оборудования нам никуда не выехать и что нужно создавать свое производство, ведь сам продукт был востребован, — вспоминает совладелец «УралАктива» Евгений Максимов, занимающий в компании должность директора по развитию и продажам.

«УралАктив» ежемесячно производит 5 тонн готовой продукции из полипропилена. В следующем году, когда на полную мощность выйдет второй цех, объем должен удвоиться 023_expert_ural_37-9.jpg Елена Елисеева
«УралАктив» ежемесячно производит 5 тонн готовой продукции из полипропилена. В следующем году, когда на полную мощность выйдет второй цех, объем должен удвоиться
Елена Елисеева

Офис компании остался в Екатеринбурге, а производство решили организовать в 50 километрах от уральской столицы, в городе Заречный с Белоярской АЭС в качестве градообразующего предприятия:

— Мы живем с братом в Екатеринбурге, но родились в Заречном, считаем его неким местом силы для нас. Кроме того, найти сотрудников рабочих специальностей в Заречном гораздо проще, чем в мегаполисе. И земельный участок дешевле. А каждый день нам ездить туда нет смысла: есть человек, который полностью берет на себя функции руководителя производства.

Для разворачивания производства братья взяли в аренду сначала одно помещение, потом еще и еще, в том числе бывший гараж для грузовых машин. Площадей переставало хватать быстро — столько посыпалось заказов: оборудование для химически агрессивных сред из полипропилена более долговечное, надежное и менее затратное, чем традиционные изделия из углеродистых и нержавеющих сталей. Убедившись в правильности выбранного бизнес-направления, Максимовы решили подыскать и обустроить собственную промышленную площадку. На поиски ушел год. Наконец, в августе 2016 года в Заречном был приобретен за 16 млн рублей участок 1,2 га с заброшенным зданием постройки 1940-х годов. Раньше здесь располагался деревообрабатывающий цех, но в последние 15 лет помещение простаивало, территория осталась без присмотра и превратилась по сути в стихийную свалку.

 023_expert_ural_37-1.jpg Елена Елисеева
Елена Елисеева

Поначалу Максимовы рассчитывали оперативно установить станки и сразу начать работать. Но здание оказалось настолько изношенным, что грозило обрушиться в любой момент. Пришлось ставить металлический каркас и возводить новые стены. На этом решили не экономить: строили же для себя и своих сотрудников — продуманно и из хороших материалов. Свидетельствую: сейчас на этом месте — современный производственный цех площадью 1 тыс. кв. метров, где работать тепло и комфортно.

Начали с изготовления простых изделий из полипропиленового листа: воздуховодов, емкостей различных объемов для химически агрессивных сред. Потом освоили производство химически стойких промышленных вентиляторов, систем газо­очистки, гальванических ванн, лабораторной мебели, химических реакторов… В одной немецкой компании обиделись на такое импортозамещение и прервали контакты с бывшим российским партнером. Зато другие производители из Германии к происходящему отнеслись прагматично: «Давайте продолжим сотрудничество, поставляйте на ваш рынок хотя бы те виды нашей продукции, которые вы еще у себя не производите».

На собственной промплощадке «Урал­Актив» успел построить и второй цех, открыть который планируется к концу сентября. Его площадь около 500 квадратов, но тут главное высота — 10 метров: цех предназначен для выпуска крупногабаритных изделий, которые компания до сих пор не производила. Так, размеры первого цеха позволяли изготавливать емкости максимум 28 кубометров, а во втором цехе можно будет делать емкости до 100 кубов и другие крупногабаритные изделия для химических предприятий.

 

 024_expert_ural_37-2.jpg Елена Елисеева
Елена Елисеева

Мы не стали клоном

Максимовы на этом не останавливаются и планируют в следующем году приступить к строительству третьего, на этот раз «гражданского» цеха — для выпуска продукции B2C. Опыт производства изделий для частных заказчиков уже имеется: компания делает бассейны из полипропилена для дачников, купели для церкви, септики, небольшие инкубаторы для домохозяйств и даже пластиковые погреба. Уже полгода в «УралАктиве» разрабатывают новый вид потребительского изделия, которое должно существенно увеличить объем заказов, поскольку нужно «буквально каждому». Но о чем речь — не говорят: коммерческая тайна.

— Мы не стали клоном немецкой компании, сегодня у нас номенклатура выпускаемых изделий вдвое больше, чем у них, на сайте выставлены пять каталогов основной продукции, — говорит Евгений. — Ведь у нас не только производство, но и собственные разработки, есть свой конструкторский отдел. Даже с названиями экспериментируем: один из наших продуктов называется «газопромыватель Максимова».

Сегодня в компании работает около 40 человек: половина в екатеринбургском офисе, половина — на промплощадке в Заречном. С освоением новых видов продукции во втором и третьем цехах численность персонала должна возрасти до 80 — 100 человек.

— На рынке труда в Заречном ситуация напряженная, — размышляет Евгений. — Идут сокращения на градообразующем предприятии — Белоярской атомной станции и в компаниях, связанных с его обслуживанием. Куда деваться узкопрофильным специалистам? А у людей — семьи, кредиты, ипотека. К нам идут работать с удовольствием, у нас даже есть сварщики с высшим образованием. За два года текучки кадров практически нет.

«УралАктив» активно инвестирует в производство (приобретены дорогостоящие немецкие сварочные аппараты, китайские станки с ЧПУ и автопогрузчик), при этом использует только собственные средства.

— Объем продукции собственного производства полностью заместил объем торговли импортом, которую мы вели раньше, — отметил Евгений. — Конечно, выручка от реализации нашей продукции не покрывает затрат на развитие производства, поэтому инвестируем поэтапно, по мере накопления средств. К сожалению, многие крупные клиенты работают с отсрочкой платежа — у кого-то 60 дней, а у кого-то и все 90. Случаются и задержки платежа в нарушение договора до двух лет, начинаем судиться. У одной компании, входящей в группу «Мечел», пришлось забрать долг воротами каслинского литья, посудой, сковородками, карандашницами, подставками для часов. При этом смета оказалось ужасно завышенной. А куда деваться? В итоге нам ворота в полмиллиона рублей обошлись…

 

В производство инвестируются пока только собственные средства 025_expert_ural_37-1.jpg Елена Елисеева
В производство инвестируются пока только собственные средства
Елена Елисеева

Листая пластик

Сегодня компания перерабатывает примерно 5 тонн листового полипропилена в месяц. Уже в следующем году, когда на полную мощность выйдет второй цех, объем производства должен удвоиться.

— Раньше мы ошибочно считали себя производителями оборудования из полипропилена для химически агрессивных сред. Но пластмассы используются во многих отраслях — в химии, медицине, пищевой промышленности. У нас заказывают емкости для майонеза, молока, сыра, кормов, для разведения раков и рыбы. Теперь мы позиционируем себя как переработчик полипропилена. Наша глобальная цель — стать одним из крупнейших в России потребителем листового полипропилена. Уже сейчас наш поставщик листа из Тольятти говорит, что во всем Уральском федеральном округе мы его крупнейший потребитель, — заявил Евгений Максимов.

Примерно 90% всей продукции «Урал­Актив» изготавливает из полипропиленовых листов и 10% — из листов полиэтилена низкого давления, поливинилхлорида и поливинилиденфторида (ПВДФ). Тольяттинского производителя листа Максимовы выбрали исходя из качества и транспортной логистики: это самое близкое к Среднему Уралу производство. Только полипропилен применяют пяти видов: он может быть электропроводящий, с присадкой от ультрафиолета, морозостойкий или для высоких температур. В «УралАктиве» используют преимущественно морозостойкий — опять же по соображениям транспортной логистики: такие листы и готовые изделия из них можно в холода перевозить обычным автотранспортом.

Но вид материала целиком зависит от установки заказчика и от предназначения готового изделия. Иной раз требуется ПВДФ — один из самых дорогих видов пластика, который в десять раз дороже полипропилена (до 35 евро за килограмм материала) и производится в Германии.

— Ошибочно думать, будто пластмасса дешевле стали. Нашу продукцию можно сравнивать только со специальными сталями или с титаном. Если оборудование для работы в химически агрессивных средах сделано из стали, то его хватит на месяц, из обычной нержавейки — на три месяца, а если из титана, то лет на двадцать. Но даже такой дорогой пластик, как ПВДФ, в разы дешевле титана. Материал из пластика не ржавеет, его не нужно красить, он имеет срок эксплуатации до 50 лет, — объясняет Евгений.

Есть и другое важное преимущество использования в качестве материала пластика вместо металлов — производство не загрязняет окружающую среду вредными выбросами и для «УралАктива» полностью безотходно: за полимерной обрезью и стружкой выстраивается очередь покупателей.

 

Одна из компаний в счет погашения долга предложила поставить на промплощадку ворота каслинского литья, при этом смету ужасно завысила. А куда деваться? В итоге нам ворота в полмиллиона рублей обошлись 025_expert_ural_37-2.jpg Елена Елисеева
Одна из компаний в счет погашения долга предложила поставить на промплощадку ворота каслинского литья, при этом смету ужасно завысила. А куда деваться? В итоге нам ворота в полмиллиона рублей обошлись
Елена Елисеева

Атака каталогами

Около 90% производства продукции компания поставляет за пределы Свердловской области. Доля экспорта пока небольшая, всего 5%, но в работе на внешний рынок Максимовы видят очень большой потенциал. Первой сделкой стал договор с компанией из Пекина, контракт был на двух языках — русском и китайском. В России китайцы строили горно-обогатительный комбинат и сами вышли на «УралАктив». Им потребовался целый комплекс оборудования для ГОКа — система газоочистки, вентиляторы, воздуховоды. Сотрудничество успешно шло в течение полутора лет.

— По ходу мы задались вопросом, а почему бы не работать с иностранными заказчиками? Ведь тем же немецким компаниям ничего не мешает поставлять свои изделия даже в арабские страны. Мы сделали англоязычную версию сайта, запустили рекламу в интернете, зарегистрировались на специальных порталах. Обратились за помощью к Российскому экспортному центру и Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства, — рассказывают предприниматели.

Итог усилий — стали приходить первые запросы и контракты от иностранных компаний. Например, из Азербайджана заказали кислотостойкие вентиляторы для гальванических цехов: предложение уральцев оказалось на порядок дешевле продукции немецких и чешских производителей. Уже выполнены несколько контрактов на поставки оборудования в Белоруссию. Для этих стран готовятся новые партии продукции. Есть заказы из Казахстана. По проекту газоочистки ведутся переговоры с французской компаний.

— Мы все время в тонусе, — воодушевлен Евгений. — Ездим на различные международные выставки по тематике нашего производства для поиска новых идей. В данный момент, например, проходим дорогостоящую сертификацию на кислотостойкое оборудование во взрывозащищенном исполнении. Но мы взялись, потому что увидели перспективу. И на изготовление кислотостойких вентиляторов в таком исполнении уже получены заказы от Гайского ГОКа (холдинг УГМК) и компании АО «Многовершинное» (холдинг Руссдрагмет).

Максимовы вообще работают на кураже — для малого бизнеса это не менее важно, чем выгодные проценты по кредитам.