Как скучно мы отдыхаем

Павел Кобер
9 октября 2017, 00:00

Туроператоры, избегая финансовых рисков, предлагают уральцам заезженные туристические маршруты. Хотите новых впечатлений — путешествуйте самостоятельно

Иллюстрация: ДАРЬЯ КОЖЕВНИКОВА
Читайте Monocle.ru в

Завершение летнего туристического сезона обернулось крайне неприятной стороной. Финансовые проблемы авиакомпании «ВИМ-Авиа» вылились в прекращение заправки и обслуживания ее воздушных судов в российских и зарубежных аэропортах. В Ассоциации туроператоров России число отдыхающих, которые могли пострадать из-за отмены чартерных рейсов «ВИМ-Авиа», оценили в 100 тысяч. Чартерных пассажиров вывозили с турецких курортов бортами других российских авиакомпаний за счет туроператоров, дни ожидания в большинстве своем они провели в отелях, хотя и низкосортных. Путешествующих самостоятельно, конечно, тоже вывезли, в том числе из городов Крыма и Дальнего Востока, но им предъявлять претензии некому.

Небывалый рост объемов пассажирских авиаперевозок рискует парадоксальным образом подорвать финансовое положение некоторых отечественных авиакомпаний, предупреждал «Э-У» месяц назад (см. «И… как Икар», «Э-У» № 36 от 04.09.2017). «ВИМ-Авиа» стала первой ласточкой (если не брать в расчет Трансаэро, прекратившую деятельность в октябре 2015 года). Главный вопрос — кто следующий? Не будем летать кругами, достаточно изучить статистику задержанных рейсов.

У авиакомпании «Икар» доля задержанных рейсов составила в июле 16,61%, в августе — 11,69%, у «Якутии» — 10,14% и 11,01%, у «Ред Вингс» — 16,22% и 10,58% соответственно. Выводы делайте сами. Пока не ясно, принимают ли в отношении этих перевозчиков превентивные меры Росавиация и Минтранс, или «принципиальные решения» будут традиционно вынесены лишь в том случае, когда задержки рейсов превратятся в транспортный коллапс. Достаточно сказать, что 27 сентября на совещании Клуба командиров авиапроизводства (объединяет представителей предприятий и организаций гражданской авиации России), где рассматривалась ситуация с «ВИМ-Авиа», было заявлено: «То, что произошло с авиаперевозчиком в сентябре, не является общим показателем ситуации в отрасли в целом и требует отдельного детального анализа». И далее: «Участники заседания пришли к единодушному мнению, что, несмотря на неблагоприятную экономическую среду для ведения авиационного бизнеса, большинство авиакомпаний при невысокой доходности между тем имеют устойчивые финансовые показатели». Очевидно, такая уверенность в «устойчивых финансовых показателях» основывается на тех критериях оценки авиакомпаний, которые применяет Росавиация и за которые президент объявил неполное служебное соответствие главе Минтранса Максиму Соколову.

Спасательный круг

К счастью, банкротств крупных туроператоров в минувшем летнем сезоне не произошло. Эксперты связывают это в первую очередь с изменениями в федеральном законодательстве, вступившими в силу в этом году и значительно ужесточившими требования к деятельности туроператоров. Как следствие, последние стали меньше рисковать, предлагая туристам хорошо знакомые массовые маршруты в России и зарубежных странах. Скучно, зато с гарантией хоть какой-то прибыли.

— В этом году по сравнению с прошлогодним летним туристическим сезоном резко выросло количество уральцев, отдыхающих за рубежом, — на 60%, что даже больше всех наших оптимистичных прогнозов. Но это почти не отразилось на географии полетов, — сетует исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Пока операторы боятся открывать новые направления, несмотря на явное повышение спроса. Например, у нас нет того многообразия предложений по Греции, которые были ранее, — эта страна в этом году была ограничена тремя точками прилета, а не шестью, как раньше. Испания была представлена весьма скудно, хотя это крайне интересное направление — были у нас когда-то из Екатеринбурга и Канарские острова, и Балеарские, и Малага, а сейчас только Барселона.

Схлопывается и ряд других зарубежных направлений. Например, Тунис, который в сезоне 2015 года заменил для россиян выпавшую Турцию, а теперь перестал интересовать туроператоров как альтернатива. Перестала интересовать россиян и Черногория, но тут уж братья-славяне виноваты сами.

— Негативно сказалось политическое обострение между нашими странами. Мы сталкивались со случаями проявления в Черногории недоброжелательности по отношению к нашим туристам, — объясняет Михаил Мальцев. — При этом у россиян сохраняется интерес к республикам бывшей Югославии и вообще к балканским странам. Поток из Черногории переместился в Болгарию, Грецию и Хорватию. Это ставит вопрос об открытии чартера из Екатеринбурга в Хорватию, я бы рекомендовал хорватской стороне это сделать. Такого чартера нет уже несколько лет.

Но если такой чартер и появится, то в лучшем случае уже в следующем летнем сезоне. А пока не гарантируют стабильного потока даже проверенные направления. Например, неожиданно для туроператоров провалилась Абхазия — между соседними Сочи и Грузией. Если выбирать по критериям качества сервиса, разнообразию туристической программы, транспортной доступности, то лучше Сочи. А в поисках национального колорита и дешевого отдыха россияне ехали в Грузию.

Отметим, что в последние два-три года формируется стабильный поток среди россиян, самостоятельно путешествующих в Грузию и Армению. Почему бы этим не воспользоваться уральским туроператорам и не сформировать новые интересные туры в страны Закавказья?

— Число стран, в которые уезжали отдыхать пермяки, во многом зависело от наличия прямых вылетов из Перми, а их было мало. Как направление вошла в моду Грузия, и здесь большая часть туристов поехала самостоятельно. Немногие турфирмы решились предложить это направление, так как с этого года сумма платежей за право быть туроператором по выездному туризму отпугнула почти всех местных игроков, — рассказала исполнительный директор Пермской туристической гильдии Елена Елагина.

Выжженное поле чартеров оставляет после себя Турция — на этом направлении сконцентрировали деятельность в 2017 году практически все туроператоры, работающие с «загранкой». По данным Уральской ассоциации туризма, турецкое направление по популярности среди уральских туристов заняло в сезоне первое место, оттеснив российский юг (Крым и черноморское побережье Кавказа). В структуре зарубежных туров Турция вообще стала абсолютным лидером, забрав долю в 32%.

— Добавившаяся Турция при низких ценах предоставила хороший сервис, несмотря на наши опасения, — прокомментировал Михаил Мальцев. — В результате есть вероятность, что Турция вообще может стать круглогодичным направлением. Зимой я бы это сравнил с нашим осенним отдыхом на турбазе — мы ездим туда подышать свежим воздухом, по лесу походить, на озеро посмотреть. Примерно та же концепция. Тем более что в Анталии есть хорошие отели с разнообразными спа-программами, крытые бассейны, хорошая еда. Хотя, если откроется Египет, эти планы могут быть скорректированы.

— Наверное, я вас не удивлю, если скажу, что на первом месте по популярности у нас стоит Турция, затем Греция, также был спрос на Болгарию и Испанию. Но новых чартеров из Челябинска в этом году не было. Сезон прошел достаточно спокойно, не считая конца сентября: ситуацию с «ВИМ-Авиа» разрулили туристические операторы — либо перенесли туры, либо вернули деньги, — сообщила руководитель Челябинской ассоциации туристических организаций Людмила Мосина.

— Турция стала спасательным кругом, который повысил градус продаж и спас многие компании, — подтверждает Елена Елагина. — Глубина продаж в этом году у пермских игроков туристического рынка была хорошей, даже небывало хорошей. Очевидно, сказались нереализованные желания прошлого года и гибкая ценовая политика турецкой стороны. При этом неожиданно непопулярной стала Абхазия, труднее заполнялись автобусные рейсы по России. Далеко от фаворита отстало крымское направление, соотношение «цена — качество» проигрывало, партнерские отношения тоже пока желают лучшего. Зато среди пермяков-автотуристов Крым пользовался успехом. Многие фирмы, сделавшие ставку на автобусные туры на российский юг, сезоном остались не очень довольны. По словам местных туроператоров, объем перевозок сохранился на уровне прошлого года, но и цены остались тоже прошлогодними, зато выросли затраты.

Сложностей добавляли конкуренты из соседнего Татарстана — они ставили рейсы из Перми и явно демпинговали.

В Уральской ассоциации туризма посчитали, что в этом сезоне объем посещений туристами из региона российского юга сократился на 10 — 12%.

— Но я бы не стал говорить о падении спроса, — успокаивает Михаил Мальцев. — В прошлом году российский юг не в полной мере справился с небывалым количеством туристов, часть из них была разочарована высокими ценами на услуги общепита, такси, не полной готовностью пляжей. Загрузка за летний период прошлого года, как говорил мэр Сочи, была 110%, то есть за счет организации дополнительных средств размещения. В этом году спрос оказался нормальный, разумный, сбалансированный, без дикого ажиотажа. И это очень хорошо, что и такой появился.

Пожалуй, лишь одно туристическое направление, помимо возродившегося турецкого, укрепило в этом году позиции: это Болгария. В последнее время она существенно обновила отельную базу и улучшила сервис, в том числе и с участием российских инвесторов.

— Свою роль сыграла грамотная политика болгарского министерства по туризму, — поясняет Михаил Мальцев. — Болгары смогли разнообразить продуктовую линейку: это и черноморское побережье, и глубинная Болгария, и спа-процедуры, и недорогое санаторно-курортное лечение, и познавательные историко-культурные программы. Вот у Турции туристический поток огромный, но заработок у операторов и принимающей стороны не такой большой, как им хотелось бы, потому что Турция — страна опасная для длительных экскурсий: там теракты, безобразия на дорогах. А ведь основной доход турфирмы черпают за счет экскурсионных программ.

В Болгарии с этим проблем нет.

Возрастание интереса со стороны уральцев к восточно-европейским странам ожидается и в предстоящий зимний туристический сезон. В настоящее время уровень сервиса на горнолыжных комплексах Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии практически сравнялся с качеством услуг, предлагаемых в Швейцарии, Австрии, Франции и Германии, при этом уровень цен остался ниже, чем в странах Западной Европы. Немаловажный плюс — знание многими жителями стран бывшего соцлагеря русского языка.

На зиму туроператорами заявлено слишком много чартеров из Екатеринбурга в Объединенные Арабские Эмираты. Эксперты предрекают демпинговую войну, если чартерные программы по данному направлению не будут вовремя скорректированы. На том же уровне чартеров будут представлены Таиланд и Вьетнам, конкуренцию им может составить китайский остров Хайнань. Рассматривается возможность организации полетов на острова Вьетнама и Индонезии, но определенности по этим направлениям пока нет.

Страны-соседи России преобладают 012_expert_ural_41.jpg
Страны-соседи России преобладают

Есть вероятность, что Турция может стать круглогодичным направлением

— Также в зимний сезон представляются очень интересными крайне невысокой стоимостью программы на регулярных рейсах из Екатеринбурга в курорты Краснодарского края и Крыма. Я думаю, это может сместить предпочтения уральцев в сторону российского юга и рассматривать его не только как летнее направление, но и как направление зимы и межсезонья, — прогнозирует Михаил Мальцев.

Но в целом отсутствие новинок по чартерам при стремлении познать неизведанное и расширении возможностей интернет-сервисов подталкивает часть россиян путешествовать самостоятельно. Соцсети заполнены поисками попутчиков среди друзей и знакомых с предложениями отправиться на Камчатку, в Карелию, в Танзанию и даже на Мадагаскар. Представители уральского турбизнеса не склонны преувеличивать эту тенденцию: общемировой опыт показывает, что количество туристов, путешествующих самостоятельно, не растет и находится на постоянном уровне

12 — 15% от общего заграничного турпотока. Самостоятельное бронирование объектов размещения и приобретение авиабилетов всегда будет заведомо дороже пакетных туров, а прежнее недоверие к туроператорам восстановлено благодаря законодательным изменениям, ужесточившим контроль со стороны государства. У представителей интернет-сервисов — иное мнение (см. «Маршруты на ладони», с. 10).

Отдых для Абрамовича

Внутренний, в том числе въездной туризм на Урале уже несколько лет переживает активный рост. Приятно удивляет разноплановость маршрутов — от природных парков до культурно-исторических объектов.

— По въездному туризму в Пермском крае наблюдается рост в основном благодаря теплоходным туристам (голландцам, австралийцам, немцам и т.д.). Большой популярностью пользуются экскурсионные туры по нашему региону. Точкой притяжения для приезда в Пермь, несомненно, был Пермский театр оперы и балета, где работают звезды мировой величины. Они же привлекают на премьеры театра и московский бомонд — от Ксении Собчак до Романа Абрамовича. То есть культурный туризм, задел которому положен еще при губернаторе Олеге Чиркунове, уже становится заметным явлением, — отметила Елена Елагина.

Число туристов, путешествующих по Челябинской области, в этом году по сравнению с прошлогодним сезоном увеличилось примерно на четверть. Здесь местные власти совместно с бизнес-сообществом занимаются оборудованием туристических маршрутов, проходящих по природным достопримечательностям.

— По территории Челябинской области путешествует достаточно много туристов, в том числе самостоятельно, таких около 60%, — рассказала Людмила Мосина. — Областное министерство культуры занимается созданием площадок по приему как организованных групп, так и путешествующих самостоятельно. В этом году оборудована площадка Таганай — там создана очень хорошая инфраструктура (размещение, питание, маршруты). В сентябре была открыта площадка Серпиевка, где акцент сделан на традициях староверов. Здесь организуют природно-познавательные экскурсии, с посещением озера и множества пещер с большими красивыми гротами. Посещают в том числе пещеру Колокольная, где ранее проживали староверы. С точки зрения безопасности маршрут замечательно оборудован, сделаны деревянные дорожки, железные ступеньки. Также туристическая площадка готовится в Нязепетровске, госорганы обсуждают с бизнесом, какие лучше сделать маршруты. К сожалению, в общем числе посещающих Челябинскую область туристов не так много иностранцев — не больше 3%, как правило, они приезжают к нам транзитом из Екатеринбурга или Уфы.

В Свердловской области в привлечении туристов делают акцент на организацию культурно-массовых мероприятий. Среди них ставшие уже традиционными и имеющие внушительную аудиторию музыкальные фестивали «UralTerraJazz», «Уральская ночь музыки», «Старый Новый Рок», фестиваль колокольных звонов «Каменск-Уральский — колокольная столица», фестиваль камня «Самоцветная сторона», фестиваль сплава «Чусовая России» и многие другие.

Интересно, что и в сентябре-октябре территории Уральского региона продолжают привлекать туристов. Так сервис бронирования жилья TVIL.ru определил десятку самых популярных субъектов РФ в бархатный сезон. Рейтинг составлен по данным бронирования отелей, апартаментов и гостевых домов для проживания с 1 сентября по 15 октября 2017 года. Из уральских субъектов в топ-10 вошли Оренбургская и Свердловская области, занявшие соответственно шестое и седьмое места (первое место — у Краснодарского края). По данным организатора рейтингового исследования, в Свердловской области в первой половине осени 2017 года отдыхающие бронировали жилье в среднем на пять ночей и тратили на проживание 1,5 тыс. рублей в сутки. Дешевле всего из первой десятки в бархатный сезон было отдохнуть в Оренбургской области.