Специалисты консалтинговой компании Infomost проанализировали цены на прямые рейсы по тарифу «туда-обратно» осенью 2017 года на сопоставимых по дальности маршрутах в разных уголках света. Вывод исследования: средние цены на авиабилеты в России ниже, чем в Европе и США.
Разумеется, в расчет не бралась покупательная способность населения: пока средняя зарплата в России в разы меньше средней зарплаты в США и Евросоюзе. Тем не менее задуматься есть над чем, ведь нередко можно услышать, что российские пассажиры разных авиакомпаний недовольны высокой стоимостью билетов. Что ж, давайте сравним. Согласно исследованию, минимальные доступные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года находились в диапазоне 5,5 — 6 центов США с пассажира на километр пути. Оказалось, что это в три раза ниже среднеамериканских (15 — 20 центов) тарифов, а также тарифов в среднем по миру (12 — 14 центов). Более того, минимальные тарифы российских классических авиакомпаний на отдельных маршрутах иногда достигали значения 3,5 цента, что было даже ниже, чем у зарубежных лоукостеров.
Сопоставляя маршруты дальностью до 2,5 тыс. км в разных частях мира, исследователи рассмотрели прямые рейсы, в частности по маршрутам в США Чикаго — Нью-Йорк (1145 км), в Евросоюзе Франкфурт — Мадрид (1447 км) и в России Москва — Сочи (1360 км). Минимальные тарифы «туда-обратно» в будние дни при покупке возвратных билетов за месяц до полета составили в пересчете на рубли соответственно 7180 рублей (124 доллара), 7980 рублей (138 долларов) и 5500 рублей (95 долларов).
При этом российские эксперты в авиационной отрасли отмечают, что чрезмерно низкие тарифы на авиаперевозки в нашей стране могут негативно сказаться на финансовом состоянии и будущем авиакомпаний.
— Мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров — снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров — уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству, — считает глава Infomost Consulting Борис Рыбак.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев уверен, что отрасли авиаперевозок неизбежно придется повышать тарифы на внутрироссийских направлениях:
— Насколько — это вопрос баланса между ростом издержек и возможным снижением пассажиропотока. Впрочем, судя по финансовой отчетности, острота проблемы касается скорее небольших и региональных перевозчиков, которые работают в убыток или едва сводят концы с концами. Первая пятерка авиакомпаний, из которых порядка 70% пассажиропотока приходится на «Аэрофлот», закончила прошлый год с прибылью и даже показала ее рост. Убыточность внутренних авиаперевозок компенсируется зарубежными рейсами, а также чартерными полетами в туристический сезон.
В этих условиях ведущие отечественные перевозчики стремятся проводить сбалансированную ценовую политику, стараясь привлекать пассажиров низкой стоимостью билетов не «вообще», а со строгими ограничениями по срокам вылета, сезонности, направлениям, а также вводя лимиты на супердешевые билеты. Такие разумные шаги можно рассматривать не в качестве демпинга, а как эффективную рекламную кампанию, направленную на повышение процента занятости пассажирских кресел в низкий сезон или для раскрутки отдельных направлений.
Так, на днях низкобюджетная авиакомпания «Победа» запустила грандиозную распродажу для повышения доступности авиаперевозок и стимулирования спроса в условиях краха «ВИМ-Авиа».
В период с 4 по 6 октября авиакомпания предложила 50 тысяч билетов стоимостью 499 рублей с учетом всех аэропортовых сборов по всем своим маршрутам. Билеты по новому минимальному тарифу были доступны для рейсов с вылетом в период с 29 октября 2017 года до 24 марта 2018 года. Снижение минимальной стоимости билета стало возможным благодаря новым правилам провоза багажа. Теперь клиенты российского лоукостера могут отказаться от обязательной ранее услуги провоза 10 кг зарегистрированного (сдаваемого в багажный отсек) багажа и сэкономить на перелете. По новым правилам в невозвратном тарифе включены только сам перелет и провоз ручной клади. Таким образом, учтены интересы и тех пассажиров, которые путешествуют «Победой» налегке, по статистике авиакомпании около 40% клиентов не пользовались правом провоза 10 кг багажа. Кроме того, «Победа» на 25% снизила тарифы на провоз негабаритного багажа и в среднем на 20% тарифы на перелет.
Ранее «Уральские авиалинии» также объявили о значительной скидке до 30% на ряд направлений по России, СНГ и за рубеж на вылеты в «зимний сезон» — с 25 сентября 2017 года до 15 апреля 2018 года. Акция продолжалась с 25 сентября по 8 октября, при этом количество мест было ограничено.
Для «Аэрофлота» как ведущего отечественного перевозчика снижение тарифов по отдельным направлениям носит не столько рекламный, сколько социальный характер. Так, с 2015 года авиакомпания реализует собственную программу «плоских» тарифов, которые не меняются ни в зависимости от времени, ни в зависимости от сезона покупки и перелета. Эта программа является важным инструментом обеспечения транспортной доступности удаленных и стратегически важных регионов страны — Дальнего Востока, Крыма, Калининградской области.
Сегодня сравнительно низкие цены на услуги отечественных авиакомпаний — это большое преимущество для жителей крупнейшей по территории страны мира, особенно в условиях возрастающей мобильности населения. Отчасти это выгодно и самим перевозчикам, ведь во многом благодаря этому объемы пассажирских авиаперевозок в России растут значительно быстрее, чем в среднем в мире. Вместе с тем это требует ответственного подхода авиакомпаний к планированию своей деятельности и ужесточения финансового контроля со стороны государства.11