Наша общая история

Азат Бердин
14 мая 2018, 00:00

15 апреля телеканал ТНТ выпустил в эфир запись «Комик в городе»: комик Руслан Белый, будучи в Уфе, успел оскорбить башкир и обозвать «бандитом» их национального героя Салавата Юлаева. Реакция — внушительный народный сход в Уфе с требованиями к властям РБ и РФ и возложением цветов к памятнику Салавату Юлаеву, массовое возмущение многих общественных групп: национальных (например, оппонентных друг другу исполкома Всемирного Курултая башкир и БОО «Башкорт»), мусульманских, спортивных («Тархан», «Воркаут Башкортостан», ХК «Салават Юлаев», чемпиона России стронгмена Эльбруса Нигматуллина и др.). Чемпион США по боксу версии WBA NABA USA Хабир Сулейманов опубликовал запрос в прокуратуру РФ о проверке выпуска на факт разжигания межнациональной розни.

Считаю, провокации, подобные скандальной выходке комика с ТНТ, лежат в русле кампании дискредитации всех исторических образов, скреплявших общество, от Александра Невского до Сталина и Зои Космодемьянской. Эта дискредитация была развязана еще в период «перестройки» и стала одним из симптомов и инструментов развала государства. СССР не смог ответить на этот вызов адекватно и проиграл. В РБ сумели прикрыть от этой волны хотя бы местных национальных героев, не допустить шельмования в своем культурном поле. Поэтому, защищая образ Салавата, мы защищаем и российское общество в целом.

Попытки дискредитации Салавата Юлаева ранее предпринимались через сайт «Уфа губернская» («Уфагубъ») на фоне кампании по смене правящего до 2010 года режима в РБ. Уже при Рустэме Хамитове «Уфагубъ» был справедливо признан экстремистским, условно осуждены за разжигание межнациональной розни его инициаторы. В 2011-м филиалу партии «Единая Россия» в РБ пришлось публично дистанцироваться от аналогичного хамской выходке комика с ТНТ высказывания о Салавате Юлаеве министра культуры РФ Владимира Мединского. Каждый раз эти попытки купировали, не вынося эмоции на площадь, не доводя до сходов и шествий разгневанных патриотов. В данном же случае ситуация демонстрирует необходимость смены ошибочного курса политики отдела администрации, курирующего национальные отношения в РБ. Она показывает, что за время его работы башкирский сегмент населения раздражен достаточно, чтобы демонстративно и массово выражать протест почти по любому поводу. Возможно, сам Р.З. Хамитов необходимость такой коррекции курса понимает: так, он публично и жестко защитил природный и исторический памятник Башкирии Тора-тау от посягательств концерна «Сода». Но это отдельная тема. Кроме того, налицо и фазовый переход: мы вновь вступаем в период, когда повышается протестная активность, сотни и тысячи недовольных становятся, как в 90-х, обычным явлением.

Но важно, что сама волна была народной, как и в случае с этноязыковым митингом в сентябре 2017 года (см. «Башкирский компромисс», «Э-У» № 41 от 09.10.2017), отстаивались справедливые требования в русле законности — и это без всякого официоза. Интересен пункт обращения народного схода к властям о снятии ТНТ с кнопки бесплатного мультиплекса как канала, разлагающего общие — семейные, общественные ценности и дружбу народов. Хорошо, что сама мысль башкирской общественности, даже на эмоциях, уходит от этнонационализма. И люди правы: предположим, увидав эффект, не будут комики ТНТ больше задевать башкир.

А кого будут? Татар, бурят, мари? И это допустимо? Салават в свое время считал, что подобное недопустимо и именно потому под знамена его башкирских дружин толпами стекались мишари, чуваши, татары и, конечно, русские: казаки и крестьяне.

Пушкин в «Истории Пугачева» пришел к выводу, что «весь черный народ был за Пугачева. …Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». У башкир это движение стало всенародным: согласно подсчетам Инги Гвоздиковой, ведущего специалиста по Салавату Юлаеву, из 1500 человек башкирской старшинской верхушки только девять выступили против Пугачева. Тюрколог Вадим Трепавлов отмечает: «Среди тюркоязычных документов пугачевской ставки нет ни одного, который бы свидетельствовал о стремлении отделиться от России».

Салават пострадал вполне почетно, осознанно (и логично) за вмешательство в дела государей. Как и, например, Уильям Уоллес (Шотландия), Уот Тайлер (Англия), Шамиль (имам Чечни и Дагестана) и т.д. За мятеж против императрицы рода Ангальт-Цербст, узурпировавшей, кстати, русский престол, свергнув путем дворцового переворота и устранив руками одного из своих любовников, Орлова, своего законного мужа и государя. Точнее, Салават пострадал за попытку посадить на трон России того русского претендента, который признавал бы права и вольности башкир, включая запрет на незаконное посягательство местных олигархов-заводчиков на их вотчинные земли. Салават был не просто «сподвижником Пугачева»: нет сомнений, что без участия башкир, народа служилого и военного, пугачевщина не состоялась бы как явление. Пугачевщиной его сделали Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев, Юлай Азналин, в общем, те башкирские вожди, самым известным из которых остался Салават. В основе этого явления лежали три основные силы: яицкие казаки, башкиры и крестьяне всех национальностей (большинство из них, конечно, русские). Башкиры были посланы именно на подавление Пугачева. Однако Салават предпочел вместо разгона казачьего мятежа разжечь его до состояния всероссийской гражданской войны. И уже после поимки Пугачева дважды отверг предложения о сдаче от генерала Потемкина. Среди вождей прошлых башкирских восстаний (1645, 1662 — 1664, 1681 — 1683, 1735 — 1740, 1755 годов) немало героев более удачливых, чем Салават. Но восстание Салавата было первым, в котором башкиры шли вместе с русскими людьми решать внутренние проблемы России. Это — показатель степени интеграции.

И наша общая история. Это герой, соединяющий, во-первых, башкирскую и российскую историческую память, символ дружбы народов. Во-вторых, связавший советский период, когда башкирский народный герой превратился в героя всего советского народа, и период постсоветский, современный. А потому в защите подобных образов проявляется зрелость всего нашего общества.