Центр стратегических разработок (ЦСР, Москва) проанализировал уровень конкуренции на рынке госзаказа в субъектах РФ. В 2016 году 8,8 тыс. хозяйствующих субъектов законтрактовали более 4,4 трлн рублей. Это значит, что 2,9% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов.
По мнению исследователей, доминирование крупных поставщиков свойственно всем субъектам РФ. Анализировалась доля (в процентах) поставщиков, привлекающих 80% госзаказа, от их общей численности по региону. Значения этого показателя оказались единообразными по всем территориям страны и массивам данных. Доля доминирующих компаний варьируется с 2,05% от общего количества поставщиков, работающих в московском регионе, до 12,86% — в Северной Осетии. Для рынка госзакупок характерна централизованная модель исполнения контрактов. Медиана в 5% подтверждает: в регионах госзаказ концентрируется у крупных поставщиков.
«Процедуры торгов — аукционов, конкурсов и запроса котировок — были и остаются гарантом добросовестной конкуренции. Однако сейчас конкурентные процедуры отбора девальвируются, трансформируясь в квазиторги, — подчеркивают в ЦСР. — Вне зависимости от причин, по которым имеют место квазиторги, они подменяют публичное состязание серыми технологиями борьбы за долю на рынке. Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по РФ составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в ЕИС. Их совокупная стоимость превышает 1,8 трлн рублей. Вклад квазиторгов в общие итоги монополизации госзаказа — прямой и крайне высокий».
При учете всех заказчиков, работавших на территории, в 26 субъектах РФ стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов составляет более 50% от общей стоимости контрактов. А при учете контрактов только региональных и муниципальных заказчиков рубеж в 50% оказывается перейден уже в 31 субъекте. Во втором случае растут и абсолютные значения показателя. Так, доля контрактов по итогам несостоявшихся торгов возрастает, например, у Оренбургской области до 68,95%.
По данным исследования, в российской контрактной системе широкий список и большой объем закупок у единственного поставщика означает, что этот способ применяется «от обратного», то есть служит альтернативой неуместным торгам: «А поскольку с торгами происходит настоящая беда, объем прямых закупок растет год от года».
Распределение по субъектам РФ показателей единственного поставщика очень неравномерно. На территории примерно половины субъектов закупки у единственного поставщика проходят в фоновом режиме и формируют диапазон от 5,64% в Калининградской области до 20% — в Курганской. Однако на территории другой группы субъектов прямые закупки стали чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд. По тому же массиву данных: Белгородская область — 55,87%, Приморский край — 51,86%.