Орск, моя несчастная малая родина. Тебя убивали радиацией от атомной бомбы, взорванной над Тоцким полигоном. Травили газами десятков промышленных предприятий. Накачивали наркотиками из соседней Средней Азии. И вот теперь новая напасть — авиакатастрофа. Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», вылетевший 11 февраля из столичного аэропорта Домодедово в Орск, потерпел крушение в Раменском районе Подмосковья. На борту лайнера находились 65 пассажиров и шестеро членов экипажа, все погибли. Межгосударственный авиационный комитет завершил расшифровку данных параметрического самописца разбившегося самолета и назвал одну из возможных причин авиакатастрофы: к неполадкам могло привести обледенение датчиков приемников полного давления, которые замеряют скорость самолета. Обогрев приемников был выключен.
Окончательные выводы делать пока рано, отметим лишь, что с 2006 года произошло десять крупных катастроф самолетов гражданской авиации России, примерно в 80% случаев причиной крушения становился человеческий фактор. Ошибки совершали либо члены экипажа, либо наземные службы.
— К сожалению, одной из причин такой неутешительной статистики является человеческий фактор, — комментирует заведующий кафедрой экономической теории Государственного университета управления (Москва) Сергей Лукьянов. — Эксперты объясняют это отчасти и тем, что в ряде авиакомпаний имеет место переучивание пилотов воздушных судов советского производства на иностранную технику. А здесь есть свои нюансы, например, авиагоризонт — на советских самолетах и иностранных различается индикация положения воздушного судна относительно земли. У одних неподвижен сам самолет, а изменяется положение земли, у других, наоборот, неподвижна земля, а меняется отметка самолета. Рефлексы, усвоенные годами и тысячами часов налета, при переходе на иностранную технику в экстремальных условиях могут сработать. Одной из множества причин катастрофы Боинга-737 под Пермью в сентябре 2008 года стала именно ошибка в определении истинного положения воздушного судна в пространстве. До этого капитан судна и второй пилот летали на отечественном Ту-134. Вывод — надо кардинально менять систему переобучения кадров в авиационной отрасли.
Куда уходят перевозчики
Информационный повод трагичен, но нам важно дать анализ развития отечественной гражданской авиации за последний год. По данным Росавиации, в 2017 году российскими авиакомпаниями перевезено на 18,6% пассажиров больше, чем в предыдущий год, при этом международные авиаперевозки выросли на 32,1% (сказалось возрождение турецкого направления), внутренние — только на 10,9%. Пятнадцать крупнейших отечественных перевозчиков выполнили 90,8% всего объема пассажирских авиаперевозок, а пятерка лидеров — 65,9%.
— На первый взгляд, все выглядит по итогам года более чем оптимистично. Но не стоит так обнадеживаться, январь — февраль 2018 года демонстрируют совсем иную картину: самолеты за границу летают не то что полупустыми — пустыми! — говорит Сергей Лукьянов. — Я веду речь о регулярных рейсах, в том числе крупнейших российских авиакомпаний. Цифры 2017 года — это рост к низкой базе. Также добавился поток пассажиров, которые ранее выбирали для отдыха отечественные курорты — Крым и Сочи, но не все ожидания на относительно стабильный поток по этим направлениям оправдались.
Прошедший год был омрачен прекращением в октябре из-за финансовых проблем полетов авиакомпанией ВИМ-Авиа, входившей на тот момент в десятку крупнейших авиаперевозчиков страны. В результате тысячи пассажиров в российских и зарубежных аэропортах оказались в трудной ситуации (до конца сезона ВИМ-Авиа продала билеты более чем 190 тыс. пассажиров). Людей удалось доставить самолетами других российских авиакомпаний.
Теперь же Минтранс и Росавиация дуют на воду: на основании акта внеплановой проверки, проведенной в декабре 2017 года, Росавиация ограничила срок действия эксплуатанта авиакомпании «АЗУР эйр» (восьмое место по объемам пассажирских перевозок среди российских авиакомпаний по итогам прошлого года) до 20 марта 2018 года. Как пояснили в службе, «в ходе проверки выявлены несоответствия и недостатки, касающиеся вопросов поддержания летной годности воздушных судов и организации летной работы. До 20 марта включительно перевозчик в полном объеме продолжает свою операционную деятельность и выполняет коммерческие воздушные перевозки по ранее взятым обязательствам. При устранении всех нарушений ограничения могут быть сняты в соответствии с законодательством. В ином случае с 21 марта авиакомпания может прекратить выполнение полетов».
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев подчеркивает значимость работы «АЗУР эйр» для туристического рынка региона:
— Нас беспокоит эта ситуация, мы ее отслеживаем. На Урале «АЗУР эйр» выполняет полетные программы туроператора «Анекс тур», который занимает второе место по объемам заграничных туров из Екатеринбурга и ряда других городов региона. Программа «Анекс тур» сверстана до конца лета, в основном это массовые средиземноморские направления, в первую очередь Турция. Если допустить уход с рынка «АЗУР эйр», это может вызвать подорожание стоимости не только авиабилетов, но и турпакета в целом, потому что в средиземноморских и черноморских направлениях доля авиаперевозки в цене пакета составляет 50% и более. Но времени у «АЗУР эйр» вполне достаточно, чтобы устранить выявленные Росавиацией нарушения.
Но случилось и значимое прибавление. В сентябре прошлого года начала коммерческую деятельность на регулярных пассажирских направлениях новая авиакомпания «Азимут», которая базируется в аэропорту Ростова-на-Дону. Уральцев и жителей ряда других российских регионов этот перевозчик может заинтересовать не только сопоставимыми с лоукостером «Победа» тарифами на перелет в города юга России (от 888 рублей), но и возможностью транзита в страны Европы и СНГ, минуя аэропорты московского авиаузла. С октября «Азимут» приступил к выполнению полетов из Ростова-на-Дону в Екатеринбург, а этой весной намерен начать летать в Уфу.
Хотя «Азимут» и не позиционирует себя как лоукостер, тем не менее вступает в ценовую конкуренцию с «Победой». Сергей Лукьянов считает, что для полноценного развития бюджетных перевозчиков в России условия отсутствуют:
— Сама бизнес-модель нашей отрасли с ее спецификой не может способствовать успеху деятельности таких компаний. «Победа» оперирует в группе компаний «Аэрофлота», а это уже совсем иные возможности для данного перевозчика. Не уверен, что в случае выхода из группы и ведения полностью независимой хозяйственной деятельности успехи были бы именно такими, какими мы их видим сегодня.
Дальние направления не в приоритете
Авиакомпании, родившиеся и выросшие в Урало-Западносибирском регионе, а ныне ставшие крупными федеральными игроками, — «Уральские авиалинии» (УАЛ) и «Ямал» — росли в прошлом году быстрее рынка, нарастив объемы пассажирских перевозок соответственно на 23,7% и 23,1%. Напротив, UTair показала медленный рост — плюс 9,7% к 2016 году.
— Рост объемов перевозок невозможен без постоянной программы обновления и увеличения авиапарка. В 2017 году «Уральские авиалинии» пополнили свой воздушный флот пятью самолетами семейства А320, приобретенными в операционный лизинг, при этом количество рейсов возросло на 16,1%, — пояснили в пресс-службе УАЛ. — Значительно расширена география полетов. К фактору роста числа пассажиров можно отнести и гибкую тарифную политику. Для привлечения широких слоев населения к использованию воздушного транспорта внедрена широкая сетка тарифов. Таким образом, достигается наиболее высокая загрузка рейсов. Показатель занятости пассажирских кресел по итогам года составил 82,6% (78,3% по итогам 2016 года).
В 2018 году УАЛ планируют приобретение еще семи воздушных судов, тем самым флот авиакомпании увеличится до 50 узкофюзеляжных самолетов. А в 2019-м перевозчик (одним из первых) получит два абсолютно новых самолета Airbus A321neo увеличенной дальности, вместимостью 240 пассажиров. Тем не менее Airbus A321neo все равно не заменят широкофюзеляжные самолеты, которые могут находиться в воздухе 13 — 14 часов без посадки. Однако покупку таких самолетов в УАЛ пока считают нецелесообразной: спрос на дальние направления сегодня не столь высок.
В части расширения маршрутной сети «Уральских авиалиний» основными новинками 2017 года стали регулярные рейсы Новосибирск — Ордос, Якутск — Екатеринбург и др. В феврале 2018 года авиакомпания вводит новый рейс Тюмень — Москва. Из Кемерово перевозчик начнет выполнение новых рейсов в Москву, Санкт-Петербург и Симферополь.
Одним из значимых событий для авиакомпании «Ямал» стал заход на южноуральский рынок: с февраля этого года перевозчик открыл прямые рейсы из Челябинска в Самару, Ростов-на-Дону, Горно-Алтайск, Астану и Волгоград.
Для самого же аэропорта Челябинска ключевым событием 2017 года стало достижение нового рубежа — пассажиропоток превысил 1,5 млн человек. В авиапредприятии это связывают с реализацией на территории Челябинской области 44 инвестиционных проектов (два из которых с иностранным участием), проведением форума «Россия — Казахстан» и крупных спортивных соревнований. Сработали и другие важные факторы — расширение маршрутной сети и привлечение новых российских и международных перевозчиков. Так, в прошлом году на челябинский рынок зашли две турецкие авиакомпании Onur Air и Atlas Global. «Северный Ветер» помимо чартерных рейсов впервые запустил «регулярку» на Москву. Долгое время не представленная в Челябинске компания «Нордавиа» вернулась с маршрутом на Санкт-Петербург.
По экспертным оценкам, пассажиропоток воздушной гавани Челябинска к 2020 году достигнет двух миллионов человек, возникает необходимость в полной реконструкции аэропорта. Уже в этом году планируется начать строительство аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий, срок ввода в эксплуатацию — 2020 год. Новый комплекс будет иметь площадь 16,3 тыс. кв. метров, что в полтора раза больше существующего аэровокзала внутренних и международных линий.
В 2017 году впервые в своей истории полуторамиллионной отметки по количеству перевезенных пассажиров достиг и аэропорт Сургута. Общий годовой пассажиропоток воздушной гавани превысил 1,7 млн человек, что на 15,7% больше показателя предыдущего года. Рост пассажиропотока здесь обусловлен как восстановлением потребительского спроса на авиаперевозки, так и открытием новых направлений, увеличением частоты на существующих маршрутах в Красноярск, Томск, Казань, Бугульму, Пермь, Минеральные Воды и Краснодар.
Быстрее рынка
Крупнейший аэропорт на Урале Кольцово обслужил за прошлый год 5,4 млн пассажиров, что на 26% больше, чем в 2016 году. Это рекордный показатель в истории воздушной гавани Екатеринбурга. Основным драйвером роста стали международные перевозки. В прошлом году рейсами за границу из Кольцово воспользовались 1,9 млн человек — на 67% выше показателя предыдущего периода. Всего из аэропорта Екатеринбурга в минувшем году выполняли рейсы 67 авиакомпаний, география полетов включала 111 направлений. Пятерку самых популярных маршрутов составили Москва, Анталья, Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск. В 2017 году уверенно вырос трансферный пассажиропоток Кольцово. За год полетами со стыковкой в столице Урала воспользовалось более 360 тыс. пассажиров, этот показатель увеличился на четверть по сравнению с предыдущим годом. Основной трансферный пассажиропоток в Кольцово сформирован за счет программы перевозки пассажиров внутри страны, а также путешествий из Китая в крупнейшие европейские центры.
Рост числа обслуженных пассажиров в аэропорту Уфы (втором по объемам на Урале) за прошлый год оказался чуть скромнее — плюс 21%, это свыше 2,8 млн человек. В 2017 году здесь открылись такие направления, как Калининград, Бодрум (Турция) и Краби (Таиланд). Самыми популярными международными направлениями из Уфы стали Стамбул, Анталья, Прага, Дубай, Ларнака. Наиболее востребованные внутренние направления —
Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург. В ближайшее время из столицы Башкирии планируется открыть рейсы в Батуми, Ереван и Ростов-на-Дону.
За прошлый год аэропорт Перми обслужил свыше 1,3 млн пассажиров, что на 19% больше показателя 2016 года. Здесь авиакомпания «ЮВТ-Аэро» запустила шесть новых направлений — в Сургут, Нарьян-Мар, Нижневартовск, Салехард, Ноябрьск и Ханты-Мансийск, а также возобновила регулярное авиасообщение с Краснодаром. Кроме того, открылись новые маршруты в Минеральные Воды и Екатеринбург. В этом году в расписании пермского аэропорта появились рейсы в Душанбе («Уральские авиалинии») и Батуми («ЮВТ-Аэро»), но продажи билетов пока не открыты.
Эксперты прогнозируют замедление роста объемов пассажирских авиаперевозок по итогам 2018 года. Эффект низкой базы уже исчерпан за прошлый год, а покупательная способность населения пока не вернулась на докризисный уровень. К тому же главный драйвер роста — международные чартерные программы — уже не показывает столь эффектных результатов, как в 2017 году.