Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты ежегодного исследования «Корпоративная благотворительность и волонтерство на Урале». Восемь лет мы отслеживаем базовые показатели корпоративной благотворительности, и уже в пятый раз включаем в поле зрения корпоративное волонтерство. Акцент исследования 2018 года — благотворительные и волонтерские проекты в области экологии (2017-й стал Годом экологии в России).
В исследовании по итогам 2017 года приняли участие 15 компаний и корпоративных благотворительных фондов. В проекте участвуют компании, ведущие деятельность в масштабах как Большого Урала, так и всей России. Мы отдаем себе отчет в том, что небольшая выборка компаний и благотворительных фондов не отражает ситуацию с корпоративной благотворительностью в регионе в полной мере, но она позволяет получить срез актуального состояния, основных тенденций и проблем в этой сфере. Костяк исследования составляют компании, давно и активно действующие на ниве благотворительности. В этом году мы также привлекли к участию в исследовании представителей некоммерческого сектора — благотворительные фонды. Но о них позже.
С чистой совестью
В прошедшем году опрошенные компании и корпоративные благотворительные фонды реализовали на территории Урало-Западносибирского региона более сотни благотворительных программ и проектов. Финансовую сторону благотворительной деятельности раскрыли 12 участников исследования — их совокупный бюджет в 2017 году чуть недотянул до 2 млрд рублей, что почти вполовину больше, чем годом ранее. Опрошенные компании и корпоративные фонды отмечают, что увеличилось число как реализованных благотворительных программ, так и благополучателей (по 20% ответов респондентов). Мы можем говорить о восстановлении сферы после кризисных 2014 — 2015 годов. Участники исследования продолжают начатые системные изменения, направленные на качественное улучшение благотворительной деятельности: проводят оценку эффективности (15,6%), создают партнерства с НКО и другими игроками рынка (12,5%), пересматривают приоритеты благотворительности (12,5%), переходят от помощи в денежной форме к натуральной или безвозмездной профессиональной — pro bono (6,3%). Основным путем развития сферы корпоративной благотворительности остается поддержка волонтерских инициатив сотрудников (20%). Немаловажная роль в развитии благотворительности компании отводится оценке социального эффекта реализуемых программ, кооперации с другими компаниями и НКО (оба направления — по 17,8%).
Помимо действий, направленных на повышение эффективности благотворительности, опрошенные компании отмечают, что важным фактором развития сферы является повышение прозрачности благополучателей (почти 15% ответов), а также освещение благотворительной деятельности в СМИ и на специализированных мероприятиях, профессиональное общение. Немаловажная роль отводится поддержке благотворительности государством в публичной сфере (19%).
Действия компаний направлены на формирование среды, благоприятной для жизни сотрудников и членов их семей, населения территорий присутствия, где они часто являются градообразующими предприятиями. При выборе сфер реализации благотворительной поддержки уральские компании, как и в прежние годы, акцентируют внимание на поддержке местных сообществ (29,7%), образовании (15,6%), социальной защите и здравоохранении (по 12,5% ответов), экологии (6,5%).
Благотворительность уральских компаний социально ориентирована: основной категорией благополучателей остаются дети — суммарно на детей с особыми потребностями, сирот и беспризорников, талантливых детей приходится 37,2% совокупного благотворительного бюджета. Далее по убыванию доли следуют пожилые люди и ветераны — 14%, социально незащищенные слои населения (матери-одиночки, беженцы и мигранты, бездомные) — 11,3%, взрослые инвалиды и лица, нуждающиеся в лечении, — 11,3%, молодежь — 9,3%.
Благотворительные проекты в области экологии реализуют три четверти опрошенных компаний и корпоративных благотворительных фондов. Наиболее популярны мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения к природе, экологического воспитания населения, сотрудников и членов их семей, вовлечение их в природоохранную деятельность (по 20% ответов респондентов). Чуть менее популярны мероприятия по сбору и вторичной переработке отходов (18%), минимизации рисков климатических изменений, популяризации и внедрения ресурсосберегающих и «чистых» технологий (16,4%), экологическому мониторингу (12,7%). При реализации экологических программ акцент делается на стимулировании волонтерства среди сотрудников (37% ответов респондентов). В сфере экологии компании также активно практикуют прямую помощь по запросам НКО и иных организаций, постоянную поддержку выбранных благополучателей, гранты и стипендии (по 14,8% ответов). Интересен опыт Северского трубного завода по проведению для школьников уроков по естественным наукам на производстве — в лабораториях службы экологического контроля, на очистных сооружениях.
В целом при реализации благотворительной деятельности компании отдают предпочтение таким формам, как прямая помощь по запросам благополучателей (16,4% ответов), сотрудничество с НКО (13,7%), постоянная поддержка выбранных получателей помощи (12,3%), реализация грантовых программ (11%). Активно используются формы, вовлекающие сотрудников: стимулирование волонтерства (12,3%) и сбор пожертвований со стороны сотрудников (11%).
Свободный выбор
Волонтерство прочно закрепило за собой место в корпоративной социальной ответственности компаний, стало системным в большинстве опрошенных компаний. Координацию этой сферы чаще поручают отделам по внешним коммуникациям и связям с общественностью или комитету из числа сотрудников, которые доносят до сотрудников информацию о планируемых волонтерских акциях через корпоративные почтовые рассылки, сайты и здания, «сарафанное радио» — самих сотрудников и социальные сети.
Зачастую волонтерство в уральских компаниях реализуется в форме традиционного добровольничества — посещения детских домов, участия в субботниках (38% ответов респондентов), сбора средств среди сотрудников для нуждающихся (27,6%), а также, что немаловажно, в форме pro bono — (17,3%).
В большинстве случаев волонтерство становится для сотрудников формой активного досуга — им занимаются в нерабочее время и выходные дни. Это один из факторов, объясняющих, почему в уральских компаниях распространено волонтерство с привлечением членов семей сотрудников (27,2% ответов). Более популярно только наставничество — 36,4% ответов участников исследования.
Главными проблемами корпоративного волонтерства остаются отсутствие инициатив (28,5%) и системного подхода (24,3%), бюрократия (14,2%). Пока, по мнению специалистов компаний-респондентов, отношение руководства предприятий к корпоративному волонтерству влияет на его развитие больше, чем законодательные изменения в сфере добровольчества и благотворительности.
Участием исследование поддержали шесть НКО: благотворительные организации «Аистенок», «Лавка Добра», «Надежда» и «Семья детям», благотворительные фонды «Счастливое детство» и «Надежная смена».
Основные направления распределения помощи — социальная работа и социальная защита (53,3% суммарных денежных расходов участников исследования), поддержка социально значимых молодежных инициатив, детских и молодежных движений и организаций (33,3%), а также пропаганда здорового образа жизни, спорта, туризма (13,3%). Если рассматривать сферы оказания помощи через призму трудозатрат волонтеров и сотрудников НКО, то наиболее емкими являются социальная работа (31%), здравоохранение (31%), ЗОЖ и спорт (21,7%). Среди получателей помощи наибольшее внимание уделяют молодежи (21% совокупного числа волонтеров), детям с особыми потребностями (11,5%), мигрантам и беженцам (11,5%), сиротам и беспризорникам (7,5%), малообеспеченным слоям населения и многодетным семьям, пожилым людям и ветеранам, бездомным (по 5,7%).
Основной источник финансирования благотворительных и добровольческих программ и проектов — средства корпоративного сектора. В 2013 — 2017 годах в среднем на пожертвования бизнеса приходилось 35 — 45% совокупного бюджета участников исследования. Доля государственной помощи — 25 — 35%.
Опыт отношений с бизнесом имеют почти все опрошенные НКО, это прежде всего сотрудничество при поиске адресатов помощи (33,3% ответов, данных респондентами), привлечение сотрудников компаний к индикативам НКО (16,6%) и помощь компаниям в разработке корпоративных программ благотворительности и волонтерства (16,6%).
Опрошенные почти единогласно сходятся во мнении, что корпоративное волонтерство только набирает популярность, а потенциально это мощный канал развития и популяризации благотворительности и волонтерства в регионе. Организации планируют развивать партнерство с бизнесом и впредь.
Отношения опрошенных НКО с местной и государственной властью складываются неровно. С одной стороны, почти все респонденты принимают участие в конкурсах на предоставление государственных субсидий. Благотворительный фонд «Надежная смена» кроме этого принимает участие в государственных закупках, еще двое участников планируют это делать. Но свои благотворительные программы опрошенные НКО предпочитают реализовывать самостоятельно, без привлечения власти на местах. Опрошенные также отмечают недостаточно активное привлечение НКО к реализации социально значимых услуг со стороны государства и местных властей. А опыт сотрудничества организации оценивают как эффективный для всех участников процесс (прежде всего для благополучателей, общества и властей), кроме самих себя: применительно к себе уровень эффективности сотрудничества с властью НКО оценили как средний и ниже среднего.
Вокруг вопроса с поправками в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятыми в этом году, существует полемика: половина участников воздержалась от ответов на вопросы анкеты, связанные с ними. Те же, кто выбор сделал, отметили, что в существующей жестко регулирующей добровольческую деятельность редакции закон не нужен, так как он не поможет усилить ответственность организаций и волонтеров, не позволит структурировать деятельность волонтеров и повысить ее эффективность. Волонтерство, по словам опрошенных, это личное дело, веление души и выбор человека, а не то, что написано на бумаге — в договоре или личной книжке волонтера.