Уральская движуха

Павел Кобер
12 марта 2018, 00:00

Высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург присвоили от правительства наименование «Уральская», нарисовали схему прохождения и подыскали инвесторов. Осталось объяснить целесообразность

Руководство завода «Уральские локомотивы» заявило о технической готовности проектировать и выпускать высокоскоростные пассажирские и грузовые поезда с разгоном до 300 км/ч, но пока конструкционная скорость производимых здесь «Ласточек» не превышает 160 км/ч

Федеральное правительство распорядилось включить в схему территориального планирования РФ строительство «Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург». Определено, что трасса ВСМ пройдет через Екатеринбург, Белоярский, Арамильский, Сысертский городские округа Свердловской области, Каслинский, Сосновский, Кунашакский, Красноармейский муниципальные районы и Челябинский городской округ Челябинской области. «Внесенное изменение позволит повысить эффективность транспортных коммуникаций на территории уральских регионов, будет способствовать объединению рынков труда Свердловской и Челябинской агломераций», — отмечается в правительственном распоряжении.

Предполагается строительство двухпутной выделенной железнодорожной линии общей протяжностью 214,2 км пропускной способностью 49 пар поездов в сутки. Параллельно предусмотрена реконструкция вокзалов Екатеринбурга и Челябинска, а также станции Шарташ в Екатеринбурге. Дополнительно будут построены шесть станций: Кольцово-УВСМ в Екатеринбурге, Сысерть-УВСМ (Сысертский городской округ), Снежинск-УВСМ (Каслинский муниципальный район), Сулейманово-УВСМ (Кунашакский муниципальный район), Баландино-УВСМ и Тракторстрой-УВСМ (последние две — в Челябинске).

За строительство Уральской ВСМ больше ратуют власти Челябинской области, нежели Свердловской 014_expert_ural_11.jpg
За строительство Уральской ВСМ больше ратуют власти Челябинской области, нежели Свердловской

К делу, концессионеры!

Для реализации проекта создания Уральской ВСМ в рамках частной концессионной инициативы зарегистрирована специальная проектная компания — хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». В состав его учредителей, по данным «СПАРК-Интерфакс», входят министерство имущества Челябинской области, Корпорация развития среднего Урала, а также ООО «РВМ ВСМ» («дочка» «РВМ Капитал»), АО «Русская медная компания» и ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». Все совладельцы имеют равные доли — 20% (по 50 млн рублей), кроме того, незначительная доля (10 тыс. рублей) есть у генерального директора хозпартнерства Сергея Бревнова. В июне в рамках Экспо-2017 в Харбине «Уральская скоростная магистраль» и китайская корпорация China Railway Group Limited подписали соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург.

Распоряжением правительства Минтранс определен органом, уполномоченным на рассмотрение предложения хозпартнерства «Уральская скоростная магистраль» о заключении концессионного соглашения в отношении предполагаемых к созданию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Уральской ВСМ.

Как сообщает Минэкономразвития Челябинской области, строительство Уральской ВСМ должно начаться в 2021 году, завершиться — в 2024-м. Запуск в эксплуатацию намечен на 2025 год. Таким образом, власти и инвесторы рассчитывают успеть к международной выставке Экспо-2025, на проведение которой претендует Екатеринбург. Общая стоимость проекта, согласно концессионной инициативе, составит 360 млрд рублей. Концедентом и собственником магистрали станет государство, концессионером — «Уральская скоростная магистраль», срок соглашения — 32 года. Возврат инвестиций будет обеспечен за счет доходов от эксплуатации линии, «а также за счет платы концедента из бюджета Российской Федерации», говорится в сообщении областного министерства.

Впереди паровоза

Интересно, что за строительство Уральской ВСМ больше ратуют власти Челябинской области, нежели Свердловской.

— Считаю важным внесение проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург в федеральную схему территориального планирования, — прокомментировал челябинский губернатор Борис Дубровский. — Это еще один большой важный шаг в реализации проекта ВСМ, и мы теперь полностью учитываем все вышесказанное и принятое в стратегии развития региона до 2035 года.

— УВСМ позволит объединить два крупнейших промышленных центра Урала в единую конурбацию, фактически сформировать общий рынок труда, создать каркас для опережающего социально-экономического роста Урала и обеспечить повышение среднедушевых доходов населения. Включение трассы УВСМ в ключевой документ территориального планирования транспортной отрасли — важный шаг на пути к строительству магистрали, — заявил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров.

Напомним, Екатеринбургу при любом раскладе отведена роль места пересечения высокоскоростных магистралей в Уральском регионе (см. «Разгоняя поезда из точки Е», «Э-У» № 47 от 20.11.2017). Согласно программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, утвержденной протоколом правления РЖД в ноябре 2015 года, в числе прочих предусмотрено строительство ВСМ из Казани до Екатеринбурга и из Екатеринбурга до Челябинска, а также скоростных магистралей из уральской столицы до Тюмени и Нижнего Тагила. Для челябинцев, естественно, важно, чтобы приоритет был отдан Уральской ВСМ. Но смогут ли вернуть концессионеры вложенные средства?

Сегодня в рамках существующей железнодорожной инфраструктуры пассажирские поезда преодолевают расстояние от Екатеринбурга до Челябинска в диапазоне 5 — 7 часов 30 минут. Время в пути по Уральской ВСМ должно составить 1 час 10 минут. По информации эксперта центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Николая Балуева, по высокоскоростной магистрали Екатеринбург — Челябинск прогнозируется ежегодная перевозка более 2,8 млн пассажиров. Совершенно понятно, что за счет такого объема перевозок инвестиции в строительство ВСМ окупить невозможно. Более того, даже эксплуатация магистрали при таких расчетах будет, вероятнее всего, убыточной.

В правительственном распоряжении указано название ВСМ Екатеринбург — Челябинск «Уральская», но не дано определение ее типа — пассажирская или грузопассажирская. Между тем именно от этого зависит коммерческий успех или провал проекта. Важно, чтобы Уральская ВСМ после строительства была как можно скорее интегрирована в общероссийскую сеть высокоскоростного и скоростного транспорта, которой пока не существует вовсе, нет даже отдельных ее элементов. Но самое главное, УВСМ должна рассматриваться как составная часть международного высокоскоростного грузопассажирского коридора «Евразия» с возможностью доставок высокомаржинальных грузов из Китая в страны Евросоюза, поскольку только товарный транзит способен окупить строительство магистрали.