Сварщик стал чемпионом. Что с этим делать?

Павел Кобер
13 ноября 2017, 00:00

Россия ищет выгоды для национальной промышленности от участия в WorldSkills, параллельно воздействуя на трансформацию этого международного движения

ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Читайте Monocle.ru в

4 Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2017 прошел 3 — 7 ноября в Екатеринбурге. Молодые специалисты (от 18 до 28 лет) соревновались в 31 компетенции: электромонтаж, промышленный дизайн, токарные работы на станках с ЧПУ, изготовление прототипов, лазерные технологии и др.

Уральская столица с 2014 года служит постоянной площадкой для проведения мероприятия. В нем участвуют победители чемпионатов, проводимых на производственных площадках российских госкорпораций и крупных промпредприятий. В других городах России также ежегодно проводится национальный чемпионат «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia среди студентов средних профессиональных образовательных организаций (от 16 до 22 лет), а также школьников (от 10 до 17 лет).

Все эти соревнования, включая окружные и отраслевые, проходят по стандартам WorldSkills International — международной некоммерческой ассоциации, основанной в 1950 году для популяризации рабочих профессий, повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Россия здесь пока новичок, поскольку присоединилась к этому движению только в 2012 году, но сделала это явно не с абстрактной целью повышения национального престижа. Для этого нам хватает и Олимпиады. Задача куда практичнее — использовать наработанные в ходе чемпионатов WorldSkills компетенции и навыки медалистов для создания современных методик обучения рабочим профессиям в среднеспециальных учебных заведениях, а также для модернизации производственных процессов и повышения производительности труда на самих предприятиях.

Занятие для победителя

За пять лет российских чемпионов появилось уже достаточно. Теперь важно, чтобы «спорт высоких достижений» не стал принадлежностью касты, а соприкоснулся с массами «спортсменов-любителей».

Проблема в том, что само движение WorldSkills International в этом слабый помощник, поскольку многие страны участвуют в международных соревнованиях именно ради национального престижа, а золотые медалисты заняты исключительно тем, что готовят новых чемпионов. К реальному производству это не имеет отношения.

Российские предприятия тоже пока не совсем понимают значимость чемпионов WorldSkills. Победитель национального чемпионата WorldSkills по компетенции фрезерные работы на станках с ЧПУ Петр Кузнецов рассказывает, что у него возникли трудности с признанием квалификации при устройстве на работу на Новосибирский авиационный завод им. Чкалова (филиал компании «Сухой»):

— У меня был четвертый разряд, подтвержденный WorldSkills. При трудоустройстве я согласился работать на условиях предприятия. Мне сказали: у тебя будет испытательный срок и третий разряд. То есть снизили квалификацию.

— Петр пришел на завод уже в ранге победителя национального чемпионата. Но помимо стандартов WorldSkills нам важна отраслевая тематика, — объясняет директор по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации Любава Шепелева. — Для нас в первую очередь показателем является результат на корпоративном чемпионате, потому что там все задания идут с авиа­ционной тематикой. Сейчас мы тесно работаем с WorldSkills по признанию результатов демонстрационных экзаменов, которые могли бы сдавать учащиеся наших техникумов и колледжей, и также, как победители региональных и отраслевых чемпионатов, могли бы приходить к нам на работу с уже подтвержденной квалификацией.

Директор компании HeadHunter Урал Анна Хвостова констатирует, что биографическое резюме постепенно уходит в прошлое, теперь работнику важно представлять себя как носителя профессиональных навыков:

— При приеме на работу работодатели продолжают смотреть в трудовую книжку, но тенденция рынка такова, что оценивать будут не столько трудовой путь, который человек прошел, сколько те навыки, которые он имеет: умение выполнять определенное задание, работать в команде, реализовывать конкретный проект.

Но если речь идет о молодых людях, еще не имеющих производственного опыта, то получить необходимые для профессионального роста навыки можно только в учебном заведении.

— У колледжей и техникумов низкий уровень компетенций, он недостаточен для реальной работы в отрасли с реальным оборудованием. Когда к нам приходят на практические занятия учащиеся этих учебных заведений, нам невозможно передать опыт за столь короткий промежуток времени. Программы WorldSkills нужно внедрять в систему обучения колледжей, — считает российский чемпион WorldSkills по компетенции сварочные технологии Дмитрий Кучерявин.

Саймон Бартли считает, что деятельность WorldSkills лишится смысла, если не будет обратной связи с работодателями 013_expert_ural_46-1.jpg
Саймон Бартли считает, что деятельность WorldSkills лишится смысла, если не будет обратной связи с работодателями

Сегодня Дмитрий работает в центре компетенций, который создается в системе Росатома. Важно, что чемпион не только тренирует других участников чемпионатов WorldSkills, но и участвует в создании передовых методик обучения для колледжей и техникумов. Его ученик Вадим Миндигалиев, ставший серебряным медалистом российского чемпионата WorldSkills, сейчас работает мастером производственного обучения в Озерском техническом колледже (Челябинская область), а вскоре, вероятно, также перейдет на работу в центр компетенций Росатома.

— Они начинают участвовать в изменении системы подготовки кадров. Мы меняем ее не в кабинетах. Дмитрий Кучерявин сначала будет внедрять ее в нашем отраслевом центре компетенций, а потом мы будем это транслировать в наши базовые учебные заведения. Это самое главное, — подчеркивает генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина.

О том, что цепочка «чемпионаты World­Skills — профобучение — работа на производстве» оказалась действенной, говорит первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов:

— Когда в 2014 году возникла идея проведения национального чемпионата World­Skills именно в формате хай-тек, то есть в высокотехнологичных отраслях, это был серьезный вызов для наших промышленников, потому что средний возраст рабочих — 50 лет и более. Особого желания идти в рабочую профессию у молодежи не было. Но тот формат, который был определен, устроил промышленные предприятия, сегодня у нас на чемпионате представлены уже более 30 крупных холдингов. Во многом благодаря развитию этого движения начали системно решаться кадровые вопросы. Мы видим, что рабочие в среднем становятся моложе.

Россия внесла обеспокоенность

Посетивший чемпионат в Екатеринбурге президент WorldSkills International Саймон Бартли считает, что участие России и других стран БРИКС придало импульс к переменам в этом международном движении, и признает это позитивным моментом.

— Господин Бартли, движению World­Skills уже больше шестидесяти лет. Почему Россия присоединилась к нему так поздно, только в 2012 году? Были проблемы во взаимодействии?

— Движение WorldSkills значительно трансформировалось после 2005 года, приобрело совершенно иной уровень качества. И только после этого Россия, Китай и Индия присоединились к нему. Поэтому не надо так формулировать вопрос как проблему — почему так поздно. Вероятно, Россия вступила именно тогда, когда смогла получить от этого наибольшую пользу. И так сделала не только ваша страна. В 2005 году у нас было 49 стран-членов, сейчас — 78.

WorldSkills очень выиграла от присоединения России. Ваша страна получает доступ к стандартам и общим практикам, для нее это очень выгодно. Но также это очень большой плюс для стран, которые уже являются членами движения.

— Что именно Россия привнесла в WorldSkills за время участия?

— Это новые идеи. Это реальная обеспокоенность по поводу того, чтобы в наборе навыков WorldSkills отражалась самая передовая сторона развития мировой индустрии.

— Насколько победы в чемпионатах отражают квалификации человека, которые он использует в ежедневном труде на производстве?

— Без сомнения, любой человек, который становится чемпионом на национальном уровне или в международных соревнованиях, имеет определенные характеристики, которые делают его более успешным в будущей карьере. В 2011 году мы заказали исследование ведущим университетам Великобритании, Финляндии и Австралии с целью изучения характеристик чемпионов. И оно показало наличие у победителей WorldSkills не только более высоких индивидуальных качеств, но и мотивации, того, что нужно университетам и работодателям для нацеленности на командную работу, на позитив, на решение проблем. Эти характеристики — общие для чемпионов и для людей, которые преуспевают в жизни.

— С каким образованием нужно готовить больше специалистов для будущей экономики — средним или с высшим?

— С одной стороны, правительства многих стран должны восполнить пробел в части профессионального образования: целые поколения выросли с мыслью, что ты должен окончить университет, иначе не будешь успешным. Важно поднять профессиональное образование на достойный уровень во многих странах. Машина будущего будет разработана инженером будущего, но нужны техники, которые будут ее создавать и обслуживать. Меняются мир и общество. Очевидно, что меняются и контуры рабочего процесса. И мы не можем по старинке четко различать — вот это рабочие, а тут — инженеры, в одной компетенции совмещаются инженерные и рабочие составляющие. Вступление университетов в движение WorldSkills — логичный ответ в связи с пересечением всех этих процессов.