Евразийский банк развития (международная финансовая организация, учрежденная Россией и Казахстаном), крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности БелАЗ и научно-производственный концерн «Звезда» (совместное предприятие ПАО «Звезда» и Уральского дизель-моторного завода, входящего в холдинг «Синара — Транспортные машины») заключили соглашение о намерениях по созданию высокотехнологичного производства дизельных двигателей нового поколения. Речь идет об организации серийного выпуска дизельных двигателей мощностью от 400 до 4000 кВт (типы М-150 и ДМ-185) для применения на карьерных самосвалах БелАЗ грузоподъемностью до 450 тонн. Производство высокооборотных дизелей будет организовано на заводских площадках НПК «Звезда» в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Евразийский банк развития намерен обеспечить финансирование проекта, предоставив кредит до 5 млрд рублей сроком до семи лет.
Новые семейства двигателей М-150 и ДМ-185 разработаны производственными предприятиями НПК «Звезда» по заказу Минпромторга России в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». По функциональности, топливной экономичности и экологичности они превосходят зарубежные промышленные дизельные двигатели, обладают значительным потенциалом, их жизненный цикл превышает 25 лет. Главные особенности новых линеек — высокие удельные характеристики мощности, низкий расход топлива, соответствие требованиям ЕС по выбросам вредных веществ в атмосферу.
Новые двигатели не имеют аналогов в странах Евразийского экономического союза и позволят решить задачи импортозамещения для целого ряда отраслей, включая судостроение, железнодорожный транспорт, автономную электроэнергетику, создание карьерной и добывающей техники.
По словам генерального директора НПК «Звезда» Павла Плавника, готовится первый в России серийный выпуск современных высокооборотных дизельных двигателей в объеме около тысячи единиц в год. Для этого потребуется дооснастить существующее производство новым оборудованием и испытательными стендами. Для оптимизации стоимости проекта будет широко использоваться международная кооперация с производством ряда компонентов на территории Евразийского экономического пространства. В планах большая программа по расширению модельного ряда промышленных дизельных двигателей, проведение всех этапов валидационных испытаний и эксплуатации в условиях горнодобывающих предприятий. Первый двигатель новой линейки уже установлен на карьерный самосвал БелАЗ 7531 для прохождения испытаний и опытно-промышленной эксплуатации.