Расходы на образование в 2018 году вырастут на 2,64 млрд рублей, говорит проект поправок в федеральный бюджет, подготовленный российским кабмином. Одна из ключевых причин — в соответствии с указом президента о национальных целях и стратегических задачах развития обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году. В частности, глава государства поручил создать эффективную систему выявления и поддержки юных талантов, направленную на самоопределение и профориентацию, сформировать условия для развития наставничества и приобретения работающими новых профессиональных навыков, включая компетенции в области цифровой экономики, модернизировать профобразование, обновить содержание предметной области «Технология».
В правительстве подчеркивают, что реализовать эти планы будет проще в тех регионах, где уже действуют эффективные программы, направленные на развитие образования. В качестве примера часто называют «Уральскую инженерную школу» (УИШ; стартовала в Свердловской области в 2014 году). Напомним, в апреле Владимир Путин провел в Екатеринбурге совещание по развитию профобразования, где обсуждались новейшие методы подготовки инженеров и рабочих для новой индустриализации.
«Э-У» проанализировал содержание и реализацию проекта УИШ вместе с экспертами — представителями бизнеса, власти, высшего образования и общественных институтов, чтобы оценить актуальность поставленных в ней задач и перспективы ее тиражирования в других регионах.
Ясли для инженера
Цель УИШ — поднять престиж инженерных профессий и обеспечить участникам проекта самореализацию в той или иной сфере технологической направленности. Это комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору профессий технического профиля и инженерных специальностей. Программа также направлена на повышение качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования.
— В 2016 году завершилась реализация пилотного этапа УИШ (всего четыре этапа до 2034 года), основной задачей которого стало определение наиболее эффективных и востребованных среди детей и образовательных организаций мероприятий для их последующего продвижения в системе образования региона, — уточнил министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов. — «Пилот» был признан успешным, и с 2017 года началась активная фаза реализации проекта. В 2017 — 2019 годах на реализацию проекта за счет средств областного бюджета предусмотрено 655 млн рублей.
Главный посыл программы — профориентационная работа должна сопровождать человека в течение всей жизни. Соответственно, подготовку специалистов технического профиля необходимо начинать не в вузах, а в школьном и даже дошкольном возрасте. С этой целью в детских садах внедряется система обучения Bee-bot, предполагающая изучение основ программирования, созданы площадки по развитию начальных навыков проектного конструирования, проводятся экскурсии на промпредприятия и т.п.
— Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры, рисования, моделирования и конструирования из бумаги, картона и других доступных материалов) с простейшими, но самыми характерными чертами профессии, приобретают навыки, которые будут развиты в школе, — подтверждает правильность ориентиров УИШ директор Центра подготовки персонала Уралвагонзавода Сергей Васильев. — Задача дошкольного учреждения состоит в дифференцированном подходе к развитию каждого ребенка, с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а значит, и трудового самоопределения. Подобные суждения подтверждает, например, успешно реализованный проект «Лаборатория профессий. Дошкольник», объединивший ресурсы различных субъектов сетевого взаимодействия: УВЗ, детсада «Детство» и НТИ — филиала УрФУ.
Сейчас в Свердловской области работает 50 базовых площадок Дворца молодежи по профориентационной деятельности, техническому творчеству и естественно-научному образованию (до УИШ их было только шесть). Одна из таких площадок в 2018 году начала работать в Нижних Сергах на базе центра дополнительного образования детей. Набрано две экспериментальные группы: младшая, от 7 до 9 лет, и средняя — от 10 до 12 лет. Планируется, что с сентября работа будет вестись и с возрастной группой 13 — 15 лет. На оснащение площадки областной и муниципальный бюджеты выделили по миллиону рублей: закуплены наборы для конструирования роботов, программный контроллер для управления робототехническим комплексом, лазерно-гравировальный станок, 3D-принтер, 3D-сканер, 3D-ручка, ноутбук и комплект модульных станков. В ближайшее время такие площадки откроются в Нижней Туре, Красноуфимске, Невьянске, Асбесте, поселках Черноисточинск и Белоярский, селе Байкалово.
Бизнес тоже активно инвестирует в развитие технических способностей. «Предприятия, входящие в состав Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), активно участвуют в дополнительном техобразовании школьников — организуют на предприятиях тематические кружки, секции. Существуют и масштабные проекты. На базе НПО Автоматики уже в пятый раз проводится молодежный космический форум «Семихатовские чтения», где юные свердловчане представляют свои изобретения. Инновационные проекты, предложенные одаренными школьниками в рамках «Инжинериады», организованной УГМК, реализуются на предприятиях холдинга, — привела примеры исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова. — Серьезная профориентационная работа проводится специалистами СвЖД на Детской железной дороге и в технопарке «Кванториум». Все эти проекты являются важнейшими звеньями УИШ.
Первые результаты работы уже есть: десять свердловских команд из детсадов, школ и Домов творчества заняли призовые места в различных направлениях X Всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест-2018», в котором принимали участие представители 74 регионов России, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
По данным регионального Минобра, к 2020 году доля детей, получающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, должна вырасти не менее чем до 70% жителей в возрасте от 5 до 18 лет.
Завод для школяра
Вторая ступень для успешной реализации УИШ — развитие профобразования. Главный критерий — взаимодействие колледжей и техникумов с компаниями: совместная разработка образовательных программ и подготовка (переподготовка) специалистов.
— Министерство общего образования выстраивает работу таким образом, чтобы учреждения профобразования работали в тесном контакте с предприятиями, — подчеркнул Юрий Биктуганов. — В качестве примера, когда в процесс подготовки рабочих и инженерных кадров вовлекаются потенциальные работодатели, можно привести более полутора десятков проектов практико-ориентированного (или «дуального») обучения. В их числе проект «Будущее белой металлургии», который предусматривает обучение без отрыва от реалий производства. Студенты Первоуральского металлургического колледжа (ПМК) еще на этапе обучения получают полное представление о производственном процессе, лично знакомятся с оборудованием и технологиями, проходят стажировки у лучших мастеров.
— Предприятия создают свои учебные заведения или тесно сотрудничают с действующими. Примеры: Технический университет УГМК, Центр дополнительного профессионального образования на металлургическом заводе имени Калинина. Суть этих учебных заведений — интеграция теоретического обучения и производственной практики, — обозначила тенденции Татьяна Кансафарова. — Преподаватели чаще всего — действующие работники предприятия. Это устраняет разрыв между теорией и практикой. Во многих случаях выпускников готовят для конкретных рабочих мест, что после выпуска позволяет с первого дня приступить к работе на производстве.
— Мы давно и плотно сотрудничаем с профильными учебными заведениями, и обмен опытом между предприятием и учреждением СПО происходит постоянно. С одной стороны, в образовательный процесс вовлекаются наши специалисты, с другой — преподаватели повышают квалификацию, — делится опытом сотрудничества директор Корпоративного университета Трубной металлургической компании — ТМК2U Елена Позолотина. — С вузами у нас также имеется опыт по созданию совместных учебных программ. Но здесь очень важно, чтобы заинтересованность в таких совместных проектах была как со стороны учебного заведения, так и со стороны предприятия. Для вуза это возможность оценить реальные потребности предприятий в знаниях и умениях будущих выпускников, а для предприятия — один из путей решения кадровых вопросов через повышение качества подготовки выпускников. Только в этом случае специалисты-практики будут мотивированы включиться в совместную работу.
Вновь становится популярно наставничество:
— Понятие «наставник» включает в себя несколько больше, чем, например, корпоративный тренер, — говорит Юрий Биктуганов. — Наставник помимо профессиональных знаний делится личным опытом, в том числе и в таких вопросах, как, например, отношения в рабочем коллективе. Наставник на предприятии — по сути, как первый учитель в школе, он является для выпускника проводником в профессиональный мир. Мы одобряем идею наставничества, поскольку нам кажется, что именно это сыграет серьезную роль в укреплении на предприятиях традиций, формировании благоприятной среды для труда.
В Свердловской области также реализуется пилотный проект в сфере управления профессиональными образовательными учреждениями. Регион стал площадкой для пилотного проекта по созданию управляющей компании, в ведении которой будет находиться ПМК. Соглашение об этом подписали губернатор Евгений Куйвашев, министр образования и науки (сейчас глава Минпросвещения) РФ Ольга Васильева, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева и председатель совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров. Согласно достигнутым договоренностям, на базе ПМК будет создана УК в форме НКО. Основными направлениями ее деятельности станут нормативное регулирование работы колледжа, управление его имущественным комплексом, обеспечение высокого качества образовательного процесса. Управляющая компания будет сформирована на принципах ГЧП. Если апробация пройдет успешно и такой механизм управления будет признан эффективным, опыт Свердловской области будет предложен к тиражированию.
Специалист для компании
Бизнес будет наращивать роль в образовательном процессе и совместных проектах с заведениями среднего и высшего профессионального образования. По данным регионального правительства, в 2016 — 2017 годах свердловские предприятия ежегодно инвестировали в образование более 1 млрд рублей. Причины две. Первая — дефицит кадров.
— В последнее время ощущается проблема нехватки квалифицированных кадров в промышленности, в том числе инженерных специальностей. Это показывают результаты соцопроса руководителей предприятий, входящих в СОСПП, — подтверждает Татьяна Кансафарова. — Более трети из них считают кадровую политику залогом успешной производственной и инвестиционной деятельности.
По данным Минобра, в числе наиболее востребованных — инженерные профессии, что во многом обусловлено тем, что Свердловская область — промышленный регион:
— Ведется активная работа по подготовке кадров по списку профессий «Топ-50», утвержденному министерством труда и социальной защиты РФ. На сегодняшний день разработаны и прошли процедуру лицензирования программы для 15 новых профессий, в числе которых «Мехатроника и мобильная робототехника», «Аддитивные технологии», «Токарь на станках с ЧПУ», «Фрезеровщик на станках с ЧПУ», «Технология металлообрабатывающего производства».
Вторая причина — постоянно меняющиеся требования к набору компетенций, часто межфункциональной направленности. Рынку нужны профессионалы, способные быстро осваивать современные технологии. «Сейчас молодому специалисту уже недостаточно быть просто высококвалифицированным работником, его уровень должен соответствовать мировым стандартам, таков современный запрос», — подчеркивают в Минобре.
— В последние годы в профессиологии появился новый термин — «трансфессия». Это вид трудовой активности на основе сближения и переплетения профессиональных компетенций из разных специализированных областей. Соответственно трансфессионализм — способность к специализированным видам деятельности широкого радиуса. Именно такие специалисты необходимы современному работодателю, — формулирует запрос Сергей Васильев. — Особую актуальность приобретает транспрофессиональная подготовка в профессиональной школе. Это могут быть специальные модули бакалаврских основных образовательных программ (ООП), магистерские ООП и программы переподготовки или переквалификации специалистов широкого профессионального спектра.
— Сейчас особый акцент практически во всех отраслях делается на digital-skills. Цифровое будущее фактически наступило, и данное направление очень интенсивно развивается. Образование не успевает за таким бурным прогрессом в этой сфере, а потребность автоматизировать многие процессы сейчас есть у всех компаний. Также у современных выпускников инженерных специальностей не хватает так называемых soft-skills. Чтобы решать производственные задачи, необходимы не только специальные знания, но и коммуникативные навыки, умение работать в команде, навыки планирования и организации работы, — анализирует ситуацию Елена Позолотина. — Эти навыки можно развивать, вовлекая студентов в проекты предприятий. У нас уже существует положительный опыт по участию студентов в молодежной научно-практической конференции ТМК и Группы Синара. Это масштабная площадка, в рамках которой студенты могут наравне с сотрудниками предприятий представить свои проекты по широкому спектру направлений: металлургия, финансы, механика, электрика, энергетика, менеджмент и многие другие. Кроме того, у них появляется возможность познакомиться с корпоративной культурой ТМК как их потенциального работодателя, установить связи с будущими коллегами, расширить кругозор, поскольку мероприятие включает в себя множество обучающих кейсов.
Проект для кадров
Участники УИШ признают, что проект обеспечил качественно новый уровень подготовки инженерных кадров в регионе: система образования приобретает вид единой кооперационной цепочки, объединяющей школы, среднее профессиональное звено, вузы как производителей интеллектуального продукта, и предприятия — его заказчиков. При этом многие из них убеждены, что подобные образовательные проекты для более эффективного решения поставленных задач нужно совершенствовать.
— Концепция «Уральская инженерная школа» была создана в 2014 году и определила фокусировку и основные направления деятельности, поставив проблему подготовки квалифицированных инженерных кадров, и связь этой задачи с конкурентоспособностью экономики и промышленности в целом. Все это абсолютно правильные посылы. Но многие направления в концепции сформулированы как задачи, а не как мероприятия, — объясняет первый проректор УрФУ Сергей Кортов. — С управленческой точки зрения концепцию надо доработать в виде приоритетного проекта Свердловской области в рамках единой проектной методологии, иначе она останется набором очень правильных целей и задач, но не действий. В частности, в формат мероприятий не переведены задачи, стоящие перед системой высшего образования, дополнительного профессионального образования. Частично эту задачу решает приоритетный проект Свердловской области «Вузы как центры пространства создания инноваций», но в настоящее время требуется его согласование с УИШ.
По мнению Сергея Кортова, первым делом нужно переформатировать проект в формат проектного управления:
— Мы с министерством образования и вузами Свердловской области готовы сделать это в течение двух-трех месяцев. Позитивный опыт взаимодействия с Минобразования Свердловской области имеется: в 2017 году мы совместно разработали и выполняем концепцию развития работы с талантливыми детьми. Это как раз задачи УИШ. Второе. Движение Ворлдскиллс стремительно разворачивается по сравнению с 2014 годом, когда это был лишь пилотный проект. И с этой точки зрения можно абсолютно точно конкретизировать перечень мероприятий на ближайшие несколько лет, связанных с развитием Ворлдскиллс. Третье. Активизировалась позиция бизнеса: УГМК, Первоуральский новотрубный завод, Русская медная компания, НПО Автоматики, Россети, Ренова. За последние два года появилось достаточное количество позитивных практик, которые требуют упаковки и привлечения в формат УИШ. Четвертое. За это время принят целый ряд стратегических документов — стратегия научно-технологического развития РФ, дорожная карта НТИ, госпрограмма «Цифровая экономика». Также 7 мая вышел указ президента — проектное задание правительству РФ, которое должно иметь конкретное кадровое обеспечение. Мне кажется, что с учетом этих документов стратегического характера нам необходимо модернизировать проект УИШ. Те задачи, которые сформулированы в последние два года, нужно принять к исполнению в виде планов мероприятий и программ.
— Сейчас снизу есть потребность использовать УИШ как интеграционный проект подготовки кадров для экономики. Он таким и являлся, но волею судеб сфокусировался на одной, безусловно, важной задаче — создании центра для подготовки кадров рабочих профессий, — итожит Сергей Кортов. — Это прекрасно, но сегодня уже недостаточно. Нужно развивать все другие направления, которые записаны в самой программе.
Школа — СПО — вуз — предприятие
ТМК создала комплексную систему профориентационной работы, которая является сквозной и охватывает все уровни образования, констатирует директор Корпоративного университета Трубной металлургической компании — ТМК2U Елена Позолотина
— Как вы оцениваете первые итоги реализации проекта «Уральская инженерная школа»? Нужны ли такие инициативы от институтов власти или инициатором аналогичных программ должен быть бизнес?
— Такие инициативы несомненно нужны. Это очень хорошо, что государство обращает внимание и поддерживает такие важные и достаточно проблемные сферы, как подготовка инженерных кадров. ТМК в той или иной мере включилась во все направления деятельности по проекту УИШ. Корпоративный университет ТМК2U — основной методолог в рамках проекта и совместно со службами персонала предприятий ведет профориентационную работу со школьниками, подготовку кадров в СПО и ВО. В рамках профориентационной деятельности мы создали общекорпоративную программу ТМК, где предусмотрели разные по смыслу и содержанию мероприятия, направленные на формирование заинтересованности в выборе металлургических профессий. Также мы реализуем во всех регионах присутствия компании проект для школьников старших классов «Точка опоры», который теперь является частью общекорпоративной программы. В рамках работы с СПО мы плотно сотрудничаем с учебными заведениями в регионах, где расположены наши предприятия, в том числе по совместному созданию обучающих программ, обновлению материально-технической базы, организации практик. Кроме этого, у нас есть опыт по созданию совместных учебных программ с вузами и по вовлечению студентов в мероприятия ТМК.
— Когда нужно начинать профориентационную работу?
— Профориентацию можно начинать уже с дошкольного возраста, но в рамках нашей системы профориентации мы начинаем работать с младшими школьниками. Это возраст, в котором уже начинают формироваться системные представления о мире профессий и интерес к рабочим и инженерным специальностям. Один из методов по выявлению склонностей и способностей детей — профориентационные мультфильмы по основным рабочим профессиям металлургической отрасли, которые были созданы нами как раз в рамках УИШ. Наметив траектории развития школьников, мы далее сопровождаем их через вовлечение в различные мероприятия предприятий и консультации родителей.
Следуя принципам УИШ, ТМК создала комплексную систему профориентационной работы, которая является сквозной и охватывает все уровни образования в цепочке «школа — СПО — вуз — предприятие».
— В каких направлениях должно строиться сотрудничество предприятия и вуза?
— Это образовательные программы для сотрудников, научно-исследовательские работы, а также привлечение студентов к различным проектам, где есть потребность в квалифицированной рабочей силе — для студентов это практический опыт, для предприятия — польза и решение практических задач.
— Что говорит ваш опыт: как быстро студенты определяются с выбором специализации? Помогает ли производственная практика сделать такой выбор в пользу одного из направлений?
— Определяться со специальностью необходимо уже начиная со школы, именно на это направлена наша профориентационная программа. Именно там мы должны сформировать у школьника осознание своих способностей и понимание того, чем он будет заниматься, выбрав ту или иную специальность. В вуз человек должен прийти осознанно. Практики помогают глубже понять специфику работы и выбрать направление в рамках своей специальности, в котором студент будет дальше развиваться. Поэтому во время практики очень важно поручать выполнять студенту реальную работу.
— Какие инженерные специальности сегодня востребованы?
— Конечно, основная потребность для ТМК — это профессии и специальности металлургической отрасли. Нам нужны инженеры в области металлургии, гидравлики, ремонта и обслуживания металлургического оборудования, автоматизации. Есть потребность в управленцах линейного уровня, таких как производственные мастера. Это должны быть специалисты с высшим профильным образованием.