Активная позиция

Артем Коваленко
30 октября 2017, 00:00

Тюменская область привлекает иностранные компании не только условиями реализации проектов, но и темпами экономического развития

МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ»
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев: «Мы работаем не только над крупными проектами с объемом инвестиций от сотен миллионов до сотен миллиардов рублей. Для нас важен каждый инвестор. И динамика развития региона говорит об эффективности такого подхода. Десять лет назад доля промышленности во внутреннем валовом региональном продукте составляла всего 9%. Сегодня этот показатель достиг почти 40%»

Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику за первые шесть месяцев этого года увеличился в два раза и достиг 14 млрд долларов. Об этом премьер Дмитрий Медведев сообщил на октябрьском заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, участники которого обсуждали упрощение административных

процедур. По мнению главы Минэка Максима Орешкина, позитивный настрой иностранных инвесторов связан с восстановлением российской экономики: «Пошел экономический рост и компании это ощущают на своих показателях, иностранный бизнес снова активно идет в Россию и видит долгосрочные цели развития».

Одним из ярких примеров притяжения зарубежного капитала является Тюменская область. Причина — особый деловой климат, созданный для реализации проектов. Только за последние три года в регионе было запущено 35 производств, функционируют три индустриальных парка, действуют программы поддержки производителей и инновационных компаний. Интерес к области подтверждают и итоги визита в Тюмень в октябре делегации международных компаний. Организаторами выступили Агентство инфраструктурного развития (АИР) Тюменской области и Ассоциация индустриальных парков (АИП). В состав бизнес-миссии вошли представители компаний из Германии, США, Японии, Италии, Франции, Бельгии и Люксембурга.

Возможности сотрудничества с областью и перспективы, которые открываются здесь для ведения бизнеса, представили иностранной делегации в Тюменском технопарке заместитель губернатора Вадим Шумков и генеральный директор АИР Андрей Саносян.

В Богандинском и Боровском индустриальных парках бизнесмены увидели, как работают инвесторы, кто им помогает, когда парки будут полностью заполнены. Делегация посетила завод Baker Hughes в Тюмени и Антипинский промышленный узел. Второй день бизнес-миссии прошел в Тобольске, где инвесторы побывали на заводе «Тобольск-Полимер» и познакомились с ходом строительства комплекса «Запсибнефтехим» — одной из крупнейших инвестиционных площадок страны.

Как регион конкурирует за инвесторов и как иностранцы оценивают условия ведения бизнеса в Тюменской области?

Правильное место…

Один из ключевых критериев для иностранного бизнеса — самочувствие зарубежных инвесторов, уже представленных на территории. «Когда компания приходит в незнакомую страну или страну, где у нее есть торговое представительство, но пока нет организованных производств, прежде всего она обращает внимание на иностранный бизнес, который уже локализовался, — убежден сопредседатель правления АИП Максим Паздников. — При этом японцы всегда будут смотреть, как работается японским компаниям. Немцы обращают внимание на немцев, консультируются с ними о слабых и сильных сторонах региона. Именно поэтому такие бизнес-миссии очень ценны, они дают возможность на месте пообщаться иностранцам, услышать опыт компаний, которые уже реализовали здесь проект».

«Презентации в Москве и Германии — конечно, хорошо, но приехать на действующий завод, поговорить с коллективом, узнать о помощи в развитии бизнеса — еще полезнее, и это мы поддерживаем», — согласилась директор департамента по работе с фирмами-членами Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) Кристина Франк.

— Мы с первого шага увидели поддержку, которую здесь оказывают инвесторам. Это и стало главным фактором при выборе места для бизнеса. Нас сопровождали, помогали решать административные вопросы, и это очень важно, — рассказал участникам бизнес-миссии о преимуществах региона вице-президент по СНГ DynaEnergetics (мировой лидер по производству перфорационных систем и систем по оснащению и испытанию скважин), гендиректор компании DynaEnergetics Сибирь Вильгельм Зонненберг. — Плюс то, что основная добыча нефти и газа сосредоточена на севере Тюменской области — это упрощает поставки, логистику, открывает большие возможности. Считаю, что Тюмень — место правильное. Это еще и красивый город, культурный, здесь можно с комфортом жить, работать и строить бизнес.

— Кроме поддержки и полного сопровождения проекта большую роль сыграл вопрос с кадрами, — дополнил коллегу директор филиала компании Schattdecor (один из ведущих производителей декоративных поверхностей) Артур Кнауб. —

В Тюмени хорошие работники, высококвалифицированные. Мы сотрудничаем с вузами, лесотехникумом, берем ребят на практику, к нам приходят достойные молодые специалисты. Все это положительно сказывается на ведении бизнеса. Еще один момент — географическое положение региона. Оно открывает новые рынки сбыта, например Казахстан.

По мнению Андрея Саносяна, когда иностранцы делятся мнением, как им работается в Тюмени, — это самая действенная реклама.

— Доказательством интереса американских компаний к Тюменской области служит то, что многие уже реализуют здесь крупные проекты, — подтверждает директор по коммуникациям Американской торговой палаты в России Инесса Грикурова.

Бизнес-миссия посетила производство силовых кабелей для нефтегазового сектора американской компании Baker Hughes, третьей по величине нефтесервисной компании в мире  023_expert_ural_43-1.jpg АССОЦИАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ
Бизнес-миссия посетила производство силовых кабелей для нефтегазового сектора американской компании Baker Hughes, третьей по величине нефтесервисной компании в мире
АССОЦИАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Еще один важный критерий — уровень экономического развития субъекта РФ. Уполномоченная Российско-германской ВТП в Уральском федеральном округе Марина Чеботаева считает, что интерес к региону со стороны немецких инвесторов закономерен: «Тюменская область — единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до Казахстана на юге. Вместе с

АО является крупнейшей областью в России. В области находится основной нефтегазоносный район России и один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира — Ханты-Мансийский АО — Югра, который также занимает третье место в рейтинге социально-экономического положения регионов России и второе место по масштабу экономики в России. Поэтому понятен и интерес к области — там, где растет и развивается бизнес, там и востребованы высокие технологии из Германии».

— Американская торговая палата (АТП) в России планирует региональную программу, ориентируясь на интересы компаний, и мы слышим от них, что Тюмень — один из ключевых регионов для развития бизнеса. Кстати, в рейтинге Агентства стратегических инициатив Тюменская область в числе первых, — подчеркивает вице-президент АТП по работе с государственными органами Наталья Шнайдер. — Наиболее активны компании в тех регионах, где создаются комфортные условия для инвесторов. Они следят за рейтингами, видят, в каких регионах улучшаются условия для ведения бизнеса, сами участвуют в опросах, по результатам которых составляются рейтинги инвестпривлекательности. И тот факт, что мы организовали участие наших компаний в бизнес-миссии в Тюмень, подтверждает их интерес к региону. Среди компаний, активно развивающих бизнес в регионах РФ, можно назвать Caterpillar, Coca-Cola, GE, McDonalds, Mars, PPG, P&G и многие другие. 

…и грамотная кампания

Наталья Шнайдер оценивает результаты бизнес-миссии как успешные: «Делегация АТП насчитывала 15 человек и включала представителей из самых разных секторов — химической промышленности, включая нефтехимию и промышленные газы, FMCG, фуд-ритейла, сервисных компаний. Коллеги с интересом участвовали в обсуждениях, знакомились с примерами успешного развития бизнеса в регионе, осматривали индустриальные площадки. По итогам поездки мы получили очень позитивные отклики, и не сомневаемся, что это был не просто бизнес-туризм».

— Тюменская область занимает активную позицию по привлечению инвесторов, проекты носят большой размах, охватывают разнообразные отрасли и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Условия предлагаются действительно привлекательные, — проанализировал инвестиционную политику региона генеральный директор компании «Вюрт-Евразия» (предприятие немецкого концерна Adolf Wurth GmbH & Co. KG) Павел Неганов. — Филиал нашей компании в Тюмени открыт уже давно, там мы планируем оставаться и развивать свою деятельность и в дальнейшем. Безусловно, мы также заинтересованы в приходе новых зарубежных компаний в регион, намерены поддерживать и сохранять имеющиеся бизнес-контакты и устанавливать новые связи.

Кристина Франк в числе перспективных направлений для совместной работы назвала машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность, энергетику, текстильное и швейное производство, АПК, фармацевтику.

— Наши компании работают в самых различных секторах. И даже когда они непосредственно не создают производственные объекты, их инвестиции и их деятельность вызывают потребность в создании новых производственных мощностей или росте производственной деятельности, — оценила перспективы сотрудничества Наталья Шнайдер. — Наглядный пример — это предприятия фуд-ритейла, вокруг которых большая экосистема производственных объектов, в том числе в сфере животноводства. Их инвестиционная активность всегда дает большой синергетический эффект. 

— Эта бизнес-миссия была очень представительна, наряду с членами Российско-германской ВТП в ней принимали участие японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), представители американской, французской торгово-промышленных палат. У каждого из участников миссии были собственные цели в этой поездке, у тех, кто ехал в Тюменскую область первый раз — знакомство с областью и бизнес-климатом на месте, у тех, чьи подразделения и производства уже работают в регионе, — обновить впечатления, найти новые контакты на самом высоком административном уровне, — подвела итоги Марина Чеботаева. — Интересно было посетить промышленные предприятия. Принимающая сторона очень ярко рассказала об имеющихся инвестиционных проектах, о потребностях региона, о возможностях. Задача бизнеса — не упустить эти возможности.

Когда компания приходит в незнакомую страну или страну, где у нее есть торговое представительство, но пока нет производств, она прежде всего обращает внимание на уже локализованный иностранный бизнес