IoT, да не тот

Павел Кобер
2 июля 2018, 00:00

Тренды года в интернете вещей — резкий рост и масштабирование промышленного сегмента, готовность бизнеса к экспериментам ради повышения эффективности, значительное упрощение управления устройствами

В мае корпорация Google объявила о запуске платформы Android Things для устройств интернета вещей (IoT), которая уже выведена из beta-теста. Android Things — это управляемая операционная система (ОС), которая предоставляет специалистам по программному обеспечению набор средств разработки (SDK) для создания сертифицированного IoT Google устройства любого типа. Разработчики предлагают ОС владельцам «умных» банкоматов, киосков и цифровых вывесок. Android Things позиционируется как средство программирования устройств с такими функциями, как обработка видео и аудио, а также с дополнительным обучением через TensorFlow, с бесплатной библиотекой программного обеспечения Google для машинного интеллекта.

— Наша цель состоит в том, чтобы позволить владельцам различного оборудования создавать программное обеспечение быстрее, дешевле и безопаснее, — сказал директор по управлению продуктами Google Венкат Рапака.

Android Things конкурирует с Greengrass от Amazon и Windows IoT от Microsoft. Последний объявил накануне на конференции Build 2018 в Сиэтле о ряде инициатив, связанных с искусственным интеллектом и периферийными компьютерами.

Смерть антропоцентризма

По прогнозам аналитиков Microsoft, к 2020 году во всем мире будет функционировать уже 30 млрд устройств IoT — средств идентификации, измерения, передачи и обработки данных. Директор по маркетингу облачной платформы Microsoft в России Дмитрий Марченко прямо заявил, что антропоцентричному миру генерации информации приходит конец:

— Важнейшее изменение, которое необходимо осознать, заключается в том, что человек перестает быть доминирующим по численности среди активных участников информационного пространства. Теперь не мы основные поставщики информации, а устройства. Девайсы становятся маленькими и дешевыми, но очень значимыми для реализации проектов интернета вещей. Разнообразие этих устройств бесконечно: индивидуальные носимые устройства, устройства индивидуальной идентификации, датчики в зданиях и на оборудовании, медицинские инструменты и приборы… Пока мы еще не все их знаем, но если вы видите какую-то задачу, будьте уверены: под ее решение устройство уже создано либо очень скоро появится.

Интернет вещей представляет собой полностью автоматизированный цикл работы приборов и систем за счет их подключения к беспроводной сети. Один из наиболее известных примеров в потребительской сфере — технологии «умного» дома. Как система HomeKit компании Apple: благодаря ей можно подключить, объединить и контролировать со смартфона технику в доме — интеллектуальные светильники, замки, термостаты, розетки и многое другое. Пользователь может создавать определенный сценарий, например «выхожу из дома»: система погасит свет, закроет замок двери и снизит температуру в помещении.

В промышленности проекты IoT также реализуются уже несколько лет. Например, Rolls-Royce использует расширенную аналитику и IoT в сфере авиаперевозок: каждый из 13 тысяч авиадвигателей производства этой компании снабжен тысячами датчиков, генерирующими терабайты информации. Начиная проект IoT для обслуживания двигателей, упреждающего ремонт, Rolls-Royce впоследствии расширила задачи: теперь, изменяя режимы эксплуатации двигателей, можно экономить топливо (на него приходится более 40% в структуре затрат авиакомпаний). Всего 1% экономии приносит в расчете на один самолет 250 тыс. долларов в год.

 047_expert_ural_27-1.jpg Источник: Microsoft
Источник: Microsoft

Другой пример внедрения промышленного интернета вещей демонстрирует производитель лифтов Thyssenkrupp. Компания также начала с задачи предиктивного обслуживания и мониторинга состояния техники, а теперь развивает проект с технологиями дополненной реальности, что позволяет максимально точно диагностировать место, где возникает проблема, и очень быстро устранить неисправность. В результате длительность ремонта лифтового оборудования сократилась вдвое.

— Мир меняется не где-то, а здесь и сейчас. Причем скорость изменений нарастает. Во всем мире с 2013 по 2016 год запущено около 7700 бизнес-проектов в области интернета вещей, из них в 2016 году — примерно 3 тысячи. Это ускорение мы наблюдаем и в России, — констатирует Дмитрий Марченко. — Уже сейчас в нашей стране бизнес IoT оценивается более чем в 4 млрд долларов, а к 2020 году его объем превысит 9 миллиардов. Причем ожидается значительный рост всех сегментов: на транспорте, в производстве, логистике, ритейле, здравоохранении, энергетике, банках, строительстве. Проекты развиваются не только в количестве, но и по масштабу. Как правило, они стартуют в рамках одного продукта или в рамках одного региона. И мы видим, что как только доказана теория об успешности этого подхода, проект начинает очень быстро расти, включая в себя новые направления. Очень часто проекты IoT выходят за рамки одной организации, потому что именно эти технологии позволяют получить синергию на стыке поставщиков данных, которые есть в разных сегментах бизнеса и в разных индустриях.

Хвост, который виляет рыбой

Важно, что российские компании не только заимствуют из-за рубежа готовые решения, но и реализуют собственные проекты в сфере промышленного интернета вещей. Так, резидент Сколково компания Aqual разработала проект «Умные рыбные фермы». Решение позволяет в зависимости от спроса в ритейле управлять скоростью производства рыбы с помощью автоматического регулирования основных параметров, в том числе воды (химического состава, температуры, насыщения кислородом и азотом). Благодаря IoT хозяйство оптимизирует ресурсы, не расходуя лишний корм для невостребованной на рынке рыбы, а также обеспечивая постоянную и равномерную загрузку персонала. Технология реализована на пилотном проекте в Подмосковье, энергоэффективность «умной рыбной фермы» оказалась в два-три раза выше обычной, себестоимость продукции снизилась на 20 — 30%.

Кировский банк «Хлынов» с помощью интернета вещей реализовал задачу мониторинга банкоматов. Решение позволяет не просто отслеживать количество оставшихся в банкомате купюр, но и предсказывать, сколько денег нужно загрузить, чтобы все желающие снять наличные смогли это сделать. При этом остаток средств должен быть минимальным, ведь речь идет о наличке, которую банк вынужден исключать из оборота. Результат реализации проекта — снижение количества наличности более чем на 40%.

Компания «ЭР-Телеком» (торговые марки «Дом.ru, «Дом.ru Бизнес», «Энфорта») в сфере интернета вещей прорабатывает несколько вертикальных рынков и отраслевых решений. Например, реализуется проект «Умный свет», для чего уже имеются все компоненты: осветительное оборудование, модули управления и передачи данных, система мониторинга и управления освещением. В апреле-мае компания провела его комплексное тестирование.

В июне в одном из городов-миллионников появится улица с «умным» освещением.

— В России реализованы точечные проекты на основании технологии LPWAN (энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия. — Ред.), существуют локальные сети нескольких компаний на уровне одного города, нескольких районов в городе или нескольких домов. В основном это кейсы в ЖКХ, локальные пилотные проекты в промышленности, — комментирует директор по b2r филиала «Дом.ru Бизнес» в Екатеринбурге Станислав Никифоров. — По нашим данным, сегодня решения и устройства российской разработки используются и в СНГ, и в странах Европы. Основные перспективы экспорта отечественных IoT-решений — это область разработки и производства конечных устройств — датчиков. Они входят в состав сложных проектов.

По мнению эксперта, среди главных ограничений, препятствующих более активному внедрению IoT в мире и в России, — мировоззрение людей, как заказчиков, так и производителей. Компании должны осознать: чтобы оставаться эффективными, им необходимо перестроить часть бизнес-процессов, уйти от «визуальной» диспетчеризации к более эффективным технологиям. Один из важнейших трендов текущего года — трансформация сознания у сотрудников компаний, которая приведет к осмыслению возможных решений, а затем к реализации и внедрению реальных проектов в сфере промышленного интернета вещей. При внедрении цифровых решений человек должен полностью передать машине большую часть рутинных операций.

А компаниям необходимо увидеть возможности использования собранных данных в процессе управления бизнесом.

Станислав Никифоров подчеркивает, что для стимулирования внедрения и использования решений и сервисов в области интернета вещей необходимы слаженные действия всех участников цифровой экосистемы:

— Государство должно обеспечивать гибкое регулирование и создавать стимулы для развития инновации. Бизнесу необходимо пересмотреть отношение к рискам, быть готовым к экспериментам и быстрому самообучению, проявлять открытость для построения межотраслевой системы взаимодействий с другими игроками. Только благодаря отсутствию ограничений со стороны регулирующих органов и при равенстве доступа компаний к технологиям интернета вещей возможно создание конкурентной среды, в результате рынок IoT может стать реальным драйвером цифровой экономики страны.

Впрочем, инвесторам бежать впереди паровоза, даже на таком бурно развивающемся рынке, как интернет вещей, не рекомендуется: проекты в этой сфере очень затратные. Неудачным примером можно считать строительство с учетом концепции IoT города Songdo в Южной Корее. «Умная» утопия, расположенная в 40 км от Сеула, спустя 15 лет после закладки первого фундамента, все еще недостроена. Первоначальная дата завершения проекта переносится уже в третий раз: сначала это был 2015-й, затем — 2018-й и вот теперь — 2022 год. Среди технологий, которые планируется внедрить в Сонгдо — интерактивные панели на улицах, возможность удаленного контроля домашней техники в пределах города, специальные пневмотрубы для автоматизированной уборки квартир. Город задумывается практически безотходным: 99% мусора должны уходить на переработку или сжигаться для получения электроэнергии. На постройку города мечты уже потрачено 40 млрд долларов, но первоначальный бюджет оказался заниженным, и Сонгдо превратился в непривычный для корейцев долгострой. Сейчас здесь уже обитают 70 тысяч жителей, но если деньги для окончания проекта не будут найдены, город может опустеть.