Биеннале как инновация

12 марта 2018, 00:00

«Миростроение» куратора Владимира Селезнева — метафорический памятник труду поколений людей, которые работали и жили в Нижнем Тагиле на протяжении 300 лет
Читайте Monocle.ru в

В конце февраля Государственная премия в области современного искусства «Инновация» объявила короткий список претендентов по итогам 2017 года. Из названных 35 событий — пять уральских. Это много: традиционно на «Инновацию» выдвигают в основном московские и петербургские выставки, так и в этот раз — из общего списка, представленного в минувшем феврале, только 12 нестоличных проектов. Более того, если не брать во внимание номинацию «Региональный проект», то получается, что «по-взрослому» на «Инновации» этого года представлены лишь семь проектов из провинций: три из Екатеринбурга, два из Нижнего Новгорода и по одному из Казани и Перми.

Замечательно, что четыре из пяти уральских номинаций связаны с четвертой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Во-первых, вся Биеннале-2017 как огромное событие претендует на звание «Проект года», на приз номинирован коллектив аж из 11 человек (все кураторы всех направлений). Во-вторых, за титул «Региональный проект года» борется «Миростроение» — выставка, открывшаяся в Нижнем Тагиле в преддверие основной. В-третьих, программа арт-медиации для биеннале включена в число номинантов как образовательный проект (арт-медиатор — экскурсовод-собеседник, его задача не рассказывать об искусстве декларативно, а провоцировать диалог зрителей о произведениях). В-четвертых, за престижное звание «Куратор года» борется дуэт Елены Ищенко и Антонины Трубицыной за выставку «Между усталостью: к новым формам жизни», которая прошла в Екатеринбурге в рамках обширной параллельной программы.

— В этом году мы сознательно подавали на «Проект года» биеннале целиком, а на «Региональный проект» — отдельные выставки внутри. Нам очень важен региональный контекст, но при этом мы считаем биеннале событием российского и международного масштаба, — комментирует Анна Пьянкова, директор Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. — Там постоянные споры в экспертном сообществе: а стоит ли выводить регионы в отдельную номинацию, а как они должны быть там представлены… Лично я считаю, что стоит — тогда возникает другой критерий, учитывающий работу с местным контекстом, и поэтому в этот раз (третья биеннале целиком заявлялась по этой номинации и выиграла в ней. — Ред.) мы именно так заявлялись. А вот проект Елены Ищенко [и Антонины Трубицыной] — из параллельной программы, поэтому его не мы [Уральский филиал ГЦСИ] подавали, и тем более мы очень рады, что он прошел в шорт-лист как ассоциированный с нами. Но особенно для нас важна номинация программы арт-медиации: мы запустили ее в рамках Третьей биеннале в 2015 году, а сейчас, глядя на этот успех, планируем развивать ее как постоянную образовательную практику. 

Пятая уральская номинация принадлежит пермскому музею современного искусства PERMM— это образовательный проект «Подросток + музей». Его работа началась весной 2017 года в Перми, а летом расширилась: мероприятия прошли в Соликамске и в селах Троица и Острожка.

Итоги конкурса «Инновация» будут объявлены в апреле.