Выступление в немецком Бундестаге российского школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко о «невинно погибших» солдатах вермахта, не по своей воле участвовавших в Сталинградской битве, проверит Генпрокуратура. С просьбой дать оценку речи ученика в надзорное ведомство обратился зампред комитета Госдумы по образованию и науке нижней палаты Борис Чернышов: «Мы хотя бы поймем, кто инициатор речи — учителя, родители, еще кто… Сейчас нужно понять следующее: это ошибка государства? Или ошибка школы? Или это системный сбой?».
Накануне с аналогичной просьбой в Минобразования решили обратиться в Общественной палате, сказала председатель ее комиссии по сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина. Она считает важным узнать, кто готовил мальчика к выступлению, «куда смотрели педагоги и родители».
Герой сообщения Николая Десятниченко попал в сталинградский котел, затем оказался в лагере для военнопленных, где «умер от тяжелых условий». Российский школьник посетил предполагаемое место его захоронения под Копейском Челябинской области и рассказал, что «увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать, они испытывали невероятные трудности во время войны».
Совершенно очевидно, что школьника и его гимназию попросту подставили политики. К каким еще выводам мог прийти Десятниченко, если он участвовал в российско-немецкой программе культурного обмена, предполагавшей рассказы российских школьников о немецких солдатах, а учащихся Германии — о советских в годы Второй мировой войны? Сам по себе информационный проект парадоксальным образом ставит знак равенства между захватчиками и освободителями.
Российско-немецкое молодежное сотрудничество началось в 2004 году с подписанием соответствующего соглашения президента Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера. Каждый год проводятся около 600 встреч, охватывающих примерно 15 тыс. участников и финансируемых немецким фондом «Германо-российский молодежный обмен» (DRJA) в размере 2 млн евро ежегодно. Вероятно, настало время провести ревизию программы такого сотрудничества, предлагаемой к реализации DRJA, ведь в списке проектов можно встретить, например, такие: «70-летие окончания Второй мировой войны. Новые пути знакомства с забытыми историческими местами, связанными с темами военнопленных и политических репрессий в Пермском крае», «Русские и немецкие символы во времена Великой Отечественной войны и в мирное время».