Правила хранения прав

30 октября 2017, 00:00

Крупность не является преимуществом регистраторской компании. Главный фактор конкурентоспособности — качество и удобство электронных сервисов, убежден генеральный директор АО «Ведение реестров компаний» Сергей Лаппо

Генеральный директор АО «Ведение реестров компаний» Сергей Лаппо
Читайте Monocle.ru в

Грамотное отношение к вопросам фиксации прав собственности в современном мире превратилось в один из элементов деловой культуры. Реестр акционеров — это уже не просто список фамилий, это отражение отношений между владельцами бизнеса. О тенденциях рынка регистраторских услуг мы разговаривали с генеральным директором АО «Ведение реестров компаний» Сергеем Лаппо.

— Сергей Станиславович, какие изменения в части соблюдения правил фиксации прав собственности произошли в законодательстве в последние годы?

— В 2008 году АО свыше 50 акционеров передали работу по ведению ре­естров акционеров независимым регистраторам, с 2014 года это правило было распространено на все юридические лица в форме АО. Это привело к значительному одномоментному росту клиентов компаний-регистраторов. Однако кризисные явления в экономике отра­зились и на нашем рынке: мы наблюдаем снижение количества клиентов из-за роста банкротств и ликвидации акционерных обществ. Новых субъектов предпринимательской деятельности появляется не много.

— Какие факторы влияют на структуру затрат регистраторской компании?

— В последнее время существенную часть себестоимости услуг составляют расходы на выполнение требований регулятора. ЦБ постоянно вводит новые правила (от ПОД/ФТ и до систем управления рисками, внутреннего аудита, внедрения форматов XBRL и проч.). Сейчас мы готовимся к переходу на бухгалтерские стандарты МСФО.

— Что определяет конкурентоспособность современной регистраторской компании?

— Прежде всего это широкий спектр услуг. Мы помимо хранения (ведения) реестров, услуг по проведению собраний под ключ (счетные комиссии, рассылка, предоставление помещений) оказываем ряд консалтинговых услуг по корпоративным вопросам.

Особое внимание — электронным сервисам. В первую очередь развитию функции личных кабинетов как для акционеров, так и для эмитентов. В современном мире, где многие отношения переводятся на дистанционный уровень, регистратор должен обеспечить для акционеров возможность проведения операций в удаленном режиме. Мы эти технологии создали и сейчас активно продвигаем. Кроме того, мы развиваем удаленное электронное голосование (в связке центральный депозитарий — регистратор). Цифровизация коснулась и взаимодействия регулятора с профучастниками, все профучастники сейчас обязаны работать через свои личные кабинеты, обработка отчетов профучастников в регуляторе происходит в электронном режиме.

— Сергей Станиславович, по вашему мнению, насколько эффективно сейчас идет совершенствование законодательства в части хранения информации о правах собственности?

— В целом законодатель стоит на стороне интересов эмитента. Но в этом процессе иногда появляются противоречивые решения. Так, например, не так давно в результате принятия поправок в ФЗ о РЦБ ст. 8.6. «Обеспечение конфиденциальности информации держателями реестра и депозитариями» был принят другой принцип выдачи информации, по которому эмитент оказался сильно ограничен в получении информации из реестра. Ранее всегда был принцип: эмитент — владелец реестра (и информации в нем). В итоге данной нормы его лишили «собственности» на свой реестр. И наши сервисы — информационно-аналитические системы удаленного доступа, позволяющие эмитенту обладать актуальной информацией 24 часа в сутки в оперативном режиме, враз оказались выброшенными за борт. Более того, регистратор жестко наказывается регулятором крупными штрафами за необоснованную выдачу информации из реестра эмитенту. Нонсенс, но это имеет место. При этом другие субъекты активно пользуются правами запроса информации, предусмотренными специальными ФЗ. Причем если это предусмотрено специальным ФЗ, то это, как правило, бесплатно. Это и судебные приставы, которые ищут имущество должников, и налоговые органы, которые проверяют налоги, и арбитражные управляющие, которым нужны контролирующие лица, и органы прокуратуры, которые исполняют антикоррупционное законодательство, всевозможные подразделения ЦИК. Причем в запросах нет стеснения в объемах информации — запрашивается весь реестр. Возникает вопрос. В чем тогда смысл конфиденциальности, когда эмитенту нельзя, а госоргану — пожалуйста?

— Довольно продолжительное время регулятор исходил из принципа, чем крупнее регистратор, тем надежнее. Это направление политики по-прежнему актуально?

— Тренд регулятора на укрупнение регистраторов сохраняется.

Появилась группа регистраторов РОСТ-НРК. Сейчас, возможно, прорабатывается объединение двух банковских регистраторов «Статус» (Сбербанк) и «Регистратор ВТБ».

Мы же считаем, крупность не является главным преимуществом в качестве обслуживания при наличии развитых, в том числе электронных, сервисов. В современном мире главным фактором конкурентоспособности является не широкая сеть филиалов с огромными офисами, а уровень удобных онлайн-сервисов и соответствующих компетенций персонала. Услуги регистратора должны быть прежде всего доступными и удобными. У нас хорошо оснащенный офис, но мы стремимся, чтобы наши клиенты тратили минимум времени на его посещение.

Наша компания в российском рейтинге регистраторских компаний занимает восьмое место. 23 года наши клиенты выбирают ВРК именно из-за высокого уровня качества сервиса, надежности и безупречной репутации.

620014, Свердловская обл., Екатеринбург, ул. Добролюбова, 16, 5 этаж

Тел. (343) 2830216

Факс (343) 2830219

E-mail: info@vrk.ru

Дополнительный офис: 620014, Свердловская обл., Екатеринбург, пр. Ленина, 28

Тел. (343) 3776723

www.vrk.ru