Сами с усами

Людмила Колбина
25 декабря 2017, 00:00

Начало производства сжиженного природного газа на заводе «Ямал СПГ» означает укрепление позиций России на энергетических рынках, находящихся под контролем конкурентов

Читайте Monocle.ru в

Крупнейший в России инвестиционный проект «Ямал СПГ» вступил в стадию реализации: 5 декабря на полуострове за Полярным кругом начато производство сжиженного природного газа (СПГ) на базе Южно-Тамбейского месторождения (доказанные и вероятные запасы газа по стандартам PRMS — 926 млрд куб. м). 8 декабря при тридцатиградусном морозе в присутствии президента России Владимира

Путина состоялась церемония пробной отгрузки первой партии СПГ в резервуары танкера-газовоза «Кристоф де Маржери».

Из ямальского порта Сабетта он отправился к азиатскому покупателю. Танкер — первый из серии 15 арктических ледокольных газовозов класса Arc7, заказанных для обслуживания проекта и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы. Судно названо в честь погибшего топ-менеджера Total Кристофа де Маржери, а нос его украшают усы — в память о человеке, чье имя он носит.

Мегапроект во льдах

Мегапроект стоимостью 27 млрд долларов предполагает строительство трех линий по сжижению газа по 5,5 млн тонн газа в год каждая. Запуск первой осуществлен в срок и в рамках запланированного объема инвестиций. В реализации этого этапа с июля 2012 года участвовали 15 стран мира, 700 российских предприятий из 60 регионов России, 32 тысячи отечественных и зарубежных специалистов ныне работают в поселке Сабетта. Ввод второй и третьей линий намечен на 2018 и 2019 годы соответственно с опережением графика. Досрочное появление на рынке СПГ с Ямала позволит оставить позади некоторые американские и австралийские заводы. СП планирует и четвертую линию «Ямал СПГ-2» на новых российских технологиях, продукция которой будет на 30% дешевле.

Оператор проекта — компания ОАО «Ямал СПГ», владеющая лицензиями на разведку и добычу углеводородов до 2045 года. Проект реализуется на основе совместного предприятия с российскойнефтегазовой компанией «Новатэк» (50,1% доли в акционерном капитале) и крупными международными партнерами (Total и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC — по 20%, китайский государственный Фонд «Шелковый путь» — 9,9%).

Промышленные поставки начнутся в апреле 2018 года. Более 95% объемов продукции проданы на 20 лет вперед. Покупателями выступают CNPC (4 млн тонн СПГ в год), трейдинговые подразделения Total (3 млн тонн) и Новатэк (2,38 млн тонн), Газпром (2,9 млн тонн), а также испанская компания Gas Natural Fenosa (2,5 млн тонн).

В качестве основных рынков сбыта «Ямал СПГ» определены государства Азиатско-Тихоокеанского региона — 83% всех поставок (остальное пойдет в Западную Европу). Будет проложен новый экспортный маршрут российского газа — Северным морским путем на восток через Берингов пролив. В ситуации резкого обострения международной конкуренции за ресурсы Арктического бассейна освоение Северного морского пути — важнейшая геополитическая задача. По оценке немецкой Die Welt, «Новатэк стал первым в мире предприятием, построившим терминал для СПГ севернее Полярного круга, где зимой температура воздуха опускается ниже 50 градусов».

Проект «Ямал СПГ» — частный, но государство заинтересовано в его реализации и всемерно поддерживает, поскольку цель — увеличение присутствия России на мировом энергетическом рынке. Владимир Путин обрисовал задачи: наращивать мощности по сжижению газа в России с максимальным участием российской промышленности. У нас до сих пор нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения СПГ, Газпром и Новатэк заняты ее скорейшей разработкой.

В 2019 году на Гыданском полуострове в Карском море планируется начать строительство нового завода в рамках еще одного крупного газового проекта — «Арктик СПГ-2», призванного обеспечить локализацию технологий крупнотоннажного сжижения газа. Этот проект должен стартовать в 2023 году; предполагается поставлять на мировой рынок 18 млн тонн СПГ в год. На полуостровах Ямал и Гыдан запасы природного газа позволяют производить более 70 млн тонн СПГ в год, что позволит стране войти в число крупнейших экспортеров СПГ в мире.

На рыночных качелях

На международном рынке СПГ экспортируют 19 стран. Россия по объему занимает в этом списке восьмое место с долей рынка 4,5%, к 2035 году ее планируется увеличить до 12% за счет расширения производства. Мировая СПГ-индустрия развивается ускоренными темпами, в рынок включается все больше игроков, к 2020 году объем мощностей удвоится, и ожидается, что производство выйдет на пик. Далее логично замедление роста спроса, нарастание профицита СПГ на рынке и усиление конкуренции. Основные отечественные мощности планируется ввести в эксплуатацию позже. Это может создать риски вплоть до вытеснения с мирового рынка.

Сегодня 70% мировых объемов СПГ отправляется в Азиатско-Тихоокеанский регион, и он сохранит доминирующие позиции. По прогнозам, основными потребителями будут Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд: их суммарные потребности к 2030 году вырастут в восемь раз.

Европейский рынок также набирает обороты: по прогнозу Ernst&Young, спрос на СПГ к 2030 году вырастет в три раза, с нынешних 47 млн до 150 млн тонн, причем удельный вес СПГ в импорте газа растет. По мнению заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, американский СПГ, который рвется на европейский рынок, конкурентом для российского СПГ здесь не будет. Основная проблема американского СПГ в том, что он выходит на мировой рынок в момент переизбытка предложения и падения цен, особенно в Европе. Американские СПГ-проекты рассчитаны на более высокие цены. У «Ямал СПГ» ситуация спокойнее, он заранее законтрактовался.

Экспортеров кратковременное снижение цен на рынке не пугает: все СПГ-проекты имеют большой срок окупаемости, их маркетинговая стратегия рассчитана на 5 — 10 лет и более. Однако пока ниши приходится искать в невыгодных условиях: по себестоимости поставок любой СПГ в мире (а это только треть экспортного газового рынка) проигрывает в данный момент газу трубопроводному. И здесь интересы США и России при реализации проекта «Северный поток-2» драматически сталкиваются в Европе.

Еще ряд трендов. Первый — по мере роста рынка и включения в него большего числа игроков он становится гибким и мобильным. На это указывает рост поставок СПГ по краткосрочным договорам (до четырех лет): на них приходится более четверти рынка, и эта доля продолжает увеличиваться, что позволяет при изменении спроса быстро переориентировать экспортные потоки.

Вторая тенденция — снижение стоимости морских перевозок СПГ за счет увеличения вместимости газовозов и разнообразия логистических маршрутов. Это сокращает расходы на транспортировку СПГ на 40% и позволяет производителям конкурировать с трубопроводными проектами.

Благодаря холодному климату Арктике требуется меньше удельной энергии на сжижение газа, чем аналогичным проектам, расположенным в южных зонах, что позволяет добиться более высоких объемов производства.

План или пропал

В России работает еще один завод СПГ — в рамках проекта «Сахалин-2» в поселке Пригородное (9,6 млн тонн в год). Запланировано еще несколько СПГ-проектов. Максимальный прирост мощностей в России ожидается в 2018-м и последующие годы. Если все заявленные на сегодня проекты будут реализованы, то к 2020 году мощности составят порядка 55 млн тонн СПГ в год. По прогнозам западных аналитиков, мощности в мире к этому времени вырастут до 580 млн тонн. К 2025 году, полагают в Минэнерго, Россия сможет производить не менее 60 млн тонн СПГ, то есть увеличить долю на мировом рынке СПГ до 13%. Российские газовые компании настроены еще более оптимистично. Так, руководство Новатэка считает, что к 2025 — 2030 годам страна может занимать 15 — 20% мирового рынка.

Рынок СПГ не только меняет всю мировую торговлю природным газом, но и меняется сам. Избыток предложения делает его рынком покупателя, который требует новых ценовых формул и максимальной гибкости поставок. Производители СПГ под двойным ударом: низкие цены не способствуют финансированию новых проектов, а покупатели не хотят заключать долгосрочные контракты (для производителя они — гарантия по кредитам для финансирования строительства).

Ожидается, что строительство новых СПГ-заводов позволит закрывать спрос в начале 2020-х, когда текущий избыток газа на рынке исчезнет. Основной посыл Новатэка в презентации Стратегии до 2030 года — среднегодовые темпы роста добычи 5,9% и 4,0% для природного газа и жидких углеводородов соответственно.

В число точек роста наряду с запуском новых месторождений, ориентированных на внутренний рынок газа, и разработкой залежей входит расширение производства СПГ. Сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал СПГ» темпов не снижает.