Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури (Мелеуз, Башкортостан) сократил поголовье индейки в 15 раз, до 45 тыс. голов. Сокращен и персонал — с 1,5 до 0,8 тыс. человек. На 25 сентября долг по зарплате достиг 25 млн рублей, с марта предприятие не перечисляет и налоги в местный бюджет. Операционно убыточным предприятие стало в 2016 году, следует из данных «СПАРК». При выручке 3,1 млрд рублей убыток от продаж составил 336 млн рублей, хотя годом ранее было 25,8 миллиона прибыли от продаж при выручке 3,28 млрд рублей. Чистый убыток в 2016-м составил 898 млн рублей против 91,7 миллиона годом ранее.
Россельхозбанк пытается взыскать с птицеводческого комплекса почти 486 млн рублей задолженности. Кроме того, Минсельхоз Башкирии требует от предприятия вернуть 47,8 млн рублей выданных субсидий. В базе арбитражных судов зарегистрированы несколько исков к предприятию от разных компаний, в частности в сентябре иск о взыскании более 6,6 млн рублей задолженности представил «Газпром межрегионгаз Уфа». Поэтому налоговая служба, межрайонная ИФНС России № 25 по РБ уже заявила о намерении подать заявление о банкротстве птицеводческого комплекса.
Производственная мощность комплекса, запущенного в 2007 году, рассчитана на 30 тыс. тонн мяса индейки в год. «По итогам 2016 года Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури, выпускающий продукцию под брендом “Индюшкин”, произвел 23,5 тыс. тонн мяса индейки в убойном весе», — оценивает консалтинговая компания Agrifood Strategies. С таким показателем предприятие было третьим производителем индейки в России после «Дамате» Наума Бабаева (60,8 тыс. тонн) и «Евродона» Вадима Ванеева (59,9 тыс. тонн). По прогнозам игроков, по итогам 2017 года третье место на рынке производства индейки поделят между собой тульский «Краснобор» и новый игрок на рынке — входящее в «Черкизово» предприятие «Тамбовская индейка»: обе эти компании произведут в этом году примерно 22 тыс. тонн индейки.
Учредителями ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури» на паритетных началах являются Дамир Камилов и Нелли Юсупова. Их доли находятся в залоге у Россельхозбанка, указано в ЕГРЮЛ. Собственники закредитованного предприятия пытались его продать за 2 млрд рублей, но сделка не состоялась из-за расхождений в оценке с потенциальными покупателями. Иные причины финансового краха предприятия, кроме закредитованности, не указываются, эпидемий и вспышек птичьего гриппа, подорвавших Евродон, на Башкирском птицеводческом комплексе имени Гафури не было.