Одним из лидеров по динамике выручки стал по итогам 2016 года сектор АПК. Стимулы роста — девальвация и государственный курс на импортозамещение. Сейчас важно закрепить эти достижения, чтобы развиваться дальше. В 2016 году PwC провела исследование «Доверяй, но проверяй: новые вызовы и возможности на продовольственном рынке», в котором приняли участие 38 крупнейших компаний (суммарная выручка 200 млрд рублей), работающих на российском продовольственном рынке. Один из ключевых выводов: «Повышение доверия к российским продуктам питания становится первостепенной задачей, решение которой открывает огромные возможности для развития отрасли как в российском, так и в мировом масштабе». Как предприятиям АПК сформировать правильные стратегии в новой фазе развития экономики, рассказывает управляющий партнер офиса PwC в Екатеринбурге Максим Мациборко.
Избирательные и экономные
— Максим, какие факторы определяют сегодня спрос на продовольствие в мире, чем руководствуется потребитель, выбирая продукты питания?
— Мировой спрос на продовольствие меняется в силу двух факторов.
Первый — рост населения Земли с 7 до 9 млрд человек к 2050 году. По нашим прогнозам, он приведет к 70-процентному увеличению объемов производства и потребления продукции сельскохозяйственного производства. Второй фактор — растущая требовательность и грамотность потребителей: они хотят получать продукты более высокого качества, в частности халяльные и экологически чистые. Цифровые технологии (мобильная связь и социальные сети) позволяют потребителям оперативно коммуницировать и получать информацию и о новых продуктах, и о скандалах, связанных с ухудшением качества уже производимых. Обеспечение необходимого уровня доверия к продуктам питания — один из наиболее серьезных вызовов, с которым сталкиваются продовольственные компании на фоне происходящих изменений.
— Какие тенденции характерны для отечественного рынка?
— В целом ситуация на российском продовольственном рынке находится под влиянием глобальных тенденций, но имеет особенности. Главная — в 2014 — 2015 годах доходы населения сократились, люди перешли на «экономную» модель потребления. В ее рамках покупатели стали отдавать предпочтение более дешевым товарам, а продукты из более дорогих сегментов приобретать по промоакциям. Потребители сегодня более избирательны, научились читать этикетки, отличая полезные ингредиенты от вредных добавок. Снизилась доля спонтанных покупок. Еще одна тенденция, характерная для крупных городов, — выбор продуктов с коротким сроком годности. В регионах предпочтение чаще отдается товарам с более длительным сроком хранения. Производителям необходимо учитывать все это в своих стратегиях.
Вызовы экспорта
— Многие российские производители продуктов питания в период кризиса вышли на внешние рынки. С какими сложностями они столкнулись? Рынки каких стран наиболее перспективны для экспорта?
— Действительно, импортозамещение и выход на внешние рынки — важнейший тренд российского продовольственного рынка. Нам есть чем гордиться: за три года доля импортных продовольственных товаров в российской рознице уменьшилась, по данным Росстата, с 36% до 23%. По мере заполнения ниш на внутреннем рынке некоторые компании АПК начали активно осваивать экспортное направление. Так, в 2016 году РФ сохранила мировое лидерство по экспорту пшеницы, на 9% вырос экспорт мороженой рыбы, на 23,9% — подсолнечного масла.
Приоритетны для развития продовольственного экспорта России рынки Китая и Азии в целом: здесь прогнозируется основной прирост населения Земли до 2050 года — 42%. На Китай в 2016 году, по данным Российского экспортного центра, пришелся максимальный объем экспорта — 10,1%.
Между тем, как показало наше исследование, при выходе на международные рынки российские производители сталкиваются с рядом вызовов. В первую очередь, как отмечают 63% опрошенных, экспорту препятствует высокая конкуренция: на внешних для нас рынках представлены сильнейшие местные и глобальные игроки, как правило, располагающие большими ресурсами для внедрения новых технологий и разработки продуктов, соответствующих международным стандартам качества и ожиданиям покупателей. Вторым по значимости препятствием (на него указывают 50% респондентов) является несоответствие продукции нормам и стандартам отдельных международных рынков. За решением этой проблемы кроются большие перспективы. Так, одним из интенсивно развивающихся сегментов является халяль. На 2014 год глобальный рынок халяльной продукции составил 17% от мирового рынка пищевой промышленности и оценивался в 1,1 трлн долларов. Этот стандарт критически важен для осуществления экспортных поставок в такие потенциально привлекательные регионы, как Ближний Восток и Азия. В качестве третьего по важности препятствия для развития экспорта 42% респондентов указали протекционистскую политику государств. Каждая страна ЕС, например, использует все возможности для того, чтобы обеспечить местным производителям преимущественное право работы на рынке, в том числе субсидии.
— Сегодня идет бурная дискуссия о применении цифровых технологий в экономике. Стоит ли этот вопрос на повестке дня у российских производителей продуктов питания и ритейлеров? Какой эффект ИТ могут дать?
— По мнению участников нашего исследования, информационные технологии значительно повышают управляемость бизнеса и прозрачность операций (82%), позволяют снизить издержки (71%), поднять качество выпускаемой продукции (63%) и уровень удовлетворенности потребителей (53%), снизить риски мошенничества (53%).
Предприниматели уже активно используют автоматизированные системы управления бизнесом (68% респондентов), системы отслеживания производственной цепочки (53%). На ближайшие пять лет в планах по внедрению лидируют технологии безотходного производства (39%), системы анализа больших данных (26%), автоматизированные системы управления бизнесом и системы отслеживания производственной цепочки (по 24%), «точное земледелие» (18%).
Возможности и резервы
— Какие резервы повышения эффективности производства есть у российских производителей, что из мировой практики они слабо используют?
— Кроме довольно больших резервов в области внедрения современных технологий, по нашему мнению, Россия сильно отстает в вопросах предотвращения потерь продовольствия и эффективной утилизации пищевых отходов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно в мире утилизируется 1,3 млрд тонн продуктов питания, это треть всех произведенных продуктов. Потери происходят на всех этапах производства, транспортировки и продажи продуктов вплоть до стола потребителя, а основные причины — неравномерный спрос и сложность планирования объемов закупок.
Проведенное нами исследование показало, что в 2016 году компании в среднем были вынуждены утилизировать 3% от всей произведенной продукции. Вместе с тем утилизировать не всегда означает выбросить. Зачастую нераспроданная продукция с истекающим сроком годности еще некоторое время сохраняет потребительские свойства, а значит, может быть передана на благотворительные цели. Это практикуется во многих европейских странах, например во Франции недавно был принят закон, запрещающий магазинам уничтожать непроданные продукты под угрозой штрафа. Менее четверти (23%) участников нашего исследования указали, что передают продукцию на благотворительные цели, а средний объем переданной продукции за год составил менее половины процента от общего объема продукции.
Для сокращения объемов утилизации целесообразно начать с главного — совершенствования производственного процесса, считают более 70% опрошенных компаний. Необходимо искать проблемные звенья в производственных цепочках, улучшать систему хранения продуктов, изменять технологии упаковки и, конечно, работать с «человеческим» фактором. Кроме того, нужно совершенствовать процессы транспортировки и хранения — об этом говорят 60% респондентов.
— Государственная политика поддержки АПК в кризис оказалась довольно результативной. Каких дальнейших действий от государства ждут участники исследования?
— По мнению большинства опрошенных нами компаний (92% респондентов), главной задачей государства на текущем этапе является стимулирование технологического развития агро- и пищепрома. Способствовать развитию АПК также должно льготное кредитование и предоставление госсубсидий на строительство, переоборудование и покупку техники (89%): без новой техники невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и выходить на новые рынки.
— Какие риски и составляющие успеха должны учитывать стратегии компаний АПК?
— В ходе исследования нам удалось выявить множество факторов, которые могут оказать негативное воздействие на бизнес компаний, занимающихся производством, переработкой и реализацией продуктов питания. Ключевые — меняющиеся спрос и требования покупателей, глобализация и интеграция цепочек поставок, ужесточение нормативов, с помощью которых госорганы контролируют производство продовольствия и его качество, технологический прогресс. Способность отвечать на эти вызовы определяет, насколько успешно компания сможет работать внутри страны и за ее пределами, сможет ли она завоевать, удержать и укрепить доверие потребителей.
А слагаемые успеха на современном этапе — это, по нашему мнению, развитая корпоративная культура, направленная на повышение доверия к продуктам компании; строгое соблюдение стандартов качества; прозрачная и эффективная цепочка поставок, позволяющая контролировать качество продукции в течение всего жизненного цикла — «от фермы до обеденного стола»; дальновидная и продуманная стратегия роста; внедрение технологий и инноваций, направленных на повышение эффективности и гибкости бизнеса; наличие процедур для предотвращения и работы с фактами мошенничества, а также управление рисками, связанными с доверием к продуктам питания в целом.