Внешэкономбанк на банковском форуме в Сочи объявил о формировании нового инструмента реализации инфраструктурных и предпринимательских проектов — Фабрики проектного финансирования. В качестве источников финансирования ВЭБ планирует использовать капитал институциональных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний. На мой взгляд, надежда на них может не оправдаться.
Привлечение средств НПФ представляется проблематичным. Фактически они располагают только деньгами, поступившими до 2014 года, когда прекратились отчисления накопительной части трудовой пенсии. Конечно, положение НПФ может улучшиться, например, если законодательно будет закреплена инициатива о льготном налогообложении для россиян, решивших добровольно откладывать средства на пенсию со своей зарплаты. Однако эта реформа вряд ли начнется ранее 2019 — 2020 годов.
Сейчас поступление денежных средств в НПФ происходит в основном благодаря переводу ранее аккумулированной накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России. Речь идет об отчислениях «молчунов» (тех, кто не определился, кому доверить работу с ними — государственному или негосударственному пенсионным фондам). Вновь полученный капитал НПФ, как правило, не заводят на депозиты, а вкладывают в ценные бумаги — акции и облигации, в том числе государственные. НПФ чаще всего инвестируют в долгосрочные финансовые инструменты, поэтому быстро вывести уже вложенный капитал и направить инвестиции в Фабрику проектного финансирования будет сложно. Депозиты у НПФ также открыты на длительный срок (3 — 5 лет). Сейчас заканчиваются стандартные трехлетние депозиты 2014 — 2015 годов, но инициаторы Фабрики не успеют предложить вместо них свои ценные бумаги: эта финансовая организация только создается.
Страховые компании сейчас также не располагают широкими возможностями для вложения капитала. Их расходы превышают доходы. Объем страховых резервов в последние годы существенно снизился. Автострахование физических лиц из драйвера рынка превратилось в тормоз. За первый квартал этого года активы и капитал страхового рынка выросли на 24,18%, а рентабельность вложений сократилась на 16%. Темпы прироста премий, основного источника средств, составляют 5%, за год они снизились на 7,7 п.п., сегмент каско сократился, ОСАГО убыточен. Обвал темпа прироста ОСАГО за год составил почти 39%. Средняя страховая премия по ОСАГО также сократилась. Сложная ситуация, в которую попали страховые компании, усугубляется ростом выплат — за минувший год на 5,2%. По обязательным видам страхования доля выплат выросла на 43,5%, по ОСАГО — на 46,5%. Коэффициент убыточности ОСАГО увеличился практически на 35%.
На мой взгляд, для развития Фабрики проектного финансирования необходимы принципиально иные источники — ценные бумаги новой организации могут быть интересны частным инвесторам. Облигации Фабрики имеют государственную гарантию, при этом их доходность выше доходности облигаций федерального займа.
Сейчас заканчиваются трехлетние депозиты 2014 года, имеющие очень высокую доходность — до 15% в год. Владельцы капитала, в первую очередь vip-клиенты, ради удержания которых и были реализованы в свое время депозиты под 15% годовых, встанут перед выбором, во что вложить освободившиеся денежные средства. Часть этих сбережений можно направить на приобретение ценных бумаг Фабрики проектов. Эти вложения, с одной стороны, будут способствовать развитию реального сектора экономики, а с другой — полностью безопасны, так как возврат гарантирован государством.
Можно построить модель привлечения таких средств с использованием нескольких инструментов инвестиционного финансирования, в частности паевых инвестиционных фондов (ПИФ). С 4 сентября 2016 года изменились требования к составу и структуре ПИФ. Теперь они делятся на фонды рыночных финансовых инструментов, финансовых инструментов, недвижимости и комбинированные фонды. Если новый эмитент выйдет на биржу, для массового инвестора будет эффективно создавать фонды рыночных финансовых инструментов, основным вложением которых станут инфраструктурные облигации новой Фабрики с государственной гарантией. Тогда паи фонда смогут приобретать неквалифицированные инвесторы, которые вкладывают денежные средства через индивидуальные инвестиционные счета.
Для квалифицированных инвесторов Фабрика может выпустить облигации, которые не будут допущены к торгам на бирже. Ценные бумаги заинтересуют владельцев капитала в том случае, если они будут иметь несколько большую доходность, чем облигации для неквалифицированных инвесторов. Квалифицированными инвесторами по закону являются банки, страховые компании, НПФ, управляющие компании, государственные корпорации и так далее. В условиях выпуска данных бумаг необходимо прописать, что облигации предназначены только для квалифицированных инвесторов. Более того, отдельные выпуски ценных бумаг можно создавать для выкупа отдельными компаниями, например, Сбербанком или ВТБ.
Профессиональные инвесторы смогут работать с ценными бумагами Фабрики в рамках стандартных стратегий доверительного управления (ССДУ). Этот механизм очень похож по принципу работы на ПИФ: профессиональный участник рынка ценных бумаг — доверительный управляющий — создает ССДУ, в который клиенты напрямую инвестируют денежные средства. Основным активом вложения ССДУ станет Фабрика проектного финансирования: в нее логично инвестировать до 70 — 75% средств учредителей управления. Остальная часть активов в рамках стратегии может быть направлена в бонды, акции и другие рыночные финансовые инструменты. Также ценные бумаги Фабрики проектного финансирования могут приобрести сами инвесторы, например, в рамках брокерского обслуживания.
Формулируя эту модель, мы исходим из того, что у населения есть деньги, и люди готовы их инвестировать под государственные гарантии.