14 сентября в Екатеринбурге открылась четвертая Уральская индустриальная биеннале современного искусства — крупнейший отечественный художественный проект с международным участием за пределами столицы. Биеннале стартовала в 2010 году и с тех пор исследует при помощи многочисленных арт-практик индустриальность как наследие и современность нашего региона. Учредитель и организатор — Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ (подчиняется министерству культуры РФ), соучредители — правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.
Программа Уральской биеннале-2017 обширна. Ее ядро (основной проект) — выставка, подготовленная куратором Жоаном Рибасом, искусствоведом, заместителем директора музея современного искусства Серралвеш в Порту (Португалия). Он сформулировал тему своего проекта как «Новая грамотность»: она посвящена труду и досугу недалекого будущего, предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической, культурной сферах. «Как мы пришли к пользованию супервысокотехнологичными устройствами без чтения каких бы то ни было инструкций? Как меняется наш язык под давлением форматов новых инструментов общения? Почему обмен изображениями стал ключевым в нашей повседневной коммуникации? Как новые жесты общения со смартфонами, планшетами и другими высокотехнологичными, но уже привычными устройствами превращаются в наш повседневный танец?» — программные вопросы куратора. Для ответа на них он собрал около 70 работ современных художников из 19 стран. «Кроме того, я обращался к двум параллелям: “четвертая биеннале — четвертая промышленная революция”, в которой мы сейчас живем, и “современная промышленная революция — Октябрьская революция”, которой в нынешнем году исполняется 100 лет», — добавляет Жоан Рибас. Подготовленное им собрание представлено в помещениях бывшего Уральского приборостроительного завода (традиция биеннале — использовать для экспозиций бывшие производственные пространства).
Там же, на Приборостроительном, разместилась итоговая выставка артрезиденций биеннале. Арт-резиденции существуют с 2012 года — они призваны помочь глубже вникнуть в действующую промышленную среду: кураторы организуют многонедельные исследовательскохудожественные программы для отдельных заинтересованных творцов (в нынешней программе участвуют девять художников) и уральских предприятий (шесть площадок).
— Осмысление новой грамотности невозможно вне индустриального поля. Интернет вещей, диджитал, дополненная реальность и прочие явления, характерные для четвертой промышленной революции, уводят нас все дальше от материального устройства мира. Между тем чтобы создать один сервер, нужно достать из недр и обработать множество ископаемых. Поэтому наш подход к новой грамотности осуществляется с помощью археологии; происходит деконструкция Урала до базовых элементов. Одна из задач арт-резиденций — сделать эти элементы видимыми, — формулирует куратор Женя Чайка (Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ).
Кроме итоговой выставки программа арт-резиденций в 2017 году дополнилась арт-маршрутами — экспедиционноэкскурсионными поездками выходного дня, объединяющими знакомство с уральским индустриальным наследием (участвуют 25 городов Среднего и Южного Урала) и его преломлением в работах современных художников.
Обширнейшая программа биеннале также включает: исследовательский проект о конструктивизме «Авангардная архитектура городов большого Урала» (выставка на Приборостроительном заводе); масштабный проект «Миростроение» в Нижнем Тагиле, в том числе на территории демидовского заводамузея-заповедника (куратор — Владимир Селезнев, Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ); проект «Работа никогда не завершается» в Тюмени: этой выставкой откроется после длительной реставрации одно из помещений музейного комплекса им. Словцова (куратор — Светлана Усольцева, Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ). Отдельным спецпроектом биеннале стал арт-объект екатеринбургского художника Тимофея Ради на крыше Приборостроительного завода. Кроме того, в рамках биеннале пройдут: премьера оратории «Огни Урала» (совместно с театром «Провинциальные танцы»), гастроли санкт-петербургского «театра post», университет и симпозиум биеннале (образовательная/интеллектуальная площадка), 23 проекта параллельной программы (в том числе выставка в Москве) и т.д. Суммарно на все проекты оргкомитет ожидает десятки тысяч зрителей.
Базовый бюджет четвертой Уральской биеннале современного искусства обеспечили Минкульт РФ, правительство области и администрация города, — 30 млн рублей. Стараниями организаторов удалось за счет фандрайзинга увеличить эту сумму почти вдвое, рассказывает глава дирекции регионального развития ГЦСИ РОСИЗО и бессменный комиссар биеннале Алиса Прудникова. И добавляет: в этом году договариваться со спонсорами было легче — партнерство с бизнесом вышло на новый уровень, так как уже не приходится подолгу объяснять, что такое современное искусство и зачем оно может пригодиться бизнесу.
Про новый уровень биеннале говорят не только отношения со спонсорами: с этого года проект поднимется с региональной на федеральную ступень — тема переосмысления индустриального наследия актуальна вовсе не только для Урала, поясняет Алиса Прудникова. Более того, успех Уральской индустриальной биеннале и Уральского филиала ГЦСИ в целом побудил музейно-выставочное объединение РОСИЗО, по признанию его директора Сергея Перова, существенно перенаправить внимание на поддержку в первую очередь нестоличных проектов. Крупнейшие новые проекты РОСИЗО ГЦСИ в 2018 году запланированы именно в регионах, вся сеть (а не только Уральский филиал) возьмет на вооружение практику арт-резиденций, а следующую биеннале организаторы планируют провести на полноценном общефедеральном уровне.