Низкий уровень темпов экономического роста на этапе выхода экономики из рецессии, — пожалуй, главный предмет недовольства бизнеса. Предприниматели откровенно устали от макроэкономической стагнации. Запуск инвестиционной активности — основное ожидание предпринимательского сообщества в регионах в новом политическом цикле.
Стратегические документы вроде бы отвечают на этот запрос. Одна из задач, сформулированных в указе о национальных целях и стратегических задачах России до 2024 года, — войти в пятерку крупнейших экономик мира с темпами экономического роста выше среднемировых.
Слова правильные. Экономисты, однако, рассуждают с позиций прагматики. Наиболее корректное сравнение размера экономик мира — в долларах США с учетом паритета покупательной способности валют (ППС). Директор инвестиционного департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов рассматривает этот подход как единственно верный: «В этом случае мы считаем ВВП не в наших ценах с учетом валютного курса, а в тех ценах, которые на производимые у нас товары и услуги сложились в США». Номинальный размер российского ВВП в этом году, по оценкам МВФ, составит 1,72 трлн долларов. По этому показателю, по расчетам Кирилла Тремасова, Россия будет находиться на 11 месте среди крупнейших экономик мира с долей 1,97%. Однако если пересчитать с учетом ППС, то размер российской экономики в 2018 году увеличивается до 4,17 трлн долларов, и при таком сравнении наша доля в мире составляет уже 3,09%. В этом рейтинге мы оказываемся на шестой позиции между Германией и Индонезией.
— Если опираться на прогнозы МВФ, то, чтобы не пропустить Индонезию к 2024 году вперед, мы должны в 2019 — 2023 годах расти на 3,6% в год. А чтобы обогнать Германию и выйти на пятое место, российская экономика должна расти уже на 6,4% в год, — рассуждает эксперт. — То есть задача выйти на пятое место в мире — это даже не о росте на уровне мирового (3,5 — 4%), а примерно в 1,6 — 1,7 раза быстрее, чем растет мир. И уже со следующего года.
Между тем официальный прогноз динамики ВВП на ближайшие три года предполагает рост на уровне 2%. Исследовательские группы дают еще меньше. Как говорил классик, русская шапка — хитрый предмет…