Апгрейд

Уральский федеральный университет при участии аналитического центра «Эксперт» разработал концепцию приоритетного проекта «Умный регион», который с июля запущен в Свердловской области

Читайте Monocle.ru в

Цифровизация стала ключевым элементом конкурентоспособности территорий. Развитие ИТ-сектора порождает новые (и главное — качественные) рабочие места, обеспечивает «приземление» добавочной стоимости, способствует кардинальному росту эффективности предприятий и использования инфраструктуры, формирует городскую среду принципиально иного качества.

В общероссийскую повестку диджитал-тематика плотно вошла в декабре 2016-го. Тогда Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость внедрения ИКТ-решений во все сферы жизни. Через пять месяцев после этого была принята новая стратегия информационного общества, а через семь — программа «Цифровая экономика».

 

Бэкграунд

В профильных региональных рейтингах Свердловская область занимает довольно скромные позиции. Так, Минкомсвязи по уровню информатизации поставило Средний Урал в 2017 году лишь на 63 место, Минэкономразвития по степени внедрения и эффективности использования технологий на базе ГЛОНАСС — на 48-е. Однако опираться только на эти исследования при оценке потенциала территории не совсем корректно. Их ключевой недостаток — недостаточное внимание к общественному и корпоративному секторам, наиболее восприимчивым к новым цифровым веяниям. 

По статистике, в Свердловской области в ИКТ-отрасли создано более 10,5 тыс. рабочих мест (шестая позиция в РФ, 2,7% общероссийского показателя). Относительно высокая занятость обусловлена базированием в регионе ряда компаний федерального уровня. Крупнейшие — «СКБ Контур», НАГ, «Юнит», УЦСБ, «Наумен», «Хост» с суммарной выручкой в 2017 году — около 18 млрд рублей. «Контур», заработавший больше 10 млрд рублей, вынашивает грандиозные планы. Фирма собирается создать на территории почти в 17 га ИТ-парк, объединяющий научно-образовательную, исследовательскую, деловую и жилую инфраструктуру. Инвестиции в проект оцениваются в 7,2 млрд рублей.

НеИКТ-бизнес, расположенный на территории региона, демонстрирует высокую готовность к информатизации. По итогам опроса Свердловскстата, проведенного в 2016 году, подавляющее большинство компаний использовало базовые цифровые инструменты (компьютеры, электронную почту, интернет). Облачные сервисы на тот момент внедрили 25% фирм (для сравнения: аналогичный показатель в Эстонии тогда составлял 23%, Италии — 22%, Франции и Германии — 17% и 16% соответственно).

Рассуждая о готовности к цифровизации жителей Свердловской области, стоит обратить внимание на три момента. Во-первых, доступ к интернету в регионе на данный момент есть у 77,3% домохозяйств (средний показатель по России — 75%).

Во-вторых, по данным компании «Мегафон», на Среднем Урале около половины абонентов используют смартфоны (около трети — с поддержкой 4G). Наиболее высок показатель проникновения умных устройств в Екатеринбурге, его городах-спутниках, а также в муниципальных образованиях, находящихся на севере области. Жители административного центра в 2017 году выкачали более 21 петабайта информации (для понимания: это около 4,5 млн фильмов dvd-качества или примерно 2,1 — 2,2 млрд песен). При сравнении данных по проникновению смартфонов (в том числе с поддержкой 4G) с показателями объема мобильного трафика видно, что абоненты северных городов потенциал новейших устройств используют слабо. Отдельно стоит обратить внимание на 350-тысячный Нижний Тагил, где проникновение смартфонов превышает 50%, а объем мобильного трафика всего в полтора раза больше, чем, например, в 70-тысячной Верхней Пышме и в два раза больше, чем в 45-тысячной Верхней Салде.

Третий момент — четверть жителей региона в возрасте 15 — 72 лет совершает покупки или заказывает услуги в интернете. Доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли в 2016 году составила 1,36%. По данному показателю область отстает только от Москвы и Санкт-Петербурга, где заказы с помощью интернета совершает около трети населения, и Татарстана (28% граждан заказывают товары и услуги в интернете).

Итого: потребители Свердловской области (как в корпоративном, так и в массовом секторе) готовы к внедрению смарт-решений, однако пока полностью не осознают, какие эффекты это может дать. На территории региона фактически сформировался кластер сильных ИТ-компаний, который может стать одной из опор дальнейшего развития цифровой экономики. 

Концепция

В фундамент проекта «Умный регион» легла модель устойчивого развития (sustainable development, SD), считающаяся на данный момент наиболее прогрессивной территориальной политикой. Она предполагает баланс трех составляющих — экономического роста, социального прогресса и ответственности за окружающую среду. Главное, чего хотят добиться идеологи SD, — достижения максимальной эффективности, открытости и равенства. Сделать это без обращения к информтехнологиям решительно невозможно.

Предполагается, что работа будет вестись сразу по трем магистральным направлениям. Первое — превращение Свердловской области в территорию, комфортную для внедрения наиболее передовых отечественных и зарубежных смарт-сервисов. Это означает, что в регионе прежде всего должно быть создано единое пространство данных (ЕПД), которое позволяет системам легко обмениваться информацией (например, осуществлять планирование транспортных маршрутов с учетом уровня загрязнения территории).

Концепция постулирует: внедрение сервисов — не самоцель. Они — всего лишь инструмент повышения качества жизни людей и уровня конкурентоспособности локальной экономики. Поэтому ИТ-решения необходимо четко привязывать к особенностям той или иной территории. Попросту говоря, «умный» набор для Каменска-Уральского, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Тугулыма не может быть одинаковым.    

Одновременно надо осознавать, что комплексные смарт-проекты стоят очень дорого. По данным Bank of America, инвестиции, например, Сингапура в программу Smart Nation составляют порядка 2 млрд долларов. У Свердловской области (и тем более городов) таких средств нет.

В этих условиях ключевым вопросом становится идентификация приоритетов. Определять их предлагается путем выставления сервисам экспертных и (где это возможно) количественных оценок по четырем параметрам: величина потенциальных эффектов (экономических, социальных, экологических); скорость возникновения эффектов; уровень ресурсозатратности; стадия реализации сервиса.

В теории на первом этапе реализации проекта «Умный регион» (2018 — 2024 годы) со стороны властей наиболее логично было бы вкладываться в сервисы с быстрыми эффектами и низкой ресурсозатратностью, а также в долгие дешевые решения, реализация которых уже когда-то началась. На втором этапе (2025 — 2030) разумно инвестировать, например, в сервисы с низкой скоростью проявления эффектов и высокой ресурсозатратностью, а на третьем (2031 — 2035) — в дорогие сервисы с быстрыми эффектами.

Опрос более 280 экспертов, показал, что топ-5 решений первой пятилетки для областных и муниципальных властей должен выглядеть так: системы удаленной покупки билетов на городской/пригородный/междугородний транспорт; единая система информации о земельных участках; единый портал госуслуг; технологии ведения показателей успеваемости (электронные журналы, электронные дневники); электронный документооборот и платформы межведомственного взаимодействия.

Центры разработки

Следующее магистральное направление проекта — создание в Свердловской области центров разработки умных решений (жить на заимствованных технологиях можно, но это порождает зависимость от внешних поставщиков и вымывает с территории компетенции). Один из них будет научно-технологическим: среди участников — УрО РАН, УрФУ и другие вузы региона. Второй — рыночный — объединит местные компании («СКБ Контур», УЦСБ, «Наумен», «Тринити», НПО «Сапфир», «ДатаКрат», «Хост», УГМК-Телеком, «Экстрим-про», Уралгеоинформ, УОМЗ и т.д.) и спин-оффы международных и российских компаний (НТС, Huawei, Ростелеком, «Галактика», Yandex).

На территории региона планируется сформировать несколько полигонов для тестирования сервисов, принципиально новых технологий, cтандартов и других элементов модельной архитектуры в среде, напоминающей реальные условия. Испытательными площадками могут выступать существующее либо специально построенное здание, участок дороги, университетский кампус, квартал, район и даже город.

В качестве пилотного greenfield-полигона на данный момент рассматривается территория, которую планируется отвести под Экспо-2025 (площадь — 555 га). Здесь будут реализовываться прорывные ИТ-проекты (в том числе в области беспилотного транспорта, телемедицины, «умной» энергетики, онлайн-платежей, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта). 

Кроме того, на территории Экспо предполагается создание «живой лаборатории» (по примеру Барселоны и Амстердама), где разработчики могут с минимальными издержками заниматься апробацией своих решений, получать моментальную обратную связь от пользователей, венчуров, экспертов и, таким образом, ускорять коммерциализацию проектов.

Brownfield-полигонами могут стать районы (вроде Академического или Солнечного в Екатеринбурге), а также «вторые» города (например, Нижний Тагил, Серов, Первоуральск, Каменск-Уральский). В одних можно «заземлять» решения в области строительства и энергосбережения, в других — апробировать типовые смарт-сервисы с целью их дальнейшего тиражирования.

Очевидное узкое место создания центров компетенций — кадры. Только ленивый в последние лет пять не сказал, что нам категорически не хватает программистов, архитекторов и менеджеров ИТ-проектов. Дело усугубляется тем, что направление smart city — особое, для него характерны междисциплинарность, отсутствие достаточного опыта и быстрые изменения. Поэтому классические подходы, связанные с накоплением знаний и их трансляцией студентам, не работают. Не подходят и годами отшлифованные механизмы оценки компетенций и актуальности

учебных проектов. Сотрудники школ и университетов попросту к такому не готовы. Поэтому в образовательном процессе должны появиться новые позиции (куратор, ментор, технический эксперт).

Коммуникации

Третье направление — развитие системы внутренних и внешних коммуникаций, позволяющей модернизировать общественное сознание, соотносить инновационные ИТ-решения с запросами общества, бизнеса, власти, формировать имидж Свердловской области как сердца цифровой экономики. 

Человек по природе своей боится нового (особенно, если старое его устраивает). Диджитал-трансформация при всех своих плюсах оборачивается для общества большим стрессом. Жители Свердловской области должны научиться уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии. Иначе ничего хорошего из «Умного региона» не выйдет. Если говорить предельно конкретно, то у жителей региона необходимо развивать компетенции, связанные с хранением и обработкой контента, быстрой идентификацией информационного мусора и фейков, использованием мессенджеров и систем обмена данными, электронного голосования, соблюдением сетевого этикета, созданием и редактированием цифрового контента, защитой устройств.

Одним из главных элементов коммуникации должно стать проведение международных и всероссийских мероприятий по ИКТ-тематике, в том числе форумов разработчиков, конкурсов информбезопасности.

Первым шагом с точки зрения формирования имиджа области станет вступление Екатеринбурга во Всемирную организацию умных и устойчивых городов (WeGO), которая объединяет 120 мегаполисов, регионов и международных организаций (вроде Всемирного банка и ООН).

Деньги на все это

Главным финансовым инструментом реализации проекта должно стать государст­венно-частное партнерство. Бизнес, к слову, этот тезис поддерживает.

— Один из компонентов «Умного региона», экономическая эффективность которых очевидна, — энергосервисный контракт, — говорит руководитель направления по работе с региональными администрациями ГК Softline Владимир Пичугин. — Износ коммунальной инфраструктуры в российских городах оценивается примерно в 65%. Это значит, что сети нуждаются даже не в модернизации, а радикальной реконструкции. Денег на нее у муниципалитетов, как правило, нет. Конечно, энергосервис не панацея. Но финансировать за его счет отдельные проекты (например, модернизацию наружного освещения или водоснабжения в части станций второго подъема воды, перевод котельных с мазута на газ) вполне реально.

На первые два года реализации проекта «Умный регион» в Свердловской области потребуется около 4 млрд рублей (из них 3,35 миллиарда — внебюджетные средства). Примерно 1,5 млрд рублей уйдет на «умные» остановки (их предлагает оборудовать Ростелеком), около 35 миллионов — на системы электронного документооборота и электронных референдумов, 450 млн рублей — на видеонаблюдение в местах массового скопления людей, еще 40 — на системы управления землепользованием и мониторинга земель сельхозназначения.

Да, эти сервисы вряд ли совершат революцию. Но согласитесь, ждать транспорт куда приятнее в павильонах с бесплатным Wi-Fi, зарядными устройствами для телефонов и электронными табло, на котором отражается время прибытия автобуса.