10 сентября в трех субъектах Урала и Западной Сибири — Свердловской области, Пермском крае и Удмуртии — выбрали губернаторов. Врио — Евгений Куйвашев, Максим Решетников и Александр Бречалов соответственно — избавились от приставок, указывающих не столько на временный статус управленцев, сколько на поддержку их кандидатур федеральным центром. За Решетникова проголосовали 82% избирателей, за Бречалова — 78,1%, за Куйвашева — 62,1%. Вторые места во всех трех регионах заняли коммунисты: от 11,7% в Свердловской области до 8,7% в Удмуртии. На фоне выборов глав в других 13 субъектах итоги уральской «тройки» не выглядят впечатляющими: даже высокий результат Решетникова не позволил ему войти в тройку лидеров (см. таблицу, чемпионов-губернаторов с показателями более 80% — пять). Впрочем, никто и не требовал заоблачных результатов. Установка была одна — легитимность. Кампания должна была пройти максимально прозрачно, в том числе потому, что избиратели во время голосования выражают отношение к резерву президента — новым главам регионов. Именно об этом, за неделю до голосования, на встрече с депутатами Госдумы, представителями партий, не входящих в парламент, членами ОНФ и Общественной палаты заявил первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко. По его словам, люди не должны сомневаться в законности региональных выборов, потому что иначе могут возникнуть сомнения и в прозрачности предстоящей президентской кампании. Похожее послание еще в августе прозвучало от главы ЦИК Эллы Памфиловой. Она заявила о недопустимости «показательных цифр» на выборах.
— Умные губернаторы за результатом не гнались. Помнили про март. Некоторые даже поощряли конкуренцию. Пример — Саратовская область, — рассказывает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Депутат ГД от ПРФ Ольга Алимова — никак не спойлер. А совмещение выборов, губернаторских и в облдуму, еще больше увеличило явку. Приличные выборы. Приличный результат.
Кремлевские политологи констатируют: задача выполнена. Есть, правда, трения по поводу Мордовии (врио Владимир Волков набрал 89,1% голосов при рекордной явке в 82%). По инициативе лидера КПРФ Геннадия Зюганова, призвавшего «спросить с Волкова по всей строгости закона, почему выборы превращают в произвол», в республике пройдет проверка легитимности кампании. К остальным субъектам (речь только о выборах региональных руководителей; СР, например, не признает выборы в Заксобрание Краснодарского края) таких претензий нет. Да и какие вопросы: все действующие губернаторы и врио глав (11 из 16) победили с существенным отрывом от конкурентов. «Мы видим поддержку кадровой политики президента, целого ряда молодых выдвиженцев президента, которые ранее не имели электорального опыта, работали в разных министерствах и ведомствах», — оценил итоги пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
— Фактор доверия к президенту очень интенсивно транслировался в этой кампании, — объясняет результаты генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. — Президент посещал регионы, принимал губернаторов. Схожую логику демонстрировал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Уровень явки в Кремле назвали «соответствующим общеевропейским тенденциям», а уровень конкуренции — «достаточно высоким». «Э-У» анализирует губернаторские кампании-2017: какие инструменты и решения способствовали обновлению губернаторского корпуса (Пермь и Ижевск) и сохранению у власти действующего главы (Свердловская область).
Технократы: Решетников и Бречалов
Врио пермского губернатора возглавил край в феврале этого года. Экс-министр московского правительства сменил Виктора Басаргина (подал в отставку по собственному желанию). Врио главы Удмуртии — экс-секретарь Общественной палаты РФ: в апреле пришел на место Александра Соловьева (его арестовали по обвинению в получении взятки в особо крупном размере). Обоим победа прогнозировалась задолго до 10 сентября. Кампании формировались по единому сценарию — общественное одобрение кандидатов, ранее выделенных президентом. «Конкуренция на этом уровне выборов носила имитационный характер, — считает политконсультант Алексей Швайгерт. — Врио побеждают за счёт достижения элитных и тактических договорённостей на старте кампании». Отсюда и выбор в пользу не политической, а хозяйственной кампании. «Для региональных руководителей из числа “молодых технократов” на первое место вышел концепт регионального развития, — подчеркивают в АПЭК. — Они выступали с программными инициативами стратегического характера, демонстрируя и понимание региональных проблем, и умение с ними справляться. Призыв “молодых технократов” во власть, безусловно, востребован сейчас, когда регионам необходимо решать сложные финансовые проблемы, и для этого требуется сочетание энергетики, свойственной для молодого поколения, со знаниями, обретенными в ведущих федеральных структурах».
Врио в последние месяцы совершили марш-броски в подведомственные территории.
Например, Александр Бречалов только в августе посетил 11 районов (данные сайта главы и правительства УР). Спектр тем — здравоохранение, аварийное жилье, социальные инициативы, инвестиционные возможности, дорожное строительство и пр. В этом же месяце республика стала местом притяжения федеральных персон. Поддержать врио прилетели первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава Минобра Ольга Васильева, спикер ГД Вячеслав Володин (пообещал помочь региону перекредитоваться: заменить банковские кредиты на бюджетные), сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Станислав Говорухин, министры связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров и здравоохранения Вероника Скворцова.
«Ставка на личные встречи с избирателями и тему благоустройства сработала, — пишет на своей странице в ФБ Калачев. — Двор как единица политического пространства войдет в учебники. Лидеры и лица партии активно ездили по стране».
Глава соседнего Прикамья тоже может похвастать плотным графиком поездок и охватом поднятых вопросов — от поддержки предпринимателей в отдаленных селах до создания единой диспетчерской службы для организации скорой помощи в Кудымкаре (из бюджета выделят 1,4 млрд рублей). Список федеральных чиновников, посетивших Пермь в августе, скромнее удмуртского. Но это упущение с лихвой компенсировал Владимир Путин, нагрянувший в краевую столицу накануне выборов — 8 сентября. На встрече с главой государства Решетников сообщил, что за семь месяцев побывал в 47 районах Пермского края и огласил планы преобразования региона: «Программа построена как раз на основе тех вопросов, которые задавали жители на наших встречах». Чаще всего, по словам Решетникова, население поднимало вопросы здравоохранения, образования, дорог, газификации, связи и интернета, развития спорта и создания рабочих мест. «Сейчас есть понимание, как двигаться, формируется команда. Я уверен — то, что люди ждут от власти, мы в состоянии дать», — добавил врио губернатора.
— Здесь есть чем заниматься. Вопросов, подлежащих решению, работы еще много, вы сами это понимаете. Вы человек молодой, но уже достаточно опытный, — поддержал Решетникова Путин.
Удмуртию президент тоже не обошел вниманием. Правда, визит в Ижевск состоялся еще в июле и повод для него был менее позитивным (в Пермь он прилетел, чтобы посетить выставку ИТ-компаний). В республиканском центре Путин встречался с жителями аварийного дома. О состоянии здания (газ отсутствует, водоснабжение квартиросъемщики организовали за собственные деньги) во время прямой линии с главой государства рассказала Анастасия Вотинцева, которая живет в одной из комнат двухэтажного деревянного барака с тремя детьми и сестрой. Дом признан аварийным, но стоит в очереди на снос только в 2029 году. Региональные власти планировали этот и близлежащие бараки (всего их 17) расселять постепенно, начиная с 2018 года. Путин решил эти планы ускорить и распорядился расселить наиболее нуждающиеся 11 семей (три барака) до конца этого года, пообещав помочь деньгами из резервного фонда. Позже на встрече с Бречаловым Путин попросил врио не забыть о расселении жильцов аварийки и помогать не только тем, кто до него дозванивается. Бречалов назвал ключевые проблемы республики — большой госдолг (практически равен объему доходной части) и неэффективность управленческой модели.
Новая модель, основанная на проектном подходе, скоро будет внедряться. Еще весной Бречалов предупредил чиновников, что в новой команде останутся только министры, готовые работать эффективно, использовать новые подходы. 31 июля в отставку был отправлен премьер-министр Виктор Савельев. Причины — «помимо огромного госдолга республика имеет дефицит бюджета более 5 млрд рублей, правительство пыталось провести работу по разумной оптимизации, но она не увенчалась успехом». После выборов Бречалов подчеркнул, что его команда «будет активнее работать над включением региона в федеральные целевые и адресные программы, чтобы решить ряд накопившихся проблем». Главные усилия направят на «улучшение ситуации в экономике, подготовку сбалансированного бюджета на следующий год».
Перестановки ждет и пермское правительство. Глава региона обещает, что изменения пройдут «без дерганий и резких движений».
— Молодые технократы, назначенные по критериям эффективности, адекватности, дешевизны, получили большую поддержку. При этом большинство из них, в частности Решетников, не выступали с популистской повесткой. Речь шла о развитии региона, — говорит о формировании новой тенденции Орлов. — Впервые внешние для региона игроки, пользующиеся поддержкой федерального центра, победили не с популистской повесткой, а убедили население в эффективности их послания. Интересный феномен этих выборов, на который мало кто обращает внимания. Свыше 80% голосов получили глава Бурятии Цыденов, Решетников и глава Калининградской области Алиханов, представляющие новое поколение. Ставка на обновление губернаторского корпуса оказалась успешной. Одержанные победы — это карт-бланш для Кремля на изменение губернаторского корпуса с помощью именно таких методов.
— Пермский край, Новгородская, Рязанская и Ярославская области до недавнего времени управлялись главами либо изначально слабыми, либо ослабевшими и скомпрометированными в ходе элитных конфликтов, — подтверждают эксперты Фонда развития гражданского общества (ФРГО). — Кремль везде «обнулил игру», назначив врио, никак лично не связанных с предшественниками, не отягощенных грузом их ошибок. Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих регионах нет или они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами. Удмуртский экс-глава Соколов лишился президентского доверия и был отставлен после обвинений в коррупции. То есть в Удмуртии тоже все было «обнулено» и с теми же примерно последствиями, что и в Пермском крае.
— Результаты врио во многом пока аванс, кредит доверия, который в следующие пять лет нужно оправдывать, отрабатывать, — убежден председатель правления ФРГО Константин Костин.
Это дополнительное давление на губернаторов, которых воспринимают в образе «чудотворцев» — энергичных молодых профессионалов, которые чудесным образом быстро решат все проблемы. Соответствовать этой роли сложно.
— В высоких процентах есть риск завышенных ожиданий от губернаторов, — подтверждает глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров. — Это в большей степени аванс от населения. Надо помнить, что кризис хоть и прошел, но лучше жизнь не стала, а люди хотят жить хорошо. Это все не вдохновляет: хочется жить лучше здесь и сейчас.
Тяжеловес: Куйвашев
Наряду с «молодыми технократами» второй ярко выраженной группой губернаторов во время кампании этого года стали «тяжеловесы» — главы регионов, имеющие богатый управленческий опыт. Евгений Куйвашев пост свердловского губернатора занимает с мая 2012 года. В апреле Путин утвердил отставку губернатора, по собственному желанию подавшего заявление о досрочном сложении полномочий, и оставил его во главе региона до выборов с приставкой «врио». Процедура внутрипартийных праймериз ЕР стала инструментом не селекции, а легитимации выдвижения кандидатуры: ни одна из крупных политических фигур не была выдвинута на праймериз, и это позволяет сделать вывод о том, что ключевые внутриэ литные договоренности были достигнуты ранее. «Кремль остановился на консервативном сценарии развития Среднего Урала, сделав ставку на проверенного губернатора», — отмечают в АПЭК.
В выборах регионального руководителя Куйвашев участвовал в первый раз. «Впервые за последние 14 лет глава региона избирался общенародным голосованием, и впервые лидер был определен по итогам первого тура», — напомнил историю института выборов в РФ секретарь регионального отделения ЕР Виктор Шептий. На выборах-2017 все действующие главы, за исключением белгородского губернатора, баллотировались на этот пост впервые. За исключением Волкова старожилов в первой пятерке «результативных» губернаторов нет. «Напротив, среди тех, кто получил сравнительно невысокий результат на уровне 60 с небольшим процентов, есть главы регионов, работающие как с 2012 года (например, Сергей Жвачкин, Томская область), так и с прошлого года (Игорь Васильев, Кировская область), — утверждается в докладе АПЭК “Региональные выборы 2017: конкуренция, легитимность и обновление элиты”. — Впрочем, ни один результат никак нельзя назвать “провальным”, и дело не только в отсутствии второго тура, но и предпосылок к нему: во всех регионах действующие главы сумели набрать минимум 60% голосов, создав запас прочности».
По мнению исследователей АПЭК, успех действующих глав стал результатом усилий по консолидации региональной элиты и, разумеется, организации успешной и эффективно скоординированной кампании, в ходе которой губернаторы с их внутриполитическими и политтехнологическими командами и Кремль продемонстрировали способность к сотрудничеству и качественной работе:
— В кампаниях «тяжеловесов» большое место отводилось анализу прежних достижений региональной власти, отчету перед избирателями об успехах региона и мерах в сфере антикризисной политики последних лет. Эти регионы были и наиболее стабильными с политической точки зрения, что позволяло властям спокойно разворачивать свою кампанию, говоря и о достижениях, и о перспективах. Кремль в большей степени полагался на опыт этих губернаторов во время кампании и в меньшей степени стремился управлять их кампаниями.
В ФРГО отмечают, что в Свердловской области, которая из-за своей экономической «сложноустроенности», присутствия множества могущественных игроков, никогда не имела «хозяина» (таковым не был даже Эдуард Россель), Куйвашеву за пять лет удалось выстроить целую систему элитных договоренностей, сделавших его фигуру в известной мере безальтернативной:
— О многом уже говорит тот факт, что руководителем администрации губернатора в 2016 году был назначен Владимир Тунгусов, бывший вице-мэр Екатеринбурга, с 1990-х годов умело отбивавший атаки «области» на «город» и сам организовывавший эффектные удары. Это как если бы Ганнибал перешел на сторону Рима и возглавил его армию.
Куйвашев, как и его коллеги-технократы из соседних субъектов, не остался без внимания федеральной власти: в июле Екатеринбург посетил Путин (принял участие в Иннопроме), в сентябре глава региона встретился с премьером Дмитрием Медведевым. Кампания формировалась вокруг программы «Пятилетка развития». Поставлена амбициозная цель — привести Свердловскую область в тройку лидеров. После выборов Куйвашев подтвердил: «“Пятилетка развития”, которую мы вместе задумали, вместе разработали, будет обязательно воплощена в жизнь, совсем скоро ей будет придан статус нормативно-правового акта, будут определены конкретные сроки, ответственные лица».
При анализе результатов свердловской кампании многие политологи ссылаются на «фактор Ройзмана»: оппозиционер, победивший на выборах главы Екатеринбурга в 2013 году, согласился выдвинуться от «Яблока», но в июле объявил, что снимает кандидатуру из-за проблем с преодолением муниципального фильтра. Мэр не смог собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку: «Фильтр непроходим. Я с этим столкнулся. Когда я вышел на сбор подписей, уже не оставалось математического числа до нужного».
— Если бы Ройзман смог сейчас предъявить хотя бы несколько десятков «автографов», критика муниципального фильтра с его стороны была бы хоть как-то оправдана (как в случае кандидата от КПРФ на выборах главы Бурятии Вячеслава Мархаева), — утверждают эксперты ФРГО.
— Говоря о снятии с выборов Ройзмана и Мархаева, можно сказать, что это два принципиально разных сценария, — соглашается Орлов. — Ройзман в этой кампании не хотел идти до конца, и это было заметно. А вот Мархаев прошел почти до конца. И вот казус Мархаева нужен для того, чтобы поговорить о муниципальном фильтре и о тех ограничениях, которые он создает для политического процесса, и о том, как он может быть скорректирован. Нужно понижать его порог, например, до 3%.
— Общий результат губернаторов можно назвать вполне убедительным, — подводят итоги политологи. — Повсеместно этот результат превышал 60% голосов, а, как правило, составлял 70 — 80% голосов. Учитывая, что рейтинг ЕР обычно находится на немного более низком уровне, это означает, что главам регионов удавалось выступить в роли консолидаторов общественной поддержки, привлекая на свою сторону последователей разных политических партий. Таким образом на губернаторских выборах была успешно отработана модель надпартийной и внепартийной консолидации электората. С этой точки зрения губернаторские выборы можно считать и прообразом президентской кампании.