В Тюмени рождается новый бренд. Спортивный

Павел Кобер
26 марта 2018, 00:00

Впервые проведенный тюменский этап кубка мира по биатлону способствует распространению информации в России и в мире о туристической привлекательности Тюменской области. Власти и туриндустрия региона нацелены выбить из этого максимум очков

Читайте Monocle.ru в

Несмотря на все перипетии, в Тюмени состоялся грандиозный спортивный праздник — на четыре дня город стал столицей мирового биатлона, с 22 по 25 марта здесь прошел заключительный этап кубка мира по биатлону сезона 2017 / 2018 годов. Для тюменцев это первые соревнования такого уровня и весьма долгожданные: в прошлом году предпоследний этап кубка мира был перенесен из Тюмени в финский Контиолахти. Судьба российского этапа оставалась неясной и в этом году, но в феврале исполком Международного союза биатлонистов (IBU) поставил точку в этом вопросе, приняв решение не переносить гонки.

Пятикратный олимпийский чемпион француз Мартен Фуркад поддержал это решение и выступил против бойкота:

— Я считаю, что сохранение этапа кубка мира в Тюмени — правильное решение.

Я буду рад принять в нем участие… Моя позиция по допингу ясна. Русские, которые обманывают, — это не вся страна. Россия является поклонником биатлона, и я думаю, что не нужно наказывать российских болельщиков за поступки некоторых спорт­сменов их сборных.

Лидер российских биатлонистов Антон Шипулин выразил уверенность в успешном проведении соревнований:

— С нетерпением жду этап кубка мира в Тюмени. Я уверен на сто процентов, что российские организаторы не ударят в грязь лицом и на самом высоком уровне покажут, как мы готовы… Зная Тюмень и губернатора Владимира Владимировича Якушева, который всем сердцем болеет за биатлон, я уверен на сто процентов, что это будет самое лучшее завершение сезона и все оценят его по достоинству.

— Тюменская область впервые в своей истории принимает этап кубка мира по биатлону, — подчеркнул губернатор Владимир Якушев. — Тюмень хорошо известна в биатлонном мире благодаря спортсменам, которые представляют наш регион на различных соревнованиях. В последние годы наш край зарекомендовал себя и как хорошая площадка для проведения международных стартов. «Жемчужина Сибири» с успехом принимала чемпионат мира по летнему биатлону и чемпионат Европы по биатлону. Лидеры мирового биатлона и лыжного спорта боролись за призы губернатора Тюменской области и победу в Гонке чемпионов. В дни соревнований на трибунах всегда аншлаг — тысячи болельщиков разных возрастов наблюдают за выступлениями стреляющих лыжников, одинаково тепло встречают спортсменов из разных стран. Уверен, и на этот раз нас ждет яркий спортивный праздник, сильные эмоции, незабываемые впечатления от жаркой борьбы сильнейших атлетов планеты.

Как вырастить жемчужину

Как сообщили «Э-У» в тюменском областном Центре спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий, на участие в тюменском этапе кубка мира зарегистрировались 26 команд. Ежедневно соревнования посещали около 12,5 тыс. болельщиков. При этом только треть из них тюменцы. Остальные — гости из порядка 60 субъектов РФ и ряда иностранных государств, таких как Франция, Германия, Белоруссия, Казахстан.

 044_expert_ural_12-1.jpg

Проведению этого крупного международного соревнования предшествовала многолетняя огромная работа по созданию в Тюмени соответствующей спортивной инфраструктуры. Был воздвигнут областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», оснащенный для проведения круглогодичных тренировочных сборов и соревнований международного уровня по лыжным гонкам, биатлону, спортивному ориентированию, велосипедному и другим видам спорта. Решение о его строительстве было принято еще во времена «перестройки», но лишь через восемнадцать лет, в 2005 году решился вопрос финансирования этого проекта, в том числе при непосредственном участии Владимира Якушева, занимавшего в то время пост главы Тюмени. Основным источником финансирования строительства стал бюджет Тюменской области, но для возведения отдельных объектов инфраструктуры, таких как гостиничный комплекс на 580 мест, привлекались внебюджетные источники — частный капитал. Сегодня объекты инфраструктуры и лыжные трассы «Жемчужины Сибири» отвечают всем современным требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS) и спроектированы для проведения телевизионных трансляций. В 2011 году центр получил лицензию категории «А» IBU, позволяющую проводить этапы мирового кубка и чемпионат мира по биатлону.

Легендарный норвежский биатлонист Уле-Эйнар Бьёрндален после участия в международных соревнованиях на приз губернатора Тюменской области высоко отозвался о «Жемчужине Сибири»: «Центр просто фантастический. Местный комплекс входит в тройку лучших в мире. Трасса понравилась, очень хорошо развита инфраструктура».

От многих российских центров лыжного спорта «Жемчужину Сибири» отличает выгодное природно-географическое расположение и развитая транспортная инфраструктура. Железнодорожный транспорт проходит транзитом через Тюмень с востока на запад и с севера на юг, посредством аэропорта Рощино осуществляется регулярное авиасообщение с крупнейшими городами России, странами СНГ и некоторыми городами центральной Европы, что делает центр легко доступным для спортсменов, тренеров, прессы из разных регионов страны и зарубежья. Газификация объекта и нахождение в сельскохозяйственной зоне позволяет предложить выгодную ценовую политику для гостей центра.

Упаковка соболем

Тюмень подготовилась к кубку мира особенно тщательно. На самом стадионе для болельщиков созданы максимально комфортные условия. На территории «Жемчужины Сибири» возведен так называемый «шатер веселья» площадью 1800 кв. м (здесь организовано порядка 800 посадочных мест, 20 ресторанов встречали болельщиков и угощали своими блюдами, там же разместилась сцена, на которой постоянно проходили различные мероприятия), построен VIP-павильон (предназначен для обладателей VIP-билетов). Проведена реконструкция медиацентра, в котором российские и иностранные журналисты смогли воспользоваться всеми удобствами для освещения соревнований. Рядом со стадионом организована торговая улица с кафе и сувенирными лавками. Изюминкой стали изделия из кости и пушнины. Каждый желающий смог обзавестись «мягким золотом» Сибири — представленными в ассортименте изделиями из соболя. Кроме того, здесь же гостям было предложено виртуально прогуляться по Тобольскому кремлю, отправить открытку друзьям и близким по России, получить консультацию о том, где и как провести свободное время.

Но не менее важен и эффект послевкусия, который должен способствовать распространению в других российских регионах и за рубежом информации о культурно-исторических достопримечательностях и инфраструктуре гостеприимства Тюменской области — для дальнейшего увеличения потока туристов. Независимые эксперты, анализируя мировой опыт проведения спортивных мегасобытий, подчеркивают, что успех в этом направлении зависит от активных действий местных властей и турбизнеса.

— Этап кубка мира по биатлону относится к категории спортивных мегасобытий, — отмечает директор Института региональных исследований и городского планирования Ирина Ильина (Москва). — За последнее время популярность этого вида спорта в России сильно возросла. В нашей стране телетрансляции биатлона даже опередили в рейтингах футбольные соревнования. Проведение спортивных мегасобытий всегда связано с большими тратами на строительство и модернизацию спортивных сооружений, сопутствующей инфраструктуры. Поэтому в большинстве случаев такие мировые соревнования приносят не столько экономическую отдачу, сколько имиджевую, усиливают притягательность территории. Позитивный социально-экономический эффект, который может принести это мегасобытие для Тюмени, во многом зависит от того, как региональные и городские власти во взаимодействии с местным туристическим бизнесом смогут его продвинуть, чтобы в дальнейшем это отразилось на увеличении туристического потока, узнаваемости в мире Тюмени и в числе прочего — привлечении в регион инвесторов. Мировой опыт показывает, что спортивное мегасобытие может стать хорошей стартовой предпосылкой для продвижения территории, важно этим воспользоваться.

И власти региона пытаются выжать из этапа биатлонного кубка мира максимум возможного. По словам директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрея Пантеле­ева, акцент сделан на информировании болельщиков и гостей о туристических возможностях региона. Еще в феврале делалась масштабная рассылка информации по электронным адресам болельщиков, которые приобрели билеты через онлайн-систему. Подведомственная структура Агентство туризма и продвижения Тюменской области провела активную работу с организациями-партнерами: отелями, ресторанами, торговыми центрами, базами отдыха. Через них распространяется серия буклетов, брошюр, путеводителей с различной информацией в сфере туризма и гостеприимства, разработанных и выпущенных к началу мероприятия.

Центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» стал новой визитной карточкой Тюменской области и способен повысить привлекательность региона на российском и международном уровне 045_expert_ural_12-1.jpg
Центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» стал новой визитной карточкой Тюменской области и способен повысить привлекательность региона на российском и международном уровне

— Мы отмечаем увеличение загрузки отелей в период с 19 по 25 марта практически в два раза, — сообщил Андрей Пантелеев. — Работа ведется системная, и при подготовке к биатлону мы ожидаем большого притока гостей — как российских, так и иностранных. Вопросы организации сферы гостеприимства безусловно являются приоритетными. В ресторанах, кафе проработаны меню на английском языке; в отелях гостей будет встречать англоговорящий персонал; туроператорами подготовлены специальные экскурсионные предложения, программы.

Чтобы туристическая «упаковка» региона стала узнаваемой и преподносилась в едином стиле, в декабре прошлого года был представлен проект «Visittyumen»: туристический логотип Тюменской области с «фирменным» соболем, туристический портал visittyumen.ru и одноименное мобильное приложение.

— Следующий шаг после создания туристического бренда региона — его продвижение как через онлайн-механизмы, так и через взаимодействие с партнерами (музеи, гостиницы, производители сувениров, СМИ), — добавил Андрей Пантелеев. — Стараемся привлекать всех, кто готов вкладываться в развитие регионального бренда. Сейчас эта работа активно проводится. Например, на въезде в город из аэропорта Рощино гостей будут встречать билборды, отражающие сибирский дух и атмосферу, выполненные в едином стиле «Visittyumen». Уверен, они не останутся незамеченными.

Тюменские туроператоры предлагают программы и туры как для активного, так и культурного-познавательного отдыха. Можно посетить термальные минеральные источники Тюмени, в которых вода обладает полезными для здоровья свойствами и круглый год не опускается ниже 38 градусов. Флора и фауна региона разнообразна, туристам предлагаются организованные охотничьи туры на косулю, кабана, лося, оленя, фазана. Культурно-познавательные маршруты позволяют окунуться в историю самой большой российской губернии, которая когда-то объединяла Урал, Сибирь и Дальний Восток. Среди предложений туроператоров — однодневные и двухдневные туры в Тобольск, который называли «воротами Азии», «отцом городов сибирских». Этот город — родина великого химика Дмитрия Менделеева, автора знаменитой сказки «Конек-горбунок» поэта Петра Ершова, композитора Александра Алябьева. Еще одна туристическая точка в регионе, популярная у туристов — частный музей одной из самых загадочных личностей в российской истории Григория Распутина в селе Покровское недалеко от Тюмени. Все туры можно было приобрести на территории «Жемчужины Сибири» у региональных туроператоров в специальной зоне «Visittyumen». Экскурсии организовывались таким образом, что на экскурсионном автобусе можно было приехать на место проведения соревнований и вернуться в город, то есть каждый гость мог самостоятельно формировать свою программу отдыха.

— Такие крупные событийные мероприятия, как кубок мира по биатлону, всегда генерируют активный туристический поток, — уверен Андрей Пантелеев. — Организации, работающие в сфере гостеприимства, работают активнее, улучшают сервис, формируют новые предложения — все это в целом положительно сказывается на отрасли. Люди, приезжая в регион за событием, увозят с собой впечатления, которыми делятся с друзьями и близкими, и это один из самых эффективных инструментов продвижения.