Николай Бердяев: «Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения». <…> «Революция — конец старой жизни, а не начало новой, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. Революция всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь, осуществляющих больше правды».
<…> «Коммунизм в этой форме, в какой он явился в России, есть крайний этатизм. Это есть явление чудовища Левиафана, который на все накладывает свои лапы. Советское государство… есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство». <…> «Это единственная власть, выполняющая хоть как-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей».
Иван Ильин: «Революция состоялась в России потому, что была подготовлена в душах людей. С одной стороны, росло сочувствие ей; с другой стороны, падала сопротивляемость. Но и то и другое не имело бы решающего значения, если бы социальная безыдейность и бездеятельность русского императорского правительства не разрешилась в сущий паралич воли, да еще во время такой войны. Нельзя, непозволительно удерживать в своих руках политическую власть, да еще неограниченную власть — да еще стоя во главе такой страны — и не вести волевую социальную политику, направленную к поднятию благосостояния народных масс».
<…> «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет» Это «катастрофа и безумие» не только в истории России, но и в истории всего человечества…».
Семен Франк: Революция подобна попытке «с помощью взрыва исправить недостатки паровой машины» или с помощью землетрясения «установить целесообразную распланировку улиц города». <…> «Как бы ни были глубоки, настоятельны, глубоки и органичны потребности общества, не удовлетворяемые «старым порядком», революция никогда и нигде не есть целесообразный, осмысленный способ их удовлетворения. <…> В конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказывается в худшем положении, чем до нее…».
<…> «Главное трагическое недоразумение русской революции, своеобразное содержание ее трагической бессмысленности — <…> революция эта основана была на демократическом движении, на начавшемся еще с момента освобождения крестьян в стихийном процессе бытовой «демократизации», проникновении низших слоев во все области общественной, государственной, культурной жизни, процессе, внутренне руководимым влечением крестьянства к самостоятельности и самочинности, т.е. в сущности, собственническим инстинктам. <…>»
<…> Социализм увлек народные массы «не своим положительным идеалом, а своей силой отталкивания от старого строя. <…> По существу, это была всероссийская пугачевщина начала ХХ в.».
Георгий Плеханов: Нет «объективных условий, нужных для углубления революции в смысле замены капиталистического строя социалистическим. <…> Русская история не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».
<…> «Страна не может быть великой, пока бедны ее граждане. В богатстве граждан — богатство государства. Истинное величие страны определяется не ее территорией и даже не ее историей, а демократическими традициями, уровнем жизни граждан. Пока граждане бедны, пока нет демократии, страна не гарантирована от социальных потрясений и даже от распада».
Антон Деникин: «Главный, более того, единственный вопрос, который глубоко волновал душу крестьянства, который заслонял собой все прочие явления и события — вымученный, выстраданный веками вопрос о земле».
<…> «Нет душевного покоя. Каждый день — картина хищений, грабежей, насилий по всей территории вооруженных сил. Русский народ снизу доверху пал так низко, что не знаю, удастся ли ему подняться из грязи».
Эдуард Халлетт «Тэд» Карр: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и, вполне вероятно, историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в своих оценках ее, как это было в свое время с Великой Французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие — проклинать за преступления и катастрофу. Русская революция была первым открытым вызовом капиталистической системе, которая в Европе к концу XIX столетия достигла своего апогея. То, что революция разразилась в разгар Первой мировой войны и частично была ее результатом, вряд ли случайное совпадение. Война нанесла удар по международной капиталистической системе, сложившийся к 1914 году, и обнажила ее внутреннюю нестабильность. Революцию можно рассматривать и как следствие, и как причину упадка капитализма».
P.S. Заявление администрации президента США от 7 ноября 2017 г. по случаю Национального дня жертв коммунизма: