Ихтиандр доплыл до Оскара

12 марта 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Картина «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо получила главную премию «Оскар» на 90-й по счету церемонии вручения наград Американской академии киноискусств. Фильм — о фантастической истории любви немой женщины из секретной лаборатории и человека-амфибии. Картина сделана в том числе как пародия на голливудские штампы 1960-х годов, в ней присутствуют отрывки из мюзиклов и карикатуры на русских шпионов времен холодной войны. Российские зрители прошлись по этим штампам сполна.

Антон Долин

Давным-давно, с полвека тому назад, в мифические времена холодной войны, жила-была на свете принцесса. Она была лишена дара речи, но могла слушать музыку и танцевать под нее. Работала принцесса уборщицей в засекреченной правительственной лаборатории. Однажды она увидела главный секрет: чудовище, жившее в воде. Увидела и влюбилась. А потом решила спасти его от вивисекторов, хотя была всего лишь слабой женщиной. 

У воды нет формы — она принимает форму любого сосуда. Гильермо дель Торо говорит, что так же устроена любовь. Можно сказать и иначе: подобна воде фантазия, заполняющая любую форму <…> Чьи права защищает дель Торо? В принципе, любых меньшинств: детей и женщин, калек и гомосексуалов, партизан и интеллигентов. Он всегда на стороне слабого, против нетерпимости и тоталитаризма, квинтэссенцией которых считает фашизм (борьбе с ним посвящены как минимум три его картины). Но самые уязвимые, хрупкие и нежно любимые его герои — монстры. Уходящая натура. 

<…>  Самая же тонкая работа проведена с главным героем — впрочем, также безымянным, бессловесным и фактически невидимым до середины фильма. Внешне он мало чем отличается от Твари из старой ленты — все старомодные атрибуты облика соблюдены, — но кажется уже не пугающим, а таинственно привлекательным. Отталкивающее стало интригующим, едва ли не соблазнительным, буквально засияв новыми красками (фильм 1954 года был черно-белым), определяющими холодную цветовую гамму картины. Завершил трансформацию любимый актер дель Торо, чье лицо известно немногим, — гений пантомимы Даг Джонс играл Пана и Бледного Человека в «Лабиринте фавна» и брата-близнеца Амфибии Эйба Сапиенса в двух «Хеллбоях». Причем речь не об очеловечивании, но о грациозности и загадочности магического существа — чуда природы. 

Амфибия воплощает все то, что вызывает ненависть параноидальной системы: он идеальный козел отпущения в мире тотального страха. Между прочим, на него охотятся и русские кагэбэшники, главного из которых дель Торо окрестил Михалковым — не смог отказать себе в удовольствии. На стороне Амфибии команда слабаков: Элайзу поддерживают ее сосед, стареющий одинокий гей-художник (Ричард Дженкинс) и жизнелюбивая чернокожая подруга (Октавия Спенсер), рядом с ними — сомневающийся в своем выборе ученый (Майкл Сталберг), у него тоже есть тайная жизнь и неудобные секреты. Это бунт отщепенцев против принятого порядка вещей, и нет сомнений — дель Торо чувствует себя одним из них. 

Дель Торо конкретно определяет год действия: 1962-й. Забавное и, вероятно, случайное совпадение — именно в том году в советском прокате гремел «Человек-амфибия», экранизация романа Александра Беляева. Продолжим параллель: Беляев написал свою книгу в 1920-х, параллельно с тем, как Лавкрафт создал в США свои новеллы о Глубоководных, предвосхитивших «Тварь из Черной Лагуны», из которой как раз и выросла «Форма воды». А ведь беляевская история тоже не о страхе, а о любви и эксплуатации. Правда, Ихтиандр был красивым мужчиной. Общее с нынешней Амфибией у него лишь одно — жабры. 

TheKindest

Эта картина не что иное, как трэш <…> Фильм переполнен абсурдом и глупостью, а также «роялями в кустах». И поверьте мне, таких огромных, ничем не прикрытых «роялей» вы еще никогда не видели. Персонажи плоские, а главный злодей настолько гипертрофирован, что в определенных сценах вызывает просто хохот. И даже в жанровом плане все максимально нелепо, милые светлые сцены, тут же сменяются жутким кровавым трешаком, а после постельными сценами с рыбой-монстром.

<…> А если у кого-то возник вопрос, как такая концентрированная чушь могла получить Оскар, ответ очень простой: геи, феминистические идеи, мужики-насильники, — такое кино не могло остаться без награды в 2018 году... 

Paladinn

Как создать кино, которое получит Оскар в наше время? «Форма воды» не могла не получить главную награду, так как в этом фильме собраны все главные составляющие успеха. Главная героиня — немая — соблюдена тема людей с ограниченными способностями. Главный герой — животное, которое угнетают — опять важная тема современного общества, гуманизм, гринпис и т.д. Кто помогает главным героям преодолевать все трудности? Конечно пара добрых негров (традиционно самые угнетенные, как без них обойтись!) и старикан гомосексуалист (без геев сейчас фильм не фильм!). Кто же противостоит добрым героям, кто истинное зло? Конечно, русские, которые внедрились в спецслужбы США (намек на вмешательства в выборы!) и хотят выкрасть амфибию и убить ее! Кто еще напрягает несчастную зверушку и немую? Военный, не иначе, как страдающий посттравматическим синдромом (излюбленный герой американских фильмов!) Соединив все вместе в очень оригинальном сценарии, также получившим Оскар, несмотря на то, что идея содрана не только с какой-то пьесы 1967 года, но прямо-таки с романа Александа Беляева «Человек-амфибия» 1927-го (америкосы скажут, что русский хлам не читают, это мы сами придумали). Весь этот винегрет приправлен личностью Гильермо дель Торо, который мексиканец, эмигрировавший в США. Соль в том, что большинство киноакадемиков демократы и активно выступают против нетолерантной политики Дональда Трампа, ограничивающего въезд в страну мексиканцам. Ну и вишенка на торте — соитие человека и амфибии. <…>

Евгений Ухов

Разумеется, Дель Торо делает попытку разбавить прямолинейную фабулу трогательными в своей беспомощности ответвлениями — тут и советские шпионы из КейДжиБи привлечены, и никчемный художник, страдающий от облысения, и жестокий начальник охраны, купающийся в своей безнаказанности, и даже столь актуальные сегодня вопросы расизма и домашнего насилия затронуты. Однако все это выглядит странно и неуверенно, словно сценарий Ванессы Тейлор насильно растягивали, добавляя в него побольше воды, буквально и фигурально, особенно нелепо выглядят назойливые вставки кадров классических картин, акцент на трогательной музыке и сцена с песней и танцем. Общую сюжетную беспомощность это только выпячивает, а от банального финала не остается никакого другого чувства кроме недоумения. Однако в визуальной части и актерском исполнении «Форма воды» практически безупречна. <…>  К сожалению, за красотой у Дель Торо в «Форме воды» пустота и бесцветная жижа, в которой не за что ухватиться. Наивно для сказки, предсказуемо для драмы, бесхитростно для триллера — вода, одним словом.